Почему утренник в детском саду не должен напоминать шоу талантов

Юлия Корж
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.

Для родителей малышей, которые ходят в детский сад, утренник – это очень ответственное мероприятие. И всегда волнительное: надо ничего не забывать, выучить слова, танец, придумать костюм и т.д. И ребенок очень рад, когда к нему приходят родители, чтобы посмотреть на его выступление. Правда, как часто бывает, на утренниках и праздничных концертах блистают одни и те же дети. Они артистичны, умеют держать себя на сцене и с удовольствием везде участвуют. Конечно, воспитателям проще с такими детьми репетировать и давать им главные роли. Это как в школе, когда во всех олимпиадах участвуют одни и те же дети, потому что педагогов, а еще больше администрацию, больше всего волнуют результаты.

Родителям остается только вздыхать: ну, нет талантов у ребенка, что поделать. Однако в детском саду еще очень рано выносить такой приговор ребенку. Возможно, он справится не так идеально, как задумано по сценарию, но для него это будет важным шагом в развитии его самооценки. Роль последнего очень часто бывает навязана, и с ней не просто жить и ребенку, и взрослому. Поэтому психолог Анна Быкова считает, что утренники должны давать всем детям равные возможности.

Утренник в детском саду. Каким он не должен быть

Утренник в детском саду. Родители в зале с камерами, фотоаппаратами, планшетами и смартфонами, готовые запечатлеть появление своего нарядного ребенка. Дети под торжественную музыку парами входят в зал.

Первым идет мальчик Миша, важно ведя под руку партнершу. Потом мальчик Миша громко и с выражением объявляет о начале концерта. После коллективного танца Миша читает длинное стихотворение, удивляя не по годам хорошей дикцией. Потом он участвует в сценке, где у него главная роль. (Ну, очень артистичный мальчик!) А потом он поет песню. Песня исполняется всеми ребятами хором, но Миша при этом стоит в первом ряду по центру, имеет сольную партию и подыгрывает на барабане…

Последним идет мальчик Витя. И хоровую песню он исполняет, стоя в последнем ряду. И в танцах его педагоги стараются поставить подальше от зрителей, потому что он склонен забывать движения. И стихотворение ему не дают учить, потому что есть логопедические проблемы. Ну, разве что две строчки… И в сценках Витя не участвует. Потому что у Миши это лучше получается.

И так каждый утренник…

Не надо так.

Утренник в детском саду – это не шоу талантов, не конкурсная программа и не отчетный концерт для методиста. Здесь нужно стараться не на общее впечатление от выступления по принципу «раздадим ведущие роли способным детям, а неспособных спрячем за их спинами», а на личный результат каждого ребенка.

Дети в садике должны иметь равные возможности участия в утренниках даже при разных способностях. Неважно, что говорит он тихо, картавит, шепелявит, забывает движения – он тоже может участвовать в сценке и примерить на себя какую-то роль. Просто потому, что ему тоже важен этот опыт для развития.

Понятно, что в рамках одного утренника на всех ролей может не хватить по сценарию. Значит, в другой раз, на другом утреннике, пусть будут участвовать в сценке другие дети. Чтобы никого не забыть, педагогу можно вести график, отмечая, какой ребенок в какой деятельности поучаствовал.

Так, чтобы каждый ребенок в течение года и в сценке поучаствовал, и стихотворение рассказал, и в роли конферансье выступил, объявив следующий номер программы, и песню спел не только хором, но и сольно или хотя бы квартетом, или хотя бы рядом с поющими постоял и постучал на барабане. Я не люблю детсадовские утренники, на которых «звездят» одни и те же дети, а остальные только в массовке мелькают.

Плохо, если мальчик Витя с детского сада прочно усвоит, что он всегда последний, что его место – в последнем ряду. Даже если однажды ему представится возможность встать первым, он, вероятно, уйдет на свое привычное место…

Думаете, мальчику Мише хорошо? Нет, тоже плохо. Потому что у него формируется предрасположенность к нарциссической травме. Он привыкнет быть всегда первым. Но однажды, когда-нибудь в школе или в институте, он не сможет быть первым и вылетит в травму, потому что у него не было иного опыта, кроме как быть первым.

Психологически здоровая личность – гибкая. Спокойно воспринимает любые перемещения. И взлеты, и падения, и славу, и забвение.

Поэтому важно, чтобы у ребенка был разный опыт даже просто на телесном уровне:

  1. Шагать первым, вести за собой остальных, – и быть замыкающим колонну.
  2. Стоять в первом ряду, чувствуя за спиной своих товарищей, – и стоять за спинами других.
  3. Стоять в толпе, в окружении других людей, – и стоять одному, в центре зала, ощущая на себе внимание всех.

Автор: Анна Быкова

По материалам: www.annabykova.ru

Смотрите также:
Почему быть ленивой мамой — хорошо
8 причин отказаться водить ребенка в детский сад
В детский сад без слез. Личный опыт мамы



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: