Существует заблуждение, что у ребенка навыки самостоятельности чудесным образом появляются после окончания школы. То есть в 18 лет он вдруг станет ответственным взрослым, который будет брать инициативу на себя, сможет сам решать свои проблемы и не испугается взрослой жизни.
Однако специалисты предупреждают родителей, что самостоятельность не приходит с возрастом, а воспитывается в ребенке с ранних лет. Гиперопека, родительский страх оказыва.т детям медвежью услугу? и в итоге они не готовы к самостоятельной жизни ни в 18, ни в 30 лет.
О том, почему контролировать каждый шаг ребенка — это не выход, читайте в статье Валерии Мартьяновой.
5 советов, как не стать «родителем-вертолетом» (и заодно узнать, что это такое)
Декан Стэнфордского университета, американка Джули Литкотт-Хеймс, заметила пугающую тенденцию у первокурсников: все они были несамостоятельными. Она решила разобраться в причинах и описала их в книге «Отпустите их. Как подготовить детей к взрослой жизни».
Разумеется, опыт американского общества в воспитании детей отличается от нашего, поэтому русскому читателю нужно понимать, как в принципе возникла такая проблема.
Как появились «родители-вертолеты»
На современных родителей очень повлияли события 1983 года, когда в обществе заговорили о похищении детей. Тогда отец пропавшего мальчика Адама (об этой истории даже сняли фильм) создал специальную программу для поиска детей. Такое внимание к ситуации лишь усилило страх.
Национальная комиссия по образованию в том же 1983 году опубликовала отчет, в котором утверждалось, что американские школьники уступают по уровню знаний сверстникам из других стран. У родителей появилась паранойя о недоучивании, и они хотели чуть ли не все время видеть своих детей за учебниками. При всем внимании к школе, именно в 80-е годы в США набирает обороты движение за самооценку, принцип которого: «Оценивай не по результатам, а по многогранности индивидуальности». Наконец, изменилось отношение к свободному времени. Бесконечные кружки и дополнительные занятия, работающие из дома мамы, совместные курсы по рисованию и пению — все это повлияло на пространство для самостоятельной игры, она стала небезопасной, практически табу.
Джули Литкотт-Хеймс опирается в своем исследовании и на поколение так называемого «беби-бума», которое появилось в 50–60-е годы прошлого столетия и чьи родители предпочитали не интересоваться жизнью детей вообще. Когда эти дети выросли и достигли определенных высот в карьере или социальной жизни, они решили полностью контролировать жизнь уже своих детей. Их стали называть родителями-вертолетами, которые буквально нависают над детьми, чтобы видеть каждый их шаг.
Конечно, далеко не все в книге Джули Литкотт-Хеймс применимо к нашей действительности. Например, поколение родителей-вертолетов появилось у нас на 20 лет позже — в 2000-е, а до этого постоянный контроль был по большей части в советско-матриархальных отношениях. Но многие тезисы автора точно будут полезны. Хотя бы как способ посмотреть на свои методы воспитания со стороны и выявить свои ошибки.
Почему нужно прекратить гиперопеку
К 18 годам ребенок не успевает получить необходимые жизненные навыки. Например, он не умеет разговаривать с незнакомцами (новыми преподавателями, однокурсниками, продавцами и так далее), самостоятельно ориентироваться на незнакомой местности, контролировать свои сроки и дедлайны, заботиться о себе в быту (и в личной жизни тоже), зарабатывать деньги, распоряжаться ими и рисковать.
Гиперопека может привести к многочисленным нарушениям психики. Оказавшись без надежного родительского плеча, молодые люди могут испытывать сильный стресс, а некоторые даже страдают от депрессии. Они чувствуют, что не так быстро адаптируются в среде, как их самостоятельные ровесники.
К тому же гиперопека не сможет продолжаться вечно. Если в школе и в вузе вы еще сможете заступаться за ребенка и отстаивать его права, то разгневанная мама в кабинете начальника крупной фирмы — это уже сюжет для анекдота.
Родители забывают о себе, когда постоянно присматривают за «неразумным младенцем». Это может не лучшим образом сказаться на их «я» или на отношениях между партнерами: что они, например, будут делать, когда дети покинут дом?
Джули Литкотт-Хеймс признает, что и сама часто вела себя как родитель-вертолет. Она предлагает анализировать свои чувства, постепенно меняя поведение. Автор рассматривает разные модели воспитания. Идеальной, конечно, не существует, только вы можете выбрать баланс разных методик, которые подойдут вам и вашему ребенку. Но она дает рекомендации, которые, не нарушая доверительных отношений, помогут создать правильную дистанцию между вами.
Как вести себя родителям
- Дайте ребенку пространство для самостоятельной игры. Пусть он сам решает, как, с кем и во что ему играть. Вы можете только создать для этого все необходимые условия: обустроить площадку для игры во дворе или освободить комнату, договориться с родителями других детей о точном времени и месте, предложить ребенку игры на воздухе.
- Учите детей тем навыкам, которые им жизненно необходимы. Уборка, готовка, плетение косичек, смена туалета домашнему питомцу — вы же не намерены делать это всю жизнь? Покажите, затем сделайте вместе с ребенком, а после — наблюдайте, как он это делает самостоятельно — и, наконец, дождитесь, когда он гордо скажет, что «может справиться с этим сам».
- Позвольте им думать и уважайте их мнение. Школа дает знания, но, к сожалению, редкий педагог учит ребенка думать. Станьте им до воспитателей и преподавателей: ведь ребенок учится думать и говорить намного раньше, чем социализируется. Задавайте наводящие вопросы, спорьте, не хвалите за все маленькие успехи — помогайте их связать в единую картину. И самое главное — никогда не говорите за ребенка, особенно в его присутствии. Если он застенчивый, помогите ему сформулировать мысль без сильного нажима, взяв, например, сложную часть диалога на себя.
- Научите его проигрывать. Иногда в жизни что-то идет не так: тебя не взяли в футбольную команду, рисунок вышел не таким красивым, как у других, ты получил плохую оценку, порвал или забыл рюкзак в школе — ну с кем этого не бывало? Важно не отмахнуться от детской проблемы, а вместе обсудить ее причины и пути решения и предоставить ведущую роль ребенку. Если он с детства научится расставлять приоритеты и действовать самостоятельно в кризисных ситуациях, то ваша помощь в выпускном классе ему точно уже не понадобится.
- И главное — слушайте своего ребенка. Как друг, как наставник, как человек, который его понимает лучше всех на свете. Ваш ребенок — это удивительная смесь генов, которая так похожа и так отличается от вас.
Автор: Валерия Мартьянова
По материалам: www.mel.fm
Смотрите также: Родительские ошибки, о которых принято молчать, но которые можно исправить Очень-очень опасный мир. Оправданна ли чрезмерная тревожность родителей за жизнь детей? Урок бабочки. Притча о воспитании детей