“Ребенок — совсем не то, что думают о нем взрослые”. 27 мыслей Франсуазы Дольто

Франсуаза Дольто — французский педиатр, а также известный всему миру детский психоаналитик. Свою популярность она получила после выхода ее книги “На стороне ребенка”. Автор придерживается мнения, что детство — это не подготовка к жизни, это и есть сама жизнь! О том, как сделать отношения с ребенком гармоничными, эти 27 гениальных мыслей Франсуазы Дольто.

  1. Каждый взрослый должен принимать каждое новое живое существо, рождающееся на свет, так, как ему хотелось бы, чтобы приняли его самого.
  2. Дети стоят у истоков Знания. Они задают настоящие вопросы. Они ищут ответы, которых нет у взрослых. Именно они, дети, владеют ключами от любви, надежды и веры.
  3. Люди забывают, что Эйнштейн был посредственным учеником. К тому же они хотят такого ребенка, который был бы умницей с момента рождения. Но ведь ум может развиться гораздо позже и проявиться в самых неожиданных признаках, до поры до времени скрываемых под маской слабоумия.
  4. Воспитывать ребенка — это значит информировать его заранее о том, что ему докажет опыт.
  5. Все запреты имеют для ребенка смысл только в том случае, если то же самое запрещено и для родителей.
  6. Ребенок умеет распознавать правду или, во всяком случае, искренность эмоционального общения.
  7. Родители ведут себя по отношению к ребенку так, как будто то, кем станет этот ребенок, имело смысл лишь в момент их соития, все остальное не в счет. Они отрицают, что желание жизни, которое живет в их ребенке, это нечто совершенно иное, чем то, что они себе представляли.
  8. Ребенку, чтобы хорошо развиваться, нужно находиться на периферии группы своих родителей, а не составлять ее центр.
  9. У родителей есть странная манера преувеличивать неловкости в поведении их ребенка, хотя они утверждают, что из кожи вон лезут, чтобы помочь ему от них избавиться.
  10. А вот еще фраза, которую матери твердят, как попугаи, обращаясь к пятнадцатилетним подросткам: «Ты меня убиваешь». На самом деле мальчик или девочка этого возраста должны бы иметь возможность ответить так: «Да, к счастью, я убиваю тебя как свою мать, потому что с этим покончено: будь женщиной, женой для моего отца, для твоего мужчины, тогда и я тоже смогу стать мужчиной (или женщиной).
  11. Наказывают всегда того ребенка, которого слышат и который реагирует, но никогда не того, который спровоцировал эту реакцию.
  12. Ребенок — это ахиллесова пята взрослого: быть может, даже тот, кто на первый взгляд кажется самым сильным, боится этого правдивого существа, которое способно его обезоружить.
  13. Именно ребенок имеет доступ к тому, что обладает наибольшей ценностью в мире, но поскольку он мал и физически слаб, мы навязываем ему нашу волю, какую сильные всегда навязывают слабым.
  14. Уважать ребенка — это значит предложить ему модель поведения и предоставить возможность не подражать ей. У него нет другого выхода в формировании себя, кроме отрицания, и он говорит «нет».
  15. В семье дети и собаки всегда знают все, особенно то, о чем не говорят.
  16. Где нет детства, нет и зрелости.
  17. Отрочество — это период, когда человек переживает второе рождение.
  18. Каждое существо, даже если оно не было желанно для своих родителей, даже если его «не планировали», родилось потому, что оно желало родиться.
  19. Ребенок — совсем не то, что думают о нем взрослые.
  20. Готовность стать родителем достигается на том уровне развития личности, когда человек может взять на себя ответственность за другого, существующего независимо от него, и который никогда этому человеку принадлежать не будет.
  21. Центральной нервной системе ребенка присуща огромная хрупкость, необыкновенная чувствительность к потрясениям, исходящим из окружающей среды.
  22. «Ребенка с большой буквы» не существует: существует личность, переживающая пору своего детства, личность, которая, по сути, уже есть то, чем будет всегда.
  23. И здоровье, и болезнь — результат межличностных отношений, связей, складывающихся у детей со взрослыми и у взрослых с детьми. Необходимо работать над пониманием и оздоровлением этих связей.
  24. Если взрослый проявляет физическую агрессию по отношению к ребенку, то это потому, что он не имеет с ребенком связи через язык: он не видит в нем человеческое существо.
  25. Напрасно мы, взрослые, полагаем, что ребенок не может понять языка, пока не овладел устной грамматической техникой выражения. В действительности он интуитивно улавливает суть того, что ему говорят.
  26. Во избежание страданий и неврозов ребенок в раннем возрасте должен любой ценой оставаться в полном симбиозе с матерью.
  27. Нет ничего хорошего в том, что ребенку ни в чем не отказывают; ему необходимо сталкиваться с другими актами желания, со свойственными другим возрастам желаниями других людей.

Смотрите также:
7 советов родителям по воспитанию детей от Матери Терезы
21 постулат о детях, семье и воспитании от Марии Монтессори
20 подсказок умным родителям от талантливого педагога и психолога Юлии Гиппенрейтер



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: