В чем ошибаются родители первоклассников

Юлия Корж
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.

В первом классе ребенка ждет много изменений. Ему предстоит адаптироваться к новому режиму, к большому количеству людей, к шумным переменам и дисциплине на уроках. Даже для самого подготовленного ребенка новый этап школьной жизни – это большой стресс. Не меньше, а порой и даже больше, переживают сами родители, которым очень хочется, чтобы школьная жизнь их ребенка удалась. Многие из родителей с особым рвением и усердием следят за успеваемостью ребенка и стремятся сделать его жизнь по-настоящему насыщенной: дополнительные занятия, кружки, спортивные секции.

Страхи и завышенные ожидания родителей первоклассников могут существенно подпортить жизнь самим маленьким ученикам. Но так ли уж необходимо это чрезмерное волнение и на чем действительно чаще всего спотыкаются родители первоклассников, читайте в статье психолога Катерины Деминой.

4 типичные ошибки родителей первоклашек

Когда родители отдают детей в первый класс, часто волнуются так, будто сами опять идут в школу. Поводы для волнения действительно есть – сможет ли ребенок адаптироваться в классе, сможет ли усваивать информацию и так далее. Такое волнение оборачивается чрезмерной заботой: ребенку нужно нанять няню и репетитора, отправить на кучу кружков, чтобы не было свободной минуты.

Но первый класс – это не про учебу, а про пробуждение интереса к ней, и об этом нужно помнить прежде всего.

Это прямо до того на слуху, что никто и не замечает неправильности: «Мы поступили в школу», «у нас отличная/ужасная учительница», «нам столько задают!». Понятно, что любой переход из одного состояния в другое вызывает много тревоги. И ребенок, и родители как будто проваливаются на предыдущую фазу развития. А поступление в школу – это, очевидно, большой шаг вперед и вверх по лестнице к взрослости и самостоятельности. Всем страшно – и первоклашке, и его родителям.

Как он там будет, без нас? Не обидят ли его, найдет ли он друзей на всю жизнь или будет тихим двоечником? А если ребенок и сам – малоуправляемый? Во многом наши страхи обусловлены нашим собственным детским опытом. Если воспоминания о школе скорее бодро положительные, мы только помашем рукой вслед и спокойно пойдем на работу. А если нет?

Из практики:

Я – мать-ехидна, это все знают. Не удосужилась даже дойти заранее до школы, чтобы узнать, во сколько линейка. Ну и притопали, такие все красивые, на час раньше. А на дворе дождь, ветер и +15. Хорошо, учительница наша уже была на месте, завела Лизку в класс, выбирай, говорит, себе место, раз раньше всех пришла. Лизка огляделась и заняла стратегическую высоту: первая парта по центру. Положила свой букет, портфель повесила, сидит, с учительницей болтает.

Тут звонит моя бабушка. Я ей все это с удовольствием рассказываю. И вдруг бабушка начинает страшно квохтать и хлопать крыльями: «Катя, ты смотри, это может быть очень опасно!». Ба, говорю, ты чего? В чем заключается опасность первой парты? Учительница споткнется и выколет глаз ручкой? Нет, говорит моя бабушка, пережившая репрессии и Холокост. Ее же могут заметить, и это не всем понравится! Бедная моя бабуля… Лизка для того и села на это место, чтобы быть замеченной. Для нее это неопасно.

Так что первая вещь, о которой стоит подумать перед первым сентября: как вы относитесь к школе. Что у вас за воспоминания? Насколько ваши опасения соответствуют реальности? Не навешиваете ли вы на ребенка свои эмоции?

Ошибка № 1. Не нужно записывать ребенка сразу на все кружки

Мама на площадке, с гордостью: «Соня такая умница, ее сразу взяли и в “Тодес”, и в художественную студию, еще и школа языковая! Придется бабушке с работы уйти, конечно, но надо же ребенку предоставить возможности для развития!». Соня при этом стоит, уткнувшись в телефон, и не реагирует.

Обнаружив в школе массу дополнительных занятий, амбициозные родители почему-то стремятся отдать ребенка сразу всюду. Как будто количество «творческих» развлечений автоматически делает из их ребенка выдающегося танцора, шахматиста и художника. Иногда и сам первоклашка ныряет с разбега во все эти приятности и активности: и то хочу, и это, а еще же есть не охваченные весельем выходные!

На самом деле средний семилетка с первой-второй группой здоровья может выдержать максимум один кружок из разряда «изо/шахматы/бисероплетение». Плюс одну очень среднюю спортивную секцию – при условии, что все это располагается прямо в школе.

Если секция серьезная (четыре-пять раз в неделю), а «сидячих» занятий больше, чем два часа в неделю, вы рискуете быстро исчерпать физические возможности своего первоклассника. Ему и так тяжко приходится: новый коллектив, новые правила, огромные массивы новой информации. Больше всего он нуждается сейчас в полноценном отдыхе после школы и в посильной беготне на улице. Не в «физических нагрузках», не в «развиваем мелкую моторику». Все, поздняк метаться, что могли – уже развили, сейчас время для использования.

Ошибка № 2. Не нужно сразу усаживать за уроки после школы

Это самый быстрый путь к потере интереса к учебе. Не зря в первом классе не задают на дом все первое полугодие, совсем не зря! Чтобы усвоиться, новая информация должна «полежать на полочке», настояться. Поэтому после уроков надо гулять, играть, слушать сказки и общаться с друзьями и родителями. А не писать бесконечные ряды палочек и крючочков. Нужны настольные игры, игры в слова, устный счет тренировать на конфетах и ступеньках, правописание и чтение – на рекламных вывесках и меню в кафешке. Учеба – это интересно и весело, по крайней мере в ваших силах так сделать.

Ошибка № 3. Не нужно, проходя программу, забегать вперед

Вот знаете, одно дело, когда ребенок, уже хорошо умеющий читать и писать, сам открывает свеженькие, только что полученные учебники и к вечеру уже все прочел. А другое дело, когда вы пытаетесь запихнуть в него содержание следующей темы, чтобы ему на уроках легче жилось. Спорно это. Кому-то действительно поможет. А кому-то вы окажете медвежью услугу: учительница-то объясняет по-другому! Нынешняя школа так сильно отличается от школы нашего детства, что родители иногда не в силах разобраться в программе даже второго класса.

Из переписки с друзьями:

«Люди, кто-нибудь знает, как решать эту задачу не алгебраически?! Мы уже весь мозг вывихнули, три с половиной высших образования пасуют. Что значит “решите задачу, не применяя уравнения”? Это вообще возможно?».

Второй класс.

Ошибка № 4. Не нужно нанимать репетиторов

Если на родительском собрании вам настойчиво внушают, что без дополнительных занятий с репетитором ваш ребенок не справится с программой – меняйте школу. Вариантов всего два: или это школа действительно вам не по росту, или это вымогательство, и тогда точно надо валить отсюда. Я не беру тяжелые случаи, когда человеку показана помощь специалистов – логопеда, нейропсихолога, дефектолога. Но обычные дети в состоянии осваивать программу первого класса без посторонней помощи.

У нас такая школа под окнами. Ужасно крутая, английская, чтобы в нее попасть, в прежние годы родители разбивали лагерь в школьном дворе за две недели до часа Х. Реально палатки ставили, к нам ходили «попить-пописать». С боем прорывались. И одним из «достоинств» было заявлено, что дети за первый год проходят программу первого и второго класса. Ну и что? Результат: тики, энурезы, расстройство пищевого поведения, страхи, навязчивые действия… Все признаки нервного истощения и стресса. Оно того стоило?

Задача ребенка в первые полгода в школе — адаптироваться к новым условиям жизни, найти друзей, приспособиться к учительнице. Буквы он выучит по-любому, считать научился уже очень давно, рисовать, петь, бегать за мячом… В общем-то, это все.

Автор Катерина Демина

Источник

Смотрите также:
Когда ребенок не хочет идти в школу
Какими фотографиями поделились звезды 1 сентября
Экспериментальное обучение: 9 нестандартных школ



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: