Платим за подписку на Telegram каналы

Немного не такой, как все. Как быть с незначительными отклонениями от нормы у детей



Все чаще родители сталкиваются с тем, что их ребенка называют трудным. Они и сами замечают в нем некоторые особенности характера, с которыми ему непросто адаптироваться в коллективе. Но при этом это вполне обычный ребенок, без определенного диагноза.

Психолог Екатерина Зиновьева называет таких детей пограничными. У них могут быть разные проблемы: кто-то очень вспыльчивый, кто-то неусидчивый, кто-то замкнут в себе. В целом такие дети немного отличаются от нормы, поэтому врачи разводят руками, а учителя жалуются.

Как помочь такому ребенку, рассказывает Екатерина Зиновьева.

Пограничный ребенок

Есть такие дети, которые вроде такие же, как и остальные, но что-то в них не так. Их не назовешь особыми, потому что в целом они развиваются нормально, а зачастую даже с опережением. Они так же бегают, играют, задают вопросы, шалят, как и другие дети. Но в то же время они отличаются от других, и подчас это очень заметно.

Часто в таких детях есть что-то слишком: слишком активный, слишком чувствительный, слишком мнительный и тревожный, слишком возбудимый, слишком отстраненный и т.п. И это излишество мешает ребенку гармонично взаимодействовать с миром.

Таких детей можно назвать пограничными, то есть они развиваются по грани между нормой и патологией.

В какие-то моменты при благоприятных условиях их поведение кажется абсолютно нормальным и адекватным, а при других, более сложных обстоятельствах, они выглядят довольно странными.

Пограничных детей сейчас очень и очень много. Это связано со многими факторами, но основной, на мой взгляд, — медикаментозное ведение беременности и родов.

При том, что таких детей становится все больше и больше, именно эта категория остается без внимания врачей. Дело в том, что такие дети недостаточно больны, чтобы считаться особыми и, соответственно, получать определенное лечение. А те «незначительные» отклонения от нормы, по словам врачей можно списать на наследственность, индивидуальные особенности ребенка или психологические проблемы в семье. В школе же или садике ситуация обратная — учителя жалуются, что не могут справиться с ребенком, и настаивают на том, чтобы показать его специалисту. Вот только какому?

Родители таких детей оказываются в очень сложном положении. Постоянное скрытое от всех качание на весах: нормальный мой ребенок или нет — это тот фактор, из-за которого в душе нарастают тревожность, страх, разочарование, боль, непринятие. И не с кем поделиться этим. И непонятно, к кому обратиться за помощью. А зачастую даже сформулировать, что именно настораживает их в ребенке, им очень сложно.

Пограничные дети действительно очень разные. Назову наиболее распространенные варианты «пограничности»:

  • дети с аутичными чертами. Они вроде как и общаются, и в глаза смотрят, но при этом все равно как бы в себе, сосредоточены на себе и своих мыслях. Испытывают трудности при общении со сверстниками, не вписываются в компании. Часто излишне тревожны, многого боятся;
  • высокочувствительные дети. Сейчас так модно называть детей, которые обладают повышенной сенсорной или эмоциональной (или и той и другой) чувствительностью. Они не выносят громких и резких звуков, ярлычков на одежде, изменений температуры, крика и слез. Трудно адаптируются. Да, иногда бывает истинная, врожденная высокая чувствительность ребенка. Но это редко. Чаще — это следствие какого-то непорядка в организме ребенка;
  • дети, любящие поистерить. Когда истерики частые, бурные, часто на пустом месте, иногда ночные. И при этом все средства психологии и психотерапии перепробованы, а ситуация не меняется.


Все эти проявления в ребенке могут быть абсолютно нормальными и являться следствием его физиологических и психологических особенностей. И тогда с этим ничего не надо делать — просто жить и принимать человека таким, какой он есть. Ну и с психологией разбираться, конечно.

Но иногда за этим стоят весьма конкретные причины — это могут быть родовые травмы, нарушения обменных процессов, интоксикация, нарушение кровоснабжения и другое. Главное — если правильно определить причину пограничного состояния ребенка — с ней можно работать! То есть, устранив причину, вывести ребенка в устойчивую норму!

Как именно определить, что с ребенком, какие анализы сдать, к какому доктору обратиться, какое лечение будет правильным и адекватным и нужно ли оно вообще — главная проблема и одновременно задача родителей пограничных детей. Это все затратно, нудно и муторно. Но это дает шанс помочь ребенку!

Хочется написать, как могут разворачиваться события с пограничными детьми.

Ребенок может «перерасти» свои трудности.

Может. Но сейчас дети все реже и реже что-то «перерастают». Здесь важно понимать, что значит — ребенок «перерос» какую-то свою проблему. Это значит, что он компенсировал ее благодаря определенным благоприятным факторам, которые были необходимы ему именно в его ситуации. Ну, например, ребенок получал правильное полноценное питание (то есть восстанавливался правильный обмен на уровне клеток), занимался спортом, жил по режиму, и его окружение интуитивно вело себя так, что ребенок смог выровняться и вписаться. Раньше с этим было существенно легче, особенно с первыми тремя пунктами. Сейчас на эти вещи родители обращают намного меньше внимания. И, соответственно, шансов что-либо «перерасти» у детей сейчас все меньше и меньше.

Бывает, что родители не обращают внимания на специфические трудности ребенка и стараются их не замечать. Здесь надо понимать, что если в основе пограничного состояния ребенка лежит конкретная и весомая причина и с нею ничего не делается, то рано или поздно ребенок-таки свалится в патологию. И тогда уже придется лечить его согласно его диагнозу.

Если же конкретных и весомых причин проблемного поведения нет, то у ребенка есть все шансы выровняться при внимательном и принимающем отношении окружающих.

Иногда родители приводят своих пограничных детей к врачу, и врач, увидев, например, аутичные черты у ребенка, начинает прописывать ему лечение, как для аутиста. А ребенок не аутист. У него совсем другая причина его поведения. И тогда такое неверное лечение способно существенно усугубить изначальное состояние ребенка. Поэтому очень важно на стадии диагностики попасть к действительно знающему врачу, готовому разбираться с деталями и не спешить с назначением лекарственных препаратов.

Ну и позитивный вариант, когда родители правильно выбрали врача, правильно провели диагностику, и правильно устранили причину проблемы. В этом случае ребенок сможет скомпенсироваться, а значит, и адаптироваться. Причем, чем младше будет ребенок на момент лечения, тем быстрее и в большей степени он придет в норму.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, на мой взгляд, родителям пограничных детей нужно очень тщательно обследовать их. И если найдутся весомые причины, очень осторожно, мягко и экологично с помощью хороших специалистов скорректировать их.

А если ничего плохого не найдется, тогда уже с чистым сердцем разбираться со странностями и трудностями ребенка, либо самим, принимая его особенности, либо с помощью психолога.

Автор: Екатерина Зиновьева

По материалам: www.rukumame.ru

Была ли эта информация полезной?
ДаНет

Смотрите также: Это важно знать: факторы, которые влияют на возникновение аутизма у детей Антистрессовое утро, или Как собрать ребенка в школу без проблем Гиперактивный ребенок: 7 мифов, которые мешают решать проблему эффективно