Дочь, 6 лет, идет в немецкоязычную школу. Когда продолжить изучение русского для свободного письма и общения в будущем
И снова про сохранение русского. Дано: девочка 6 лет живет в немецкоговорящей среде, дома и с родственниками русский. На русском читает (по слогам и нехотя), пишет («как слышит»). В сентябре идёт в австрийскую школу (все преподавание на немецком). Вопрос: как и когда продолжить изучение русского, в частности грамматики для свободного письменного языка в будущем (с лексикой вроде справляемся посредством домашнего общения, книг, фильмов, поездок в Россию) Школы выходного дня есть, но не очень понимаю их смысл, тк одно занятие в неделю — ничто, явно надо заниматься/закреплять материал ежедневно. Когда это делать, если ребёнок и так будет загружен в основной школе, плюс лучшее время для обучения — утро, когда собственно основная австрийская школа? Ждать более старшего возраста? Поделитесь опытом, плиз.
Та же ситуация. Тоже задумываюсь…
много чтения могло бы развить визуальную языковую память, но пока с чтением туго?
Если школа выходного дня хорошая то поверьте то по моему опыту это может помочь, особенно если выполнять домашние задания после школы. Моя дочка без заданий в школе вообще б не стала ничего делать. Там занимается плюс дома и прогресс на лицо.
так когда заниматься? каждый день уроки в австрийской школе, дз оттуда, потом дз из русской школы?? и это все в 6 лет( когда отдыхать-то? не говоря уже о том, что после 16.00-17.00 любое обучение (на данный момент) идет очень тяжело, устает ребенок к вечеру
Если у вас сильно напряженная программа в основной школе то это может быть затрудитпльно, у нас не особо напрягают первоклашек потому нам легче делаем по тихоньку среди недели.
@Tatiana пока не знаю насколько напряженная, только в сентябре начнём, но меня скорее волнует 1) переход от постоянной игры в саду к новому этапу в жизни, с элементами обязательного обучения и усвоения материала 2) вечернее время доп занятий
В более старшем возрасте нагрузка еще больше будет. Занимайтесь русским параллельно. После школы и в выходные. Пусть хоть один день в неделю да русская школа . Лучше чем ничего.
да мы и так дома занимаемся оба выходных, но мне кажется мало. по аналогии с российской школой — 5 дней по часу-два против час-полутора пару раз/неделю. Понятно, что лучше чем ничего))
Кстати чаще всего учась писать на любом языке лети пишут как слышат это нормально это часть становления языка, у нас в английской школе поощряют такое написание и считают что верное прийдет позже
Ну вот ). Там-сям по сусекам времени будем скрести и дело будет двигаться. Я в такой же ситуации как и вы. Плюс муж англоговооящий. Наверное наши дети будут писать по русски с ошибками…
@Tatiana зато в субботних школах группы обычно меньше, чем стандартные классы, то есть каждому ребёнку уделяется больше времени.
@Elizaveta не хочу с ошибками )) хотя бы не с такими очевидными, то есть правила все-таки надо бы знать
Я тоже не хочу )). Делай что должно и будь что будет. Для шести лет это нормально это точно.
Elizaveta Du упустить не хочу, потому и интересуюсь опытом. А так-то да, главное в последствии честно себе сказать «я сделала все возможное»?
у нас та же ситуация. только мы щакончили уже 1 класс.параллельно заниматься не получается, ребкнок со школы приходит уставший и уроки делает еле еле. Куда пихать русский не понимаю. В выходные заданий полно. Вот только если летом. Но летом иы откатились назад и начинаем русский чтение и письмо с начала в итоге. Потому что буквы стал путать. С чтением не хотя продвигаемся. Но письмо вообще никак. А заданий и на лето в школе надавали. Ребенок орет дайте мне отдохнуть. И в общем мы топчимся на месте как будто
@Kristina тогда дайте ребенку отдохнуть, нельзя ж обнять необъятное , если ребенку это все в тягость то толк вряд ли будет
Нам 8 лет, начали усердно заниматься русским языком и чтением почти каждый день по учебникам и рабочим тетрадям (школьная программа Перспектива 1 класс, а также дополнительные пособия по грамматике и внеклассному чтению) как с месяц, до этого как-то не пошла дополнительная нагрузка у нас, хотя сама иногда читала и писала, как слышала, сейчас уже есть прогресс в письме и достаточно хорошая техника чтения.
после школьного дз делаете русский?
Да.
Каждый день час-полтора
В более раннем возрасте дочь не понимала зачем ей доп. занятия, сейчас уже есть понимание и желание
Я не знаю, какие у Вас школы выходного дня, но у нас дочка по субботам ходит в литовскую школу, занятия 4 часа. За 1,5 года научилась там читать и писать. Нам это очень помогло, так как папа всегда занят на работе и заниматься практически не мог.
Касательно занятий, я занимаюсь русским раз в неделю:чтение и письмо, и два раза в неделю вечером читаем. Это все, что у меня пока получается между занятиями в кружках, уроками в основной школе и тд. Я не спешу и не гоню, так как понимаю, что ей комфортнее читать на английском сейчас. Не давлю, много читаю сама, иногда прошу абзац прочитать мне, так как я устала)
А почему лучше время для обучения утро? Я всегда после 6 лучше соображала. Но в целом, все зависит от приоритетов. Мы часто в этом году после ужина занимались по 15-20 минут с 3-хлеткой — она читала главу из Саши и Маши, писала письмо гоше или делала задания на логику
Большинство людей лучше воспринимают информацию утром/днём, хотя бы по причине накопленной к вечеру физической усталости. Ну и опыт вечерних занятий с моим ребёнком это подтверждает ))
Читайте ей сказки на русском и стихи по возрасту, заучивайте отрывки и песенки, пойте в жизни вместе! И достаточно для 6 лет
Имхо, этого достаточно для дошкольника, говорит она относительно нормально (все вышеописанное практикуем с рождения). Но чтобы знать как писать, нужно учить правила. Или много, реально много, читать самостоятельно.
Tatiana Darch я вот читаю вас и думаю…у нас через год та же проблема, но я задумываюсь уже сейчас и прихожу к выводу пока, что я не хочу ребенка мучить еще русскими дз. Будет ее сознательное желание в определеннлм возрасте — не вопрос. А 1й год в школе (мы тоже в Австрии) и так непрост, здесь советуют музыкальную школу только во 2м классе начинать к примеру, чтобы дать ребенку этот первый год как следует адаптироваться к школе. И мне кажется, как вы пишете, читать книги — более подходящая в нашеи случае задача…подсовывать интересные, я буду лучше над этим работать
Мы занимаемся с сыновьями (почти 8 и почти 6 лет) каждый день по 15-30 минут, письмо в прописях, чтение и математика на русском. Плюс я делаю тематические картинки на стену по разным топикам (космос, достопримечательности, фрукты, овощи, деревья И так далее). Мне главное сейчас, чтобы их письмо не стало чисто фонетическим (очень часто билингвы ученики путают ю/у ы/и итд, там где у монолингвов нет сложностей автоматически ставить правильную букву). В выходные стараюсь отвести русскому больше времени. Сейчас приехали на каникулы в Россию и уже за две недели вижу огромный скачок, особенно у среднего сына в словарном запасе. И ещё у мальчишек дворовых научились говорить «блин» и какие-то смешные рифмовки из серии «скажи фонтан? — твои трусы там». Если вы приедете в Россию сейчас в книжных столько всего, что просто рекомендую выбрать максимально понравившиеся методички для начальной школы и использовать как ориентир.
Используем методички, и тоже на каникулы в Россию, даже при том, что бабушка с дедушкой халтурят(не занимаются)))) язык существенно лучше и «чище» после посещения ))
@Tatiana ну тогда просто «копать». Я долго мучилась, когда пыталась отвести чётко выделенное время под язык, а сейчас они привыкли либо перед завтраком, либо перед ужином каждый день почуть-чуть. И я выдыхаю, потому что что-то капает в голову, и у детей привычка выработалась (но сейчас да, халтура летняя началась), зато канал «карусель» у бабушки в свободном доступе и «вышибалы» во дворе. :)))
Регулярные занятия в субботней школе ( + домашние задания) очень много дают! Мой сын первоклассник, изучали в этом году написание с большой и маленькой буквы, проверку безударных гласных и глухих/звонких согласных проверочными словами, слова с -оро-, -оло-, жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, выучили много словарных слов, познакомились с оформлением письменных работ, основными знаками пунктуации.
Ещё сын ходит на уроки Russisch als Herkunftsspache в немецкой школе, там больше работают с текстами (план, ответы на вопросы, умение самому задавать вопросы к тексту).
Домашку делаем практически в течение всей недели. В воскресение самые сложные задания, где может понадобится моя помощь. С понедельника по среду сын сам делает задания, я вечером проверяю (немецкая началка у сына до обеда, по пятницам ему в немецкой школе домашку не задают). В четверг и пятницу тоже я дома после обеда и могу проконтроливать. Стихи учим часто в машине, когда куда-то едем. Ещё дополнительно по книге Протасовой «В цирк» занимаемся, но не каждую неделю.
@Katia — может быть ты напишешь об этом статю? Все, что я наблюдала лично — ты впереди планеты всей по этой теме)
Да ладно))) впереди планеты — те кто экстерном в российских школах занимаются. )! Но я постараюсь рассказать о нашем опыте.
@Katia ты делаешь очень много. И твой опыт можно повторить . Хотя бы частично.
Так что, пиши.
Русская школа заочно — это из области небожителей)
Ой, а можно статью? Или тезисы, которые есть на данный момент? Если можете поделиться, конечно.
Сначала прочитала не «напишешь», а «пишешь»)) в общем, ждём статью:)
@Katia ой не прибедняйся!) Пиши!))
@Katia я тоже поддержу, напиши плиз о своем мега опыте, очень вдохновляешь!!!
+1
Учите стихи! Русская школа нужна даже один раз в неделю, там и грамматику дают и просто общения с другими детьми на русском — это большой плюс!!!! Письма от Гоши просто прелесть — советую всем!!!! Нам 5 ть лет сын читает по слогам, пишит слова и маленькие предложения, определяет род существительного, знает что такое предлоги, что предложение начинаем с большой буквы так же имена и названия городов — все благодаря русской школе!!!! Настольные русские игры тоже супер!!! Домашку делаем каждый день с русской школы по страничке + написал строчку слова или слогов и букварь слоги читаем и одну страничку в букваре ( букварь Жукова)
А какие игры можете порекомендовать?
@Marina детское лото «Обучай-ка», Соображарий junior; conector — изучаем мир; маша и миша — ходилка с вопросами
Очень любим играть в машине в слова, в противоположности, фрукты и овощи, черное белое не одивать, что видим за окном…
@Alice спасибо!
Учим по несколько стихотворений в неделю, в машине тоже в разные варианты «слов» играем. Букварь весь прошли. Настольные игры посмотрю, спасибо.
Мы так же любим лабиринты поэтому здорово соединять слоги по лабиринту и в конце получать слова, рисую их сама; начать можно и с букв так быстрее запоминал ребенок
Да стихи тоже учим но по одному в неделю, очень хорошо помогает! Старшая дочь учит свои стихи — малой рядом в футбол гоняет а к пятнице оба рассказывают Дочкин стих ? и свой выучил и сестрёнкин запомнил..
Совместное чтение сказок, стихов очень помогает в изучении языка, школа выходного дня, небольшие домашние задания. Для ребенка 6 ти лет этого пока и достаточно. Главное, чтобы интерес развить и сохранить.
Мой сын наши русские сказки уже не хочет. ему очень нравятся рассказы! Читаю перед сном каждый день!
Сказки ж тоже разные по возрасту. «Волшебник изумрудного города» и «Алиса в стране чудес» у нас сейчас на ура.
Татьяна, мне кажется, что Вам нужно решить что важней — отдых, игры, свежий воздух или письменный русский. Дополнительная нагрузка каждый день + 6-ой учебный день — это неизбежно, если Вы хотите, чтобы ребенок свободно писал на языке, которого нет в школе. Увы, чудес не бывает.
Девочки пишите мелками на улице, используйте краски — обучение может быть и на природе и в игре и очень веселое!!!
Хочу услышать опыт других мам, уже прошедших этот этап выбора, и оценить результаты обоих подходов ))
красками много вы не напишите, как и мелками на улице. это хорошо для закрепления. Татьяна, у меня дочь трилингв, 9 лет пишет-читает свободно на 3 языках, чудес не бывает
@Yuliya вы правы это все в добавок к урокам — разнообразие:)
@Yuliya можно нескромный вопрос? Насколько тяжело вам обеим это далось? Заставляли или сама хотела заниматься?
У меня сын болен футболом поэтому мы используем это и учимся и играем одновременно! Для английской школы помогает в изучении Sight Words а для русского пока использовали один раз. Задание было о животный нужно было расшифровать животного а потом придумать по три предложения об этих животных. Очень здорово совместили кто забил гол называет животного и проигравший говорит три предложения об этом животном…
совершенно согласна с @Yuliya! у нас немецкоязычная среда (Германия). Сыну 9, закончил 3 класс. С трех лет мы ходим в субботнюю русскую школу. Сначала была только русская речь и музыка, потом он выбрал еще кружки, в настоящий момент ходит добровольно на 5 уроков (русский язык, чтение, хор, математика и английский). И с трех лет помимо субботнего урока мы всю неделю занимаемся дома, каждый вечер, домашние задания распределяем на неделю. И это помимо двух муз. инструментов, спорта и наличия еще младшего ребенка! Сын со всем справляется и успевает гонять мяч во дворе. Дорогу осилит идущий. Иногда все это достает (родителей), но оно того стоит. Имеем свободный устный и письменный русский и главное — любовь к языку.
Все детки индивидуальные и к каждому ребенку нужен свой подход! Прислушивайтесь к ребенку, наблюдайте! Кому то нужно 5 ть раз прочитать слово и он запомнил как оно пишется а кому-то нужно написать это же слово раз 8 только тогда он запомнит его…. ищите что подходит вашему ребенку! Удачи!
@Tatiana нам все далось малой кровью потому что я очень рано начала. Я понимала, что учиться читать — писать одновременно на нескольких языках очень тяжело, поэтому к школе ребенок уже хорошо читал и вполне сносно писал (рассказики на пару страниц). Так что на школьные годы у нас пришлось не освоение азов, а развитие — по инерции всегда проще катиться, чем сдвигать с места. При этом она занимается и музыкой, и спортом, и рисованием. Но играет в игрушки, гуляет на улице и смотрит телевизор значительно меньше практически всех своих подруг
@Elena Вы случайно не в Мюнхене? Может быть поделитесь опытом на счёт школы выходного дня:)
@Irina мы во Франкфурте на Майне
К нам 2 раза в неделю приходит учитель русского языка домой в 4:30. Я сама раньше занималась с дочкой (6,5 лет сейчас), но теперь на мне больше забот с переездом и рождением младшей дочки. Но я контролирую выполнение домашнего задания, плюс даю ещё что-то дополнительно.
Преподаватель у нас профессор русского языка. Она сразу отметила, что с началом занятий у ребёнка и английский в школе пойдёт лучше. Так и произошло. Структура языков, в тч и немецкого, одна и та же. Преподаватель специально даёт программу так, чтобы темы шли примерно параллельно, русский даже немного с опережением.
Что касается свободного времени, то с учетом того, что у нас на неделе 1 занятие гимнастикой, а выходные полностью свободные, у ребёнка есть время и на неделе успеть сделать все задания, и погулять/поиграть, в тч с друзьями. Дочка очень много читает на обоих языках. Поэтому я пока не вводила музыку, преподавателя которой уже давно нашла. С сентября думаю, как и когда вводить занятия, чтобы не перегрузить дочку, и чтобы время на все осталось.
Я кстати заметила Прогресс в немецком когда она по-русски начала читать, поняла принцип соединения букв в слоги и слова. Простые слова и по-немецки сейчас читает, хотя я сознательно даже латинский алфавит не трогала
Tatiana Darch вы знаете, я всегда была против «не введения» местного языка. Просто я его не смешивала. Дочка в 1,5 года сама выучила английский алфавит, раньше русского. Просто я старалось, чтобы дома было много русского. А за английским мы ходили на занятия в библиотеку. Никогда никакой путаницы не было. Это и есть билингвизм.
А на счёт прогрессов, то они скачкообразны. И да, грамотное изучение языков, даёт толчки в обоих.
Сама живу в Австрии. Здесь есть закон о поддержании родного языка. Поговорите с директором школы. Я слышала многие школы организуют уроки с носителем. Или прикрепляют вас к урокам в другой близлежащей школе
Знаю об этом, планирую))
Вот бы нам такой закон!
Natalia Gaubert у нас такая же школа есть, вот думаю целесообразно ли. Спасибо за отзыв
Мои дети тоже ходят по субботам, не так много но очень полезно. Особенно если повезёт с учителем, как моей старшей. Во-первых есть структура, на которую можно нанизывать домашние занятия так как конечно пара уроков в неделю это мало. Во-вторых, коллектив и осознание процесса школьного, то есть отношение к языку как чему-то серьезному, чем нужно заниматься и развивать
Много постов так или иначе про русский, абсолютно Релевантного не нашла. Поищу по вашей фамилии ))
Дома занимаетесь книжки тетрадки все есть ы интернете. У нас тоже два языка, и мы поддерживаем. Если хотите все получится
В школах выходного дня однозначно есть смысл. Они дают возможность встречаться с другими русскогоговорящими детьми (особенно хорошо, когда среди них есть дети с отличным русским, у кого оба родителя русскоговорящие и не говорящие на языке среды). Возможность развивать словарный запас на различные темы помимо бытовых. Ну и дополнительная мотивация читать и писать. Моему сыну 7 лет и он как раз закончил нулевой класс в Дании. С 3х лет ходим в русскую школу по субботам. Домашнее задание делаем обычно в воскресенье утром на свежую голову — 2 раза по полчаса. В остальные дни читаем: 15 минут ребенок (чередуем через день датские и русские книги, а когда есть силы совмещаем) и 30 минут я ему (на русском).
@Tatiana спросите если что тут
Если кратко, то НЕ ждать. В старших классах все будет еще хуже. Там действительно будет нагрузка колоссальная. Определите цели и идите к ним маленькими, но уверенными шагами. Главное «идти» регулярно, методично. Выберите себе дни, и впишите их в свое расписание. Ребенок должен знать, что в это время занятия русским обязательны. Если вас интересует орфография, посмотрите игры компании «Ребус». Есть замечательные книги-пособия Нескучные уроки Марины Аромштам. Посмотрите Тетрадь юного писателя от Дарьи Куматренко. (для детей 7-12 лет). Есть еще книга «Как писать крутые тексты». Но это уже потом.
На самом деле, нынче недостатка в материалах нет. Когда 5 лет назад я начала заниматься со старшей дочерью русским сама, то было все намного плачевнее. При этом я каждый день каникул занималась с ребенком. по 20-30 минут. Методично отработали одно пособие, потом другое *мы брали Н.Павловой «Читаем после азбуки с крупными буквами».https://www.labirint.ru/books/106271/ Параллельно нарабатывали лексику. Замечательное пособие «В цирк» Екатерины Протасовой. Ребенку надо предлагать то, что ему интересно. Можно продолжать учиться в игровой форме, при этом постоянно повышая планку. я полагаю, что грмматику можно подтянуть и потом, а вот над словарным запасом надо работать постоянно. Работа с синонимами, антонимами, крылатыми выражениями. Чтение не только худ.текстов, но постепенный ввод научпопа. И да, у меня две дочери (старшей уже 11 лет), в семье 4 языка, русскоговорящей родни рядом нет. У старшей всегда кроме школы были еще и кружки (танцы, бассейн, рисование, скауты). Но два раза в неделю у нас железно русский. (бывает и больше, особенно на каникулах).
не согласна с вами. Конечно, один час в неделю — это мало, но главное, что дает выходная школа, среда общения. Ведь дети не только учат грамматику, но и общаются между собой и слышат русскую речь. А поддерживать можно и ежедневными занятиями дома, по учебникам русской школы. Выбирают, что кому нравится. И Канакину хвалят, и Рамзаеву (это учебники, к ним же есть и прописи).
Как раз маленькие дети неплохо справляются с нагрузкой. А вот если будете ждать старшего возраста, есть все шансы вообще язык упустить, или попросту пропадет желание его изучать.
И никто не говорил, что это легко, к сожалению. Сохранение нескольких языков — это каждодневный, адский труд, и очень важна мотивация и самоорганизация в первую очередь со стороны родителей.
Мы также в Австрии. Ходим в школу выходного дня, и я считаю, что это сейчас просто маст хэв, так как дочка там не час, а 3, с носителями, предметов целых 4. Плюс куча мероприятий, ей нравится, поэтому интерес к русскому языку не пропадает. Плюс бабушки (скайп), папа на ночь читает или аудиокнига + домашка. И наша супер-учитель даёт материал интересный читать (не хрестоматию, а именно подбирает классный). Поэтому тут надо найти свой вариант, но не затягивать. Иначе потом русский как иностранный. Тоже вариант, но иного характера
Мы тоже в Австрии, а в какую школу вы ходите? И может поделитесь супер учителем? ?
В «Меридиан», видимо?) про учителя тоже интересно
@Tatiana нет, не туда.
@Julia в лс напишу
Обязательно оставлять субботнюю школу и брать ещё пару дней в неделю на домашнее задание и движение вперёд. У нас , например, для русского языка четверг и воскресенье. В остальные дни : кружки/секции + местные домашние задания . В другие дни ( не каждый день ) просто читаем вместе/по очереди перед сном русские книги , или по программе «школа Россия» учебник «Литературное чтение» , там подобраны милые и интересные для этого возраста рассказы, сказки и стихи — то , что ровесники в России «проходят». Учебник «Окружающий мир» тоже отличный для развития языка, как раз те темы/термины, что ровесники изучают. Можно ещё в интернет-магазинах купить прописи и рабочие тетради.
Мне нравится для дома игры Александра Лобока. У него где-то видео есть как он играет с ошибками тоже.
Школа выходного дня не исключает занятия дома, более того, может служить мотиватором: там есть другие русскоговорящие дети, ребенок видит, зачем нужен русский.
Лучшее время обучения — когда это время есть. А если его «нет», приходится создавать.
Ждать точно не надо, ребенок будет чувствовать разрыв между навыками на двух языках, и вряд ли это пойдет на пользу русскому.
Я вижу у субботней школы три минуса: забирает у занятого ребёнка субботу, общение сверстников идёт на языке среды, родители перестают заниматься русским, надеясь на результаты школы. Смысл в субботней русской школе вижу только в том случае, если ребёнок будет охотнее слушать учителя, чем родителя. Я бы сказала, что лучше дома самим каждый день по 20 мин.: написать 10 слов (сначала просто на распознавание звуков, потом на какое- нибудь правило) и почитать 15 мин. В выходные можно, например, математику и окружающую среду почитать для расширения словарного запаса. Посмотреть документальные видео. Моему только исполнилось 6, родился и живет в англоязычной среде. Читает свободно, пишет грамотно. Закончили программу первого класса. Пишите в личку, если есть вопросы. Удачи!
У нас занятия дома, в саду и школа. Так что я за школу