Франсуаза Дольто — французский педиатр, а также известный всему миру детский психоаналитик. Свою популярность она получила после выхода ее книги «На стороне ребенка». Автор придерживается мнения, что детство — это не подготовка к жизни, это и есть сама жизнь! О том, как сделать отношения с ребенком гармоничными, эти 27 гениальных мыслей Франсуазы Дольто.
- Каждый взрослый должен принимать каждое новое живое существо, рождающееся на свет, так, как ему хотелось бы, чтобы приняли его самого.
- Дети стоят у истоков Знания. Они задают настоящие вопросы. Они ищут ответы, которых нет у взрослых. Именно они, дети, владеют ключами от любви, надежды и веры.
- Люди забывают, что Эйнштейн был посредственным учеником. К тому же они хотят такого ребенка, который был бы умницей с момента рождения. Но ведь ум может развиться гораздо позже и проявиться в самых неожиданных признаках, до поры до времени скрываемых под маской слабоумия.
- Воспитывать ребенка — это значит информировать его заранее о том, что ему докажет опыт.
- Все запреты имеют для ребенка смысл только в том случае, если то же самое запрещено и для родителей.
- Ребенок умеет распознавать правду или, во всяком случае, искренность эмоционального общения.
- Родители ведут себя по отношению к ребенку так, как будто то, кем станет этот ребенок, имело смысл лишь в момент их соития, все остальное не в счет. Они отрицают, что желание жизни, которое живет в их ребенке, это нечто совершенно иное, чем то, что они себе представляли.
- Ребенку, чтобы хорошо развиваться, нужно находиться на периферии группы своих родителей, а не составлять ее центр.
- У родителей есть странная манера преувеличивать неловкости в поведении их ребенка, хотя они утверждают, что из кожи вон лезут, чтобы помочь ему от них избавиться.
- А вот еще фраза, которую матери твердят, как попугаи, обращаясь к пятнадцатилетним подросткам: «Ты меня убиваешь». На самом деле мальчик или девочка этого возраста должны бы иметь возможность ответить так: «Да, к счастью, я убиваю тебя как свою мать, потому что с этим покончено: будь женщиной, женой для моего отца, для твоего мужчины, тогда и я тоже смогу стать мужчиной (или женщиной).
- Наказывают всегда того ребенка, которого слышат и который реагирует, но никогда не того, который спровоцировал эту реакцию.
- Ребенок — это ахиллесова пята взрослого: быть может, даже тот, кто на первый взгляд кажется самым сильным, боится этого правдивого существа, которое способно его обезоружить.
- Именно ребенок имеет доступ к тому, что обладает наибольшей ценностью в мире, но поскольку он мал и физически слаб, мы навязываем ему нашу волю, какую сильные всегда навязывают слабым.
- Уважать ребенка — это значит предложить ему модель поведения и предоставить возможность не подражать ей. У него нет другого выхода в формировании себя, кроме отрицания, и он говорит «нет».
- В семье дети и собаки всегда знают все, особенно то, о чем не говорят.
- Где нет детства, нет и зрелости.
- Отрочество — это период, когда человек переживает второе рождение.
- Каждое существо, даже если оно не было желанно для своих родителей, даже если его «не планировали», родилось потому, что оно желало родиться.
- Ребенок — совсем не то, что думают о нем взрослые.
- Готовность стать родителем достигается на том уровне развития личности, когда человек может взять на себя ответственность за другого, существующего независимо от него, и который никогда этому человеку принадлежать не будет.
- Центральной нервной системе ребенка присуща огромная хрупкость, необыкновенная чувствительность к потрясениям, исходящим из окружающей среды.
- «Ребенка с большой буквы» не существует: существует личность, переживающая пору своего детства, личность, которая, по сути, уже есть то, чем будет всегда.
- И здоровье, и болезнь — результат межличностных отношений, связей, складывающихся у детей со взрослыми и у взрослых с детьми. Необходимо работать над пониманием и оздоровлением этих связей.
- Если взрослый проявляет физическую агрессию по отношению к ребенку, то это потому, что он не имеет с ребенком связи через язык: он не видит в нем человеческое существо.
- Напрасно мы, взрослые, полагаем, что ребенок не может понять языка, пока не овладел устной грамматической техникой выражения. В действительности он интуитивно улавливает суть того, что ему говорят.
- Во избежание страданий и неврозов ребенок в раннем возрасте должен любой ценой оставаться в полном симбиозе с матерью.
- Нет ничего хорошего в том, что ребенку ни в чем не отказывают; ему необходимо сталкиваться с другими актами желания, со свойственными другим возрастам желаниями других людей.
Была ли эта информация полезной?
ДаНет
Смотрите также: 7 советов родителям по воспитанию детей от Матери Терезы 21 постулат о детях, семье и воспитании от Марии Монтессори 20 подсказок умным родителям от талантливого педагога и психолога Юлии Гиппенрейтер