Стоит ли помогать ребенку с выполнением домашних заданий

Юлия Корж
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.

Как ни грустно это осознавать, но школьная оценка стала критерием успеха чуть ли не всей семьи. Если ребенок получает хорошие оценки – значит мы правильные родители и можем быть спокойны за будущее своего ребенка. Вполне нормально, если ребенок сам к этому стремится, а еще лучше – ему нравится получать новые знания. Но это скорее исключение из правил, причем довольно редкое. Обычно родители пристально следят за школьными успехами ребенка, заставляют, манипулируют и даже прибегают к насилию. И также вполне обычно, когда их методы не приводят к ожидаемому результату.

Так что ж теперь, не помогать совсем ребенку, не интересоваться его успехами? Тут стоит немного переформулировать вопрос: “Как помочь ребенку развить интерес к учебе и работать самостоятельно?” Только тогда у детей после окончания школы будет действительно багаж знания и умений, а не бумажка с оценками, пусть и хорошими.

Победа над оценками

Школа, уроки, домашние задания – эти слова часто наводят ужас не столько на детей, сколько на родителей. Это мамы мучаются с навыками каллиграфии, решением задач, проектами по окружающему миру и, конечно же, с английским языком. Именно мамы делают домашнее задание с ребенком, используя сначала запас ласковых слов, затем переходя постепенно на крик, оскорбление и даже рукоприкладство. А что же делают в это время дети?

Они витают в облаках, грызут ручки, изобретают всевозможные развлечения. Дети готовы делать все что угодно, но только не уроки. Родители же в свою очередь пробуют разные способы, стремясь превратить свое чадо в круглого отличника: и жесткие методы, главным атрибутом которых является лишение компьютера, планшета, и поощряющие, с обещанием за хорошую учебу опять-таки компьютера, планшета или телефона. Они сулят интересные поездки, аквапарки и много других развлечений. Но такие меры поощрения и наказания почему-то не работают или работают очень недолго. Мамы и папы обижаются: они так много делают для своего ребенка, а он не способен даже на самую малость – просто хорошо учиться и старательно выполнять домашние задания.

Все делаю за него…

Главный вопрос, который задают родители школьным психологам, нейропсихологам: «Что делать, чтобы ребенок учился, выполнял домашнюю работу старательно и ответственно?»

Заглянем в кабинет психолога, где разворачивается диалог:

– Меня беспокоит, что сын не хочет выполнять домашние задания, он совершенно безразличен к оценкам. «Грязь» в тетрадках он даже и не видит. Я все делаю за него, фактически разжевываю и кладу в рот. Каждую буковку он пишет под моим руководством. Пока я «над ним стою», у него все получается. Как только отхожу – обучение заканчивается.

– Ваш сын просит о помощи?

– Нет, не просит, ему же все равно. Он знает, что я помогу и так…

Пауза, психолог задумывается: может, в этом дело? Возможно, ребенок уверен, что за него и так все сделают и ему незачем трудиться?

– Вы не откликаетесь на помощь, а предугадываете и фактически выполняете не свою работу. Представьте, что за вас сделали всю работу и вы не приложили особых усилий к ее выполнению. Можете ли вы считать эту деятельность своей?

– То есть выполнение уроков – это не его работа, а моя получается? И, соответственно, сын не несет за нее никакой ответственности? Но боюсь, он не сможет выполнять сам задания, в его тетрадке будет грязь и великое множество исправлений.

– Вы лишили сына главной школьной ценности – самостоятельности. Поэтому спешу вас огорчить: если не прекратите делать уроки сейчас, так и будете учиться вместо сына много лет.

Оценка для нарцисса

Очень важно научить ребенка работать самостоятельно: ошибаться, анализировать, искать правильные решения и получать от этого удовольствие – от поиска истины, новых путей решения, анализа собственных ошибок. Увлекательный мир обучения все забыли и «превратили в ад», в мучительные четверти от каникул до каникул. А что остается на долю родителя? Помочь научиться учиться. Поддержать, когда появятся первые неудачи, разочарования и неуверенность в собственных силах.

Почему же современные родители с такой тревогой относятся к обучению своего ребенка? Как говорят гештальттерапевты, произошла подмена фона и фигуры. И главный критерий этой подмены – оценки. Именно оценки, которые должны определять уровень знаний ребенка, стали атрибутом родительского нарциссизма. И это, конечно, сильно мешает детям развиваться и получать удовольствие от учебы в школе. Родители нацелены на достижения, на пятерки любыми средствами, на то, чтобы ребенок был лучшим, успешным.

В такой стрессовой ситуации и дети, и родители не могут спокойно жить и наслаждаться каждый своей работой. Но если вы попробуете посмотреть на обучение с другой стороны, без давления социума, перестанете контролировать оценки, то увидите новые грани возможностей своих детей.

Нейропсихологические принципы в обучении может использовать любой родитель. И главный из них совпадает с врачебным  «не навреди». Важно прислушиваться к ребенку и понимать, когда он переутомился. Дети плохо чувствуют тело, часто не понимают свои эмоциональные проявления. Их поведение может служить маркером истощения психической энергетики. Например, ребенок может стать капризным, начать закатывать истерики, бегать бесцельно, делать глупые ошибки при выполнении элементарных заданий. Это знак для родителей, что он нуждается в активизации энергетической активности головного мозга.

Как взрослый может помочь ребенку?

  1. В фокусе восприятия должно оказаться рабочее место. Обратите внимание на посторонние стимулы (окно, картинки на обоях, игрушки на столе, лишние предметы, которые могут отвлекать). Положите под тетрадку подложку красного или оранжевого цвета. Она образует яркую рамку, которая помогает непроизвольно фокусировать внимание на пространстве тетради.
  2. Для экономии психических сил разбивайте занятие на смысловые части. Самые сложные задания лучше выполнить вначале и, если что-то не получается, дать ребенку время для осмысления или ненадолго сменить деятельность. Например, вместо решения математической задачки переключиться на проект по окружающему миру. Маленький перекус (печенье, сок, фрукт) также активизирует подкорку. Мозг реагирует ориентировочным рефлексом и дает дополнительную энергию, которая сопровождается улучшением внимания.
  3. Вернуть внимание помогут любые ритмичные движения. Подойдет игра в ладушки, отстукивания ритма ногами и руками, танцевальные движения под музыку или счет, подражание животным, птицам, транспорту и так далее.

Метод «Зеленая ручка»

Для развития внимания, активизации лобных долей мозга можно использовать метод «зеленой ручки», описанный Татьяной Иванко.

Он заключается в том, что при обучении письму, счету или любой другой деятельности зеленой пастой выделяется то, что хорошо получается. Вместо того чтобы выделять красной ручкой ошибки, мы с помощью зеленой пасты акцентируем внимание на хорошо получившихся буквах и цифрах. «Зеленая ручка» помогает сосредоточиться на том, что получается хорошо, и ребенок начинает стремиться, чтобы в тетрадке появилось как можно больше зеленого цвета.

Метод зеленой ручки перестраивает сознание в сторону интересной, поисковой работы. Уроки превращаются в увлекательную игру. Появляются «самая красивая цифра», «мисс буква», «английская королева» и т. д.

Родители сами с удовольствием включаются в эту игру и начинают фантазировать и придумывать свои индивидуальные методы интересного увлекательного обучения.

Метод «Линия времени»

Способствует увеличению концентрации внимания, повышению мотивации при выполнении домашней работы.

Ребенок совместно с родителем (на первом этапе) рисует на листе бумаги или на доске отрезок. Затем отрезок делится на несколько частей, которые представляют собой этапы выполнения одного урока, например, русского языка. Первая часть отрезка обозначает один из элементов выполнения домашнего задания, например, выучить правила в заданном параграфе, на это отводится 15 минут, и заводится будильник. Ребенку будет интересно, если это будет его личный будильник в виде какого-нибудь животного, фрукта, любимого мультяшного персонажа и т. д. После того как будильник прозвенел, ребенок может переходить к следующему отрезку или добавить еще немного времени.

Следующий отрезок может обозначать работу над ошибками прошлого домашнего задания, написание заданного текста и т. д. Не забудьте включить в линию времени небольшие перерывы. В конце отрезка можно нарисовать или приклеить фигурку, которая символизирует успешное завершение работы.

В зависимости от типа нервной системы отрезки ранжируются от простого к сложному и наоборот. Если ваш ребенок долго включается в работу, значит вначале он может сделать более легкие задания. А если быстро начинает думать, но так же быстро и устает, то лучше переходить от сложных заданий к легким. Когда все задания выполнены, можно включать мелодию, символизирующую победу.

Метод «Веселые соревнования»

Формирует мотивацию и помогает плавно сменить ведущую деятельность – от игры к обучению.

В веселых соревнованиях участвуют дни недели. Например, на этой неделе будут соревноваться фрукты и ягоды: понедельник – символизирует персик, вторник – виноград, среда – сливу и т. д. Можно разместить предметы на магнитной доске, определить призовые места – первое, второе, третье. Параметры, по которым будут оцениваться дни недели, могут включать в себя разные критерии: выполнение домашнего задания, личная гигиена, поведение в школе. И, вспоминая метод зеленой ручки, акцент делают, конечно, на положительных результатах. Можно оформить веселые соревнования в виде красочной таблицы, где ребенок будет сам ставить себе плюсики или смайлики. В конце недели вместе с родителем подсчитываются результаты, определяются фрукты-победители.

Так родители смогут узнать, какой день недели самый продуктивный для ребенка, а когда чадо переутомляется. Если в течение месяца в соревнованиях проигрывает, скажем, среда, четверг или другой день недели – снизьте нагрузку, перенесите посещение кружков на другие дни или вообще избавьтесь от непосильной ноши.

Методов, помогающих лучше думать и запоминать, очень много. Вы можете прочитать о них в специальной литературе или изобрести сами. Главное – подойти к выполнению домашних заданий творчески, с любопытством и интересом. Однако постарайтесь не путать работу ребенка со своей и ставить целью его обучения хорошие отметки.

Автор Ольга Крымская

Источник

Смотрите также:
10 причин того, что дети не хотят ходить в школу, от 11-летнего Тимофея Дрогина
Компьютеризация обучения: плюсы и минусы
Когда ребенок не хочет идти в школу



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: