Почему мультфильмы про принцесс никогда не научат девочку быть лидером

Юлия Корж
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.

То, как мужчина будет относиться к женщине, к семейным обязанностям, как женщина будет воспринимать свою роль в обществе, закладывается еще в детстве. И немалую роль в современной культуре воспитания играют мультфильмы. Так что пора перестать смотреть на них, как на приятное времяпрепровождение для детей, и понять, какие идеи они им транслируют.

Конечно, не мультфильмы – главные популяризаторы гендерных стереотипов. Куда больше это зависит от родителей, воспитателей и учителей. От общества и его ценностей. Но мультфильмы – это часть нашей культуры, и они оказывают значительное влияние на наше подсознание.

Когда ученые Гранадского университета проанализировали 163 мультфильма и 621 персонаж, то сделали вывод, что в подавляющем большинстве женщинам в мультфильмах отводятся второстепенные роли. Но даже в главных ролях женские персонажи озабочены своим внешним видом и готовы угождать окружающим.

Принцессовый мир: Какие уроки извлекают дети из мультфильмов

Принцессы с претензией на лидерство

Даже если женский персонаж в мультике берет на себя роль лидера, это все равно преподносят с определенной долей ограничений. Пример? Та же Покахонтас из одноименного мультфильма 1995 года. Disney изображал ее как девушку, которой принцип «have it all» неизвестен. И в итоге индейской принцессе приходится выбирать между «общественной деятельностью и счастливой романтической жизнью».

Ученые тогда обнаружили, что во всех мультфильмах о диснеевских принцессах, снятых в период с 1989 по 1999 годы у мужских персонажей диалогов было в три раза больше, чем у женских. А американские лингвисты подсчитали, что мужчины говорят 68% времени в «Русалочке», 71% — в мультфильме «Красавица и чудовище», 90% — в «Аладдине» и 76% — в «Покахонтас». Ну а Ариэль, как вы помните, вообще предпочла стать немой ради мужчины.

И в отличие от фильмов о супергероях, которые используют свои суперсилы для помощи обществу, истории принцесс носили и носят частный характер. Но, конечно, Disney сделал огромный рывок вперед от пассивных Белоснежки и Золушки к ярким героиням вроде Мулан или сестер из хита 2013 года «Холодное сердце». Однако и здесь не обошлось без противоречивых смыслов. Мулан, китайская воительница, ведет за собой людей, которые считают, что она — юноша. Выходит, что для того, чтобы быть хорошим лидером, женщине необходимо выглядеть или действовать, как мужчина.

«Холодное сердце» — нетипичный мультфильм для принцесс, здесь нет героев, летающих на драконах и спасающих нежных дам в замке, здесь одна сестра спасает другую. Но вот в чем загвоздка: главная героиня Эльза не может совладать со своими эмоциями и нервами, так что, несмотря на все ее добрые намерения, она действует ровным счетом наоборот и превращает свое царство в ледяной мир. Проще говоря, Эльзе как лидеру не хватает эмоционального интеллекта.

Уроки по лидерству

И какие уроки выносят из мультфильмов дети?

  1. Лидерство — для мужчин.
  2. Только те женщины — хорошие лидеры, которые ведут себя и выглядят как мужчины.
  3. Успешная общественная жизнь мешает личному счастью женщин.
  4. Эмоции мешают женщинам думать рационально.

И неудивительно, что уроки, которые мы усвоили с детства благодаря таким стереотипам, показанным в мультиках, мы затем транслируем во взрослой жизни каждый день. Конечно, кому-то может показаться, что это уже перегиб, ведь мультфильмы, кино — это же всего лишь развлечение, забава, игра. Да-да, но не совсем. В прошлом году ученые из Университета Бригама Янга провели опрос среди 198 мальчиков и девочек дошкольного возраста. Они обнаружили, что чем больше девочки причисляют себя к «культуре принцесс», тем чаще они транслируют стереотипное поведение, которое подразумевает, что красота, нежность и кротость — самые важные черты для женщины. Конечно, не нужно впадать из крайности в крайность, и здорово, когда девочка не только «играет в принцесс», но и мяч погонять готова, и строит замки из конструктора, и играет на барабанах или воображает себя ученой, астронавтом или пожарным. Точно так же, как и нет причин, почему бы мальчик не мог представлять себя супергероем, который может сам себе приготовить обед и пропылесосить в своем супердоме.

Игрушки вне стереотипов

Этот месседж стал ключевым для рекламной кампании, запущенной сетью французских супермаркетов в 2015 году System U. Компания напоминала потребителям, что нет игрушек для мальчиков или девочек, есть просто игрушки. И клише были уничтожены, когда во время съемок рекламного ролика в комнату, полную игрушек, завели детей. Маленькие девочки с таким же интересом рассматривали модели машинок, как и мальчики крутили в руках пупсиков. А в Швеции же, например, сеть магазинов Toys R Us заявила, что они не будут больше выпускать каталоги игрушек с разделением продукции на «для девочек» и «для мальчиков».

Но как бы то ни было, дети будут смотреть мультфильмы разные, с разными моделями поведения, с разными стереотипами. И тут уже задача лежит на родителях — обсудить увиденное, рассказать, что принцесса — это только один из множества типов ролевых моделей, но есть еще и сильная Чудо-женщина или умная и справедливая Гермиона. А самое главное — взрослые должны убедиться, что делают все возможное для того, чтобы девочки не чувствовали, будто бы их можно ценить и любить, только если они выглядят, как красивые принцессы.

По материалам: www.womo.ua

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: