Позитивная реальность детей – дело рук родителей



Когда мне было 7 лет, отчаянное нежелание расставаться с молочными зубами привело к тому, что в 8 я стала похожа на акулу с двойным рядом. Предстояло долгое лечение у стоматолога и ортодонта. На ближайшие 5 лет стоматологическая поликлиника стала для меня вторым домом. Спасибо маме, сейчас все в порядке. Более того, страха перед зубными врачами у меня совсем нет. Каждый раз после того, как мне лечили или вырывали зуб, мама хвалила меня за смелость и покупала мороженое. Я смутно помню слепки, пластинки, удаление зубов, но очень четко я помню это мороженое «за смелость».

Перебирая дальше детские воспоминания, я обнаружила, что самыми яркими в нем стали незначительные, но приятные события. Подростком я ежегодно посещала летние лагеря, бывало, скучала там, но ярче всего помню, как с мамой мы ходили есть вкусные чебуреки в кафе, когда она приезжала. В школе вспоминаются походы и поездки всем классом. В студенческие годы – празднование окончания сессий.

Все это неслучайно, так устроен наш мозг, он стирает отрицательные воспоминания. Это подтверждает исследование ученых из Университета Эдинбурга: забывание — это не просто неспособность вспомнить, а активный процесс удаления воспоминаний. Специалисты обнаружили, что мозг избавляется от воспоминаний как компьютер, перемещающий ненужные файлы в корзину.

Поэтому мы фокусируемся на положительных, а не отрицательных впечатлениях. И делаем вывод, что для нас хорошо, а что не очень, исходя из прошлого опыта.

Для ребенка, который все познает впервые, родители могут участвовать в формировании позитивной реальности, создавая положительные моменты в том, что неприятно, страшно или просто «надо сделать».

Поход к стоматологу, выступление на публике, сдача контрольных и экзаменов, соревнования – все это может стать настоящим испытанием для ребенка. И на то, как он будет относиться к этому в будущем, повлияет первый опыт. Если он был связан с положительной ассоциацией, страха не будет. Например, в нашем городе некоторые стоматологические клиники дарят маленьким пациентам игрушки, дети туда идут с радостью. Поход к врачу у них ассоциируется с подарком, страх исчезает.

В психологии есть термин «якорение» – это процесс ассоциирования внутренней реакции с внешним событием, аналогично условным рефлексам. Якоря могут быть как позитивными, так и негативными.



На то, как ребенок справится с первым важным выступлением или проверкой знаний, родители могут влиять только косвенно. Но в случае, если этот опыт стал неудачным, у нас есть возможность разбавить воспоминание об этом положительным моментом. Например, ребенок забыл стихотворение на выступлении в школе, поздравьте его с первым выходом на публику и отметьте это событие походом в кино. А в следующий раз попросите педагога снова дать ребенку роль, но попроще, так, чтобы успех был обеспечен.

Как ни странно, но гораздо важнее поощрить ребенка за проигрыш в спортивных соревнованиях, чем за победу. Отметьте почетное 10-е место в любимом кафе и дайте понять ребенку, что вы им гордитесь. Тогда в следующий раз у него не будет страха вас разочаровать и вероятность выступить лучше увеличится.

Страх – главный блокатор успеха наших детей, они плохо пишут контрольные не потому что не подготовились, а потому что боятся ошибиться. Испытывая неудачи в детстве, ребенок вырастает с программой – «я ни на что не способен». Формируя в трудных моментах положительные «якоря», мы облегчаем жизнь детям и себе в конечном счете, избавляясь от необходимости успокаивать и уговаривать их в следующий раз.

Хотите с детства приобщить ребенка к прекрасному: классическая музыка, живопись, театр? Замечательно! Принцип якорения поможет в этом. Сделайте посещения культурных мест максимально интересными. Оденьтесь нарядно, как на праздник, восхититесь тем, какой ваш малыш уже взрослый и выглядит как настоящий джентльмен или леди. Объясните, что и вести себя нужно соответствующе. А после поинтересуйтесь, что ребенку понравилось больше всего на выставке, концерте или в спектакле. Не огорчайтесь, если он ничего не понял, вы провели время вместе – именно это останется в памяти. Понимание искусства придет позже, если заложить правильный фундамент в детстве.

Ребенок всегда стремится к одобрению. Обязательно замечайте, если ребенок сделал уборку в своей комнате или порадовал вас смелостью в кабинете у врача. Создавая ассоциацию преодоления себя с вашей положительной реакцией, вы скоро увидите, как это войдет у него в привычку.

Наши дети каждый день проходят жизненные уроки, переживают взлеты и падения – это неотъемлемая часть взросления. Но то, каким будет их взгляд на жизнь, наполовину полным или наполовину пустым будет их стакан, во многом зависит от нас.

Была ли эта информация полезной?
ДаНет

Смотрите также: Ключи от счастья… Чудесный стих о том, как обрести счастье в жизни Материнство — это счастье За что дочь может быть благодарна маме