Удалось ли сохранить русский у ребенка на адекватном уровне, если ежедневно слышит минимум 4 языка?
Поделитесь, пожалуйста, позитивным опытом.
Удалось ли кому-то сохранить русский у ребенка на адекватном уровне, если ребенок ежедневно слышит минимум 4 языка?
Я говорю с ребенком только по-русски, муж — на своем родном языке, между собой мы говорим на английском (т.е. к ребенку мы на нем не обращаемся, но она его постоянно слышит в пассиве), и ясли на полный день на языке среды (который, к тому же, устный сильно отличается от письменного). Буду очень рада услышать о позитивном опыте сохранения русского в подобной ситуации (особенно о том, как именно вам это удалось). Заранее большое спасибо!
Мне кажется, неважно сколько языков ребенок слышит. Важно, на каких языках к нему обращаются и насколько сильна мотивация в коммуникации использовать русский. Поэтому так важна местная русскоязычная среда, подкрепляющая эту мотивацию.
Да, в этом я с вами полностью согласна.
Вы — молодец. Я Вами восхищаюсь. Продолжайте в том же духе. У Вас все получится!
Спасибо!
Есть такие примеры, где как и у вас 4 языка и дети (8 и 5 лет) говорят на русском. Но ходят отдельно на курсы русского (1-2 раза в неделю). Главное говорите на русском, даже если дети начнут говорить на местном языке с вами.
Спасибо!
Я общалась с девушкой, у которой мама была с русским, папа с арабским, до 7 лет в Швеции, потом в Германии в английской школе. Девушка по-русски говорила, но с ошибками, акцентом и не умела писать. На арабском так же. На немецком чисто без диалектов, на английском предпочитала читать. Русский был ее любимый, но общения с мамой было недостаточно. Явно нужны были дополнительные усилия, которые не приложили в нужное время.
Моему сыну 8, у нас три постоянных языка (русский, англ и турецкий — папин) и один переменный. Был испанский, потом болгарский, сейчас будет учить грузинский. На всех языках говорит/говорил свободно, учится, читает и пишет. Русским я занимаюсь постоянно (как и английским), читать он начал сначала по-русски. Ездим на родину раз в полтора года — это очень важно.
Ребенок не в напряге. Успешно осваивает школьную программу для его возраста (закончили 2 класс в Болгарии на болгарском, первый класс в Панаме на английском и испанском).
Все возможно, если создать условия.
Лет с трех я начала показывать буквы. (Важно — буквы называть исключительно звуками, которые они обозначают, а не «бэ», «вэ». Приложение для планшета «русский алфавит». Читать по слогам начали в 4. Мультики на русском. С пяти начала обучение письму по книге «Пишем вместе с логопедом» — отличная книга! Шесть — письменные буквы и учебник первый класс по русскому языку (Канакина/Горецкий). организовала группу детей по русскому языку (когда не было возможности поехать на родину). Поездки очень помогли, мы на месяц ездили.
Далее работаем по учебнику 2 класса. Сейчас читает энциклопедии, сказки, художку. Мультики почти всегда на русском.
Замечу, что ребенок обычный, без особенных умственных способностей. Обычный нормальный хороший ребенок.
Вдохновляет. Спасибо
Спасибо! Действительно очень вдохновляющий опыт!
При этом без сильного напряга. Постепенная, планомерная, посильная работа в удовольствие. Как с моей стороны, так и с его. Были, конечно, протесты — перед началом занятий, но достаточно внимания и объяснений плюс стимулы (мультики, айпад) и сейчас мы почти без нытья садимся заниматься (фырканье иногда тут или там возникает часто). В процессе занятия, отмечу, ребенку интересно, не ноет, с удовольствием берется решать поставленные задачи. Самый сложный момент — остановить балденье и начать работу.
Все эти моменты прорабатываются с достаточным терпением и упорством.
Полина, какая Вы молодец! Очень вдохновляет! Можете поделиться про то когда вы занимаетесь и как планируете время. Вы работаете?
Я не работаю. Занимаемся по будням урок-два в день пока в рабочем состоянии ребенок (по часу на урок где-то. Чередую: русский по электронному учебнику, англ по бумажному, грамматика англ и правописание он сам по рабочей тетрадке (это 15 мин в день, там легкие быстрые задания — могу дать названия) , science по видео-урокам в интернете, очень интересные уроки, могу дать ссылку. Математика — по Петерсон. Еще Человек и Миром разбавляю иногда.
Это все в дополнение к школе.
Когда остается время — читает. Неделя — книгу на русском, неделя — на английском.
Во время школы получается дополнительного час-полтора занятия. Иногда получается без доп занятий вообще.
Остальное время он бежит в парк играть и дома возится с игрушками.
Пыталась дать спорт, но во-первых, нужно оставлять достаточно свободного времени при этом. А во-вторых, ему не нравится насиловать себя (как на спортивных занятиях часто бывает). Думаю начать йогу с ним. пока не насобираю сил на регулярные занятия по йоге. Это же убедить надо еще ?
Во время каникул часа два в день занятий получается плюс чтение.
Но надо смотреть, иногда делать перерывы, когда вообще никаких занятий.
Летом месяц свободный в любом случае.
@Anya
Сейчас по окончании уч года почти месяц был свободен, но чтение осталось. Сейчас он уже сам берет энциклопедии и зависает на час, помимо обязательного чтения 6 страниц в день.
Как таковой системы у меня нет. Есть набор материалов, которые я чередую как диджей диски. Смотрю по настроению. Если хочется русского — занимаемся русским. Математики — математикой.
Но у нас система в школе, так что проблемы в этом нет.
По сути, на протяжении всего периода обучения все, что я делала — это впихивала в свободные «окна» русский и математику. Сейчас еще английский. Свободные окна — это когда видишь, что ребенок скучает и готов уже воспринимать новую информацию. У меня нет программы по срокам. Есть просто информация и материалы, с которыми я хочу познакомить моего ребенка. И я знакомлю, в удобное доя нас время.
Когда изучаешь материал — сразу понятно, если руки зачесались показать — значит, останавливаемся на нем, и показываем, в свободное удобное время. Которое у нас случается почти каждый день по будням и иногда по субботам ?
Материалы я описала выше. Если надо, дам ссылки.
Структура занятия зависит от материала. Главное — чтобы без поторапливания, бес стресса (со стороны учителя, как минимум). Учитель направляет, помогает бороться со стрессом (ошибки, трудные места), но не напрягает и не торопит.
Поэтому наши занятия растягиваются на час: написали диктант — обязательно надо сделать иллюстрацию. А перед началом урока — нарисовать человечков, собравшихся, чтобы идти в школу. Или еще много чего. Какое-нибудь предложение или интересная фраза может спровоцировать начало истории, ее иногда надо выслушать и, аккуратно завершив, продолжить урок. (Иногда закончить урок ?.
В таких условиях ребенок часто проявляет желание самому написать сочинение на пару страниц. Историю ведь надо закрепить на бумаге. И приложить иллюстрации. Это все — часть урока тоже.
@Polına сбросьте математику, пожалуйста
@Perlina какой у вас возраст и что проходите?
@Polına 5 лет. Начальная школа
Я заметила, при изучении мат по англ программе страдает глубинное понимание счета. По крайней мере, в нашей школе было так. Мой ребенок не очень силен в математике, мы занимались по рабочей тетради (дам ниже фото — мы ее купили в Беларуси). И непременно — состав числа. Постепенно, по одному- два числа за раз на протяжении нескольких занятий. Состав числа мы давали, как дают в русских школах — домик, а в крыше — число. Я сброшу фото ниже.
Состав числа — основа счета. От него дальше все пойдет гораздо легче.
@Polına да, спасибо, мне только на русском языке нужно. На английском он в школе учится
Вот пример задания на состав числа. Он сам записывал числа в пустые клетки (понятно, начали не с 8 ), потом рядом рисовал свой домик и я диктовала : «8 это 2 и.. (6)». Добивалась четкости одно — два занятия и только потом переходили к следующему числу.
Само такое занятие — один домик — на минут 15 в день. За пару недель проходишь все числа. Это базис нашей сегодняшней математики.
@Polına спасибо
Такие книжки для разного возраста — хорошее подспорье. Моему было трудно, поэтому я дополнительно дала состав числа. Пришлось даже начать с того, что он уже проходил в школе.
Вот на эту книгу я до сих пор не могу нарадоваться. Бесценный материал при обучении письму и чтению. Ребенок уже после нескольких уроков четко делил слова на звуки. Твердые/мягкие, вот это все. После нее сразу письменные пошли и на слух писал чудесно, ему было около 6 тогда. Рекомендую неистово!
После нее он по-английски и испански одним из первых в группе читал, если не первым. Настолько четко укладывает логику чтения и письма.
Пример задания из нее
Я бы ее в школах ввела на этапе обучению грамоте
Polına Solmaz спасибо большое. Моя дочь в киндергартен пойдет только, но я уже думаю как занятия организовать, когда начнется школа. Я работаю полный рабочий день и у нас можно выкроить максимум час вечером ( если ничем другим не заниматься). Меня ваш пример правда вдохновил. Если можно скиньте ссылк. Спасибо что тагнули
А можно ссылку на science пожалуйста?
@Oksana https://mysteryscience.com/lessons/seasonal/spring
Отличный ресурс. Много уроков там было бесплатно, за регистрацию (первый год), мы уже зарегистрированы, 40$ в год (со скидкой, так — 60).
Уроки очень интересные, мой сын их очень любит и радуется, когда у нас science.
@Anya ссылка на science в комментарии выше. Русский — по рабочей тетради выше, а после нее — учебник Канакина/Горецкий, есть в интернете пдф.
@Polına Spasibo vam ogromnoe :))
Да незшт)
@Polına Какая вы молодец! А можно мне тоже ссылку.
@Катя ссылка на science выше в комментарии. Книги мы покупали, русский учебник загружали из просторов интернета пдф. Если что еще интересует, спрашивайте ?
В изучении алфавита очень помогло приложение Веселый алфавит для айпад (может и на др платформах есть)
Оно есть в этом списке. Полная версия платная, но моему очень нравилось, я купила и не жалею.
http://www.diva.by/focus/lifestyle/ipad/49098.html
@Polına спасибо!
Слышать язык в пассиве недостаточно, им надо заниматься. Комментарии это подтверждают. Не важ но, сколько языков, важно, сколько усилий вложено в каждый из них.
У наших друзей мальчик почти 9 лет свободно говорит, пишет и читает на 5 языках — с мамой на русском, с папой на испанском, школа франко-английская, родился и жил до 8 лет в Австрии, сейчас живут в США. Сейчас у них 1 урок в неделю с репетитором по русскому, 1 раз в неделю 1,5 часа испанский в группе, 1 раз в неделю 3 часа немецкая школа. В школе учит китайский как иностранный. В Россию не ездят, русских родственников рядом нет. Русский прекрасный, читает на русском книги уже для возраста 12 плюс. (На остальных языках тоже много читает).
Какой замечательный пример! И какой молодец мальчик!
Как то с трудом верится, что это возможно достичь, наверно это особенный мальчик или особенная семья
Как то с трудом верится, что это возможно достичь, наверно это особенный мальчик или особенная семья
Как то с трудом верится, что это возможно достичь, наверно это особенный мальчик или особенная семья
Наверное, у ребенка кроме вложенного времени и усилий есть еще талант к языкам.
@Sofia Ну, он просто был поставлен в такие условия, когда ему деваться было некуда :). Но его родители да, всячески способствуют поддержанию языков, нашли курсы / репетитора, записали в библиотеку, всегда ему много читали и т.д. И еще ему разрешается планшет использовать только для учебы, и мультиков/фильмов не очень много смотрит, пару раз в неделю, наверное. Иначе бы не осталось времени на языки и прочие увлечения (спорт, шахматы, театр и т.д.).
@Yulia Ну, он просто был поставлен в такие условия, когда ему деваться было некуда :). Но его родители да, всячески способствуют поддержанию языков, нашли курсы / репетитора, записали в библиотеку, всегда ему много читали и т.д. И еще ему разрешается планшет использовать только для учебы, и мультиков/фильмов не очень много смотрит, пару раз в неделю, наверное. Иначе бы не осталось времени на языки и прочие увлечения (спорт, шахматы, театр и т.д.). И еще родители сами много читают и знают несколько языков, так что позитивный пример, да.
Перечитала. Да, логично, 2 языка от родителей (сложный мамиин, лёгкий папин), остальные из среды — школы. Понятно, что говорит. Немецкий тут, конечно, самый неродной.
@Sofia Немецкий, кстати, был у него самым сильным, пока они в Австрии жили. А папа у него тоже билингв (испано-французский), и тоже прекрасно говорит на 6, кажется, языках (родители между собой говорят на русском, но папа с сыном строго на испанском). Так что в таких обстоятельствах ничего другого не остается :). И любовь к чтению тут сыграла роль, мне кажется.
моя подруга полуармянка полуарабка из Венесуэлы свободно говорит на родных родителям армянском и арабском, также свободно на языке среды испанском, и почти также свободно на английском (начала в возрасте подростка). Так что все возможно — моя подруга смогла, и ваш ребенок тоже сможет ))).
Это наш вариант!))) старшей 11 лет, младшей 4,5 года. Постоянно 4 языка : со мной русский, с папой итальянский, в школе франц (яслях, саду с возраста 9 мес), и между собой мы с мужем на английском. Англ у детей в пассиве, все остальное замечательно! Но я ради русского тут землю копытом рою. Книги, фильмы, мультфильмы, игры. Все на русском. Со старшей минимум два раза в неделю занимаемся отдельно. В одном комментарии и не рассказать. Но все возможно. Главное — не смешивать языки. Поставить цель и следовать ей. Я, честно, решила, что англ подождёт. Т.е. Он у старшей какой-то есть, иногда спрашивает, иногда сама что-то говорит. В местной школе лучше всех по-англ )))
Оо у нас абсолютно тоже самое, вот сейчас думаю начать с мужем на итальянском говорить, т.к. дочке 1.7, и она пока ни на каком языке, кроме птичьего, не говорит, я переживаю, думаю пассивный английский убрать(. Когда Ваши детки начали говорить на русском и итальянском?? Если будет время, поделитесь немного информацией, как Вы этого добились, буду очень благодарна!!
Irina Gasilova Я не думаю,что дело в английском. Я не помню во сколько заговорила старшая, младшая стала толково говорить ближе к 2,10 и сразу на двух. Мне так кажется. Но я младшую сравнивала со старшей, а не с ее сверстниками…. по сему мне сложно сказать. Ну и надо еще четко различать : что значит НЕ говорит. Если ребенок на машину говорит би-би, то это слово. Тут про это много написано. Посмотрите также у Вики на сайте. Есть статьи про то, когда надо беспокоиться. А про добились…. У меня главная цель была, чтоб рбенок заговорил на русском. Со мной и с сестрой (мы старшую сразу попросили говорить с малышкой только на русском). Ну и так как я со старшей русский по началу запустила (я все делегировала по глупости на русскую школу), то с младшей старалась как можно больше говорить и играть, обсуждать все. Мне очень хотелось, чтоб дети со мной и с русскоязычными родственниками полноценно общались. Как-то так.
Спасибо за вдохновляЮщие комментарии, у нас тоже 4 языка, и нам 3 года почти! Пока очень сильно мешает все 4, но это нормально для этого возраста! Будем следовать поставленным целям!
Очень зависит от ребенка, и мне лично кажется от того сколько сил у мамы. Старшая говорит на больше чем четырех и русский в том числе, младшему три и сил у меня явно меньше, но вот просидела тут почитала и вроде с новыми силами снова, повторяет уже больше, но конечно не говорит ещё ( на русском) слышит шесть языков если не больше ну не каждый день конечно но в неделю ( в плане что с ним играют на всех языках в неделю не в день конечно).
У нас три языка. Мы в Америке 18 лет, приехали дочери было два с половиной и говорила на двух языках, добавился английский. Сейчас ей почти 21, спокойно говорит, читает и пишет на трёх и плюс изучала французский и может коряво изъясниться. Сын родился тут и понимает, эстонский и русский и с кем на каком, но отказывается пока говорить(только несколько слов). Посмотрим что будет дальше
не пытайтесь оправдать собственную лень)))
У меня есть знакомые, живут в Индии, детям 17 и 15 лет, оба родились там. Мама говорит с ними на русском, папа на маратхи, помимо этого в школе хинди и английский. Понимают, говорят и пишут свободно на всех языках. Русский конечно слабее, так как друзей русских не много и всего раз в год, а то и реже, ездят в русскоговорящую среду. Им сложно иногда подобрать верные и точные русские слова, но говорят довольно хорошо.
В изучении алфавита очень помогло приложение Веселый алфавит для айпад (может и на др платформах есть)
Оно есть в этом списке. Полная версия платная, но моему очень нравилось, я купила и не жалею.
http://www.diva.by/focus/lifestyle/ipad/49098.html