Рояль, скрипка и родной язык или почему мы выбираем обучение музыке по методу Судзуки

Все родители мечтают видеть своего ребенка как минимум талантливой личностью. И всячески пытаются развивать его с
младенчества. Занимаются ментальной математикой, шахматами, иностранными языками, спортом и танцами. Одной из самых популярных позиций в этом списке остается музыка.

Никто из современных родителей не спорит с тем, что занятия музыкой развивают ребенка. Далеко ходить не надо, у нас множество примеров великих, игравших на разных музыкальных инструментах в свободное от науки время. Зарубежные ученые Эйнштейн, Планк, Борн, российский физик Яков Френкель, ученый химик и композитор Александр Бородин, конструктор-изобретатель Лев Термен, великий шахматист и пианист Марк Тайманов. Широко известны слова Эйнштейна о его великих открытиях в области физики: «Эта мысль пришла ко мне интуитивно, а движущей силой интуиции была музыка. Мое новое открытие стало результатом музыкального восприятия». Комментарии здесь излишни…

Сегодня и многочисленные научные исследования доказали, что занятия музыкой серьезно влияют на мозг человека. Развиваются математические способности и речь, активизируются мыслительные процессы и улучшаются кратковременная память и интуиция. Это кроме стандартных навыков: развития музыкального слуха и голоса, координации движений и слухового восприятия. Но на этом список не заканчивается. Под влиянием занятий музыкой улучшается психо- эмоциональное состояние, развивается хороший эстетический вкус и формируются эстетические представления у ребенка. Конечно, чтобы добиться таких фантастических результатов, необходимо чтобы совпали 3 основных фактора: родители, учитель и система обучения.

Почему же тогда мы редко видим положительные результаты у детей, прилежно играющих гаммы и этюды в музыкальных школах? И почему дети после 7 лет обучения выходят в этот мир со стойким отвращением к классической музыке на долгие годы? Почему обучение детей прекрасному искусству происходит порой не благодаря, а вопреки? Вывод напрашивается сам собой: происходит сбой в одной из трех составляющих. Либо родители не поддерживают свое чадо в его занятиях, объясняя это своей «музыкальной неграмотностью», либо невнимательный к потребностям ученика преподаватель занимается сухой муштрой, либо неэффективна сама система обучения, нацеленная лишь на воспитание профессионалов.

Я, как педагог, тоже пыталась найти выход из этой ситуации. Искала и пробовала различные системы в работе с детьми. И неожиданно наткнулась на методику японского скрипача-педагога Синити Судзуки. И, что называется, душа откликнулась! Метод оказался далеко не новым, а давно уже испытанным и опробованным во многих странах мира (с 1954 года).

Дети с самого раннего возраста начинают заниматься музыкой и учатся играть на музыкальных инструментах так же естественно, как и учатся говорить на родном языке! Метод так и называется – метод родного языка. В этом и состоит открытие Судзуки: каждый ребенок может! Любой может говорить на языке своей мамы, каким бы сложным этот язык ни был. Этому способствует сама жизнь: ребенок находится в окружении любимых людей, говорящих на этом языке постоянно, чувствует себя защищенным, постоянно слушает и имитирует. Вот, собственно, и все!

Судзуки перенес эти условия на почву музыкального воспитания:

  • ребенок находится в позитивном окружении, родители обязательно присутствуют на занятиях и поддерживают свое чадо, музыку в лучшем исполнении дети слушают постоянно и дома, и на занятиях;
  • обязательные постоянные повторения разучиваемого и уже пройденного материала. Повторения, как матери учения, никто не отменял;
  • каждый развивается по собственному плану, в зависимости от скорости усвоения материала;
  • нет никаких обязательных экзаменов, которые нужно сдавать 2 раза в год. Нет нервотрепки по подготовке и сдаче этих экзаменов, вызывающих у детей и у родителей сумасшедший стресс;
  • но зато есть регулярные концерты, на которых абсолютно все дети демонстрируют выученный материал. Даже если ребенок еще ничего не играет или играет только одним пальцем, он показывает это с большим удовольствием и гордостью. Страх сцены при этом отсутствует напрочь!
  • ежегодные международные летние лагеря, где дети, родители и преподаватели из разных стран делятся своим опытом, общаются на языке музыки и с удовольствием играют вместе, потому что программа обучения едина для всех обучающихся.

Как видите, методика довольно простая, без «изысков». Но, конечно, не работает без опытного преподавателя.

Уникальность метода все-таки состоит в его достижениях. Тысячи детей обучились игре на музыкальных инструментах по методу “родного языка”, научились слушать и понимать прекрасное искусство музыки, научились работать над собой. В конечном итоге, система Судзуки имеет своей целью не создание гениев, а воспитание добрых и благородных людей, развитие в детях дисциплины, трудолюбия, памяти, концентрации, понимания прекрасного. Что является фундаментом в формировании современного прогрессивного человека.

Смотрите также:
Им всего по 9 лет, а они уже круче многих взрослых музыкантов
Музыкальная терапия для деток
Делаем музыкальные инструменты из подручных вещей



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: