Рояль, скрипка и родной язык или почему мы выбираем обучение музыке по методу Судзуки

Оксана Стецюк
Дипломированный преподаватель музыки со стажем более 10 лет. После рождения дочери, серьезно увлеклась изучением систем раннего развития детей. Мечтаю найти и внедрить в педагогику самый естественный способ обучения детей игре на музыкальных инструментах.
Дипломированный преподаватель музыки со стажем более 10 лет. После рождения дочери, серьезно увлеклась изучением систем раннего развития детей. Мечтаю найти и внедрить в педагогику самый естественный способ обучения детей игре на музыкальных инструментах.... показать

Все родители мечтают видеть своего ребенка как минимум талантливой личностью. И всячески пытаются развивать его с
младенчества. Занимаются ментальной математикой, шахматами, иностранными языками, спортом и танцами. Одной из самых популярных позиций в этом списке остается музыка.

Никто из современных родителей не спорит с тем, что занятия музыкой развивают ребенка. Далеко ходить не надо, у нас множество примеров великих, игравших на разных музыкальных инструментах в свободное от науки время. Зарубежные ученые Эйнштейн, Планк, Борн, российский физик Яков Френкель, ученый химик и композитор Александр Бородин, конструктор-изобретатель Лев Термен, великий шахматист и пианист Марк Тайманов. Широко известны слова Эйнштейна о его великих открытиях в области физики: «Эта мысль пришла ко мне интуитивно, а движущей силой интуиции была музыка. Мое новое открытие стало результатом музыкального восприятия». Комментарии здесь излишни…

Сегодня и многочисленные научные исследования доказали, что занятия музыкой серьезно влияют на мозг человека. Развиваются математические способности и речь, активизируются мыслительные процессы и улучшаются кратковременная память и интуиция. Это кроме стандартных навыков: развития музыкального слуха и голоса, координации движений и слухового восприятия. Но на этом список не заканчивается. Под влиянием занятий музыкой улучшается психо- эмоциональное состояние, развивается хороший эстетический вкус и формируются эстетические представления у ребенка. Конечно, чтобы добиться таких фантастических результатов, необходимо чтобы совпали 3 основных фактора: родители, учитель и система обучения.

Почему же тогда мы редко видим положительные результаты у детей, прилежно играющих гаммы и этюды в музыкальных школах? И почему дети после 7 лет обучения выходят в этот мир со стойким отвращением к классической музыке на долгие годы? Почему обучение детей прекрасному искусству происходит порой не благодаря, а вопреки? Вывод напрашивается сам собой: происходит сбой в одной из трех составляющих. Либо родители не поддерживают свое чадо в его занятиях, объясняя это своей «музыкальной неграмотностью», либо невнимательный к потребностям ученика преподаватель занимается сухой муштрой, либо неэффективна сама система обучения, нацеленная лишь на воспитание профессионалов.

Я, как педагог, тоже пыталась найти выход из этой ситуации. Искала и пробовала различные системы в работе с детьми. И неожиданно наткнулась на методику японского скрипача-педагога Синити Судзуки. И, что называется, душа откликнулась! Метод оказался далеко не новым, а давно уже испытанным и опробованным во многих странах мира (с 1954 года).

Дети с самого раннего возраста начинают заниматься музыкой и учатся играть на музыкальных инструментах так же естественно, как и учатся говорить на родном языке! Метод так и называется – метод родного языка. В этом и состоит открытие Судзуки: каждый ребенок может! Любой может говорить на языке своей мамы, каким бы сложным этот язык ни был. Этому способствует сама жизнь: ребенок находится в окружении любимых людей, говорящих на этом языке постоянно, чувствует себя защищенным, постоянно слушает и имитирует. Вот, собственно, и все!

Судзуки перенес эти условия на почву музыкального воспитания:

  • ребенок находится в позитивном окружении, родители обязательно присутствуют на занятиях и поддерживают свое чадо, музыку в лучшем исполнении дети слушают постоянно и дома, и на занятиях;
  • обязательные постоянные повторения разучиваемого и уже пройденного материала. Повторения, как матери учения, никто не отменял;
  • каждый развивается по собственному плану, в зависимости от скорости усвоения материала;
  • нет никаких обязательных экзаменов, которые нужно сдавать 2 раза в год. Нет нервотрепки по подготовке и сдаче этих экзаменов, вызывающих у детей и у родителей сумасшедший стресс;
  • но зато есть регулярные концерты, на которых абсолютно все дети демонстрируют выученный материал. Даже если ребенок еще ничего не играет или играет только одним пальцем, он показывает это с большим удовольствием и гордостью. Страх сцены при этом отсутствует напрочь!
  • ежегодные международные летние лагеря, где дети, родители и преподаватели из разных стран делятся своим опытом, общаются на языке музыки и с удовольствием играют вместе, потому что программа обучения едина для всех обучающихся.

Как видите, методика довольно простая, без «изысков». Но, конечно, не работает без опытного преподавателя.

Уникальность метода все-таки состоит в его достижениях. Тысячи детей обучились игре на музыкальных инструментах по методу “родного языка”, научились слушать и понимать прекрасное искусство музыки, научились работать над собой. В конечном итоге, система Судзуки имеет своей целью не создание гениев, а воспитание добрых и благородных людей, развитие в детях дисциплины, трудолюбия, памяти, концентрации, понимания прекрасного. Что является фундаментом в формировании современного прогрессивного человека.

Смотрите также:
Им всего по 9 лет, а они уже круче многих взрослых музыкантов
Музыкальная терапия для деток
Делаем музыкальные инструменты из подручных вещей

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: