Не мешайте ребенку рисовать! 10 причин, почему не стоит учить ребенка рисовать до 8 лет

Ольга Крамаревич
Детский психолог, любящая мама и жена. Работаю с детьми и семьями с детьми индивидуально и в группах. Люблю детей, а они меня. В свободное время занимаюсь рукоделием и спортом. Являюсь соавтором сайта для родителей и детских психологов
Детский психолог, любящая мама и жена. Работаю с детьми и семьями с детьми индивидуально и в группах. Люблю детей, а они меня. В свободное время занимаюсь рукоделием и спортом. Являюсь соавтором сайта для родителей и детских психологов... показать

Детский рисунок

Интереснейшая статья арт-терапевта со стажем о том, какую важность имеет детский рисунок для гармоничного развития личности.

В становлении человека важной частью процессов развития личности есть понимание образов, символов и форм, которые создаются нашей психикой для гармонизации. То, что ребенка начинают учить рисовать, – это самая большая ошибка. Мы закрываем ребенку путь к самопознанию и самопониманию. Ведь через свой рисунок намного легче понять и познать себя, что априори становится невозможным, когда с самого детства нас учат присматриваться к другим.

Конечно, многие скажут, как же ребенок должен видеть вещи правильной формы и в правильных цветах. Понятие “правильно” само по себе абстрактное. Ведь небо не всегда голубое, а солнце далеко не желтое. Если внимательно присмотреться, то вы и сами увидите в небе более 30 оттенков разных цветов. Но ваш ребенок может этого не увидеть, если с самого детства не давать ему выбора увидеть самому то, что хочет увидеть он сам. Итак, я как психолог почти с 16-летним стажем работы, могу смело утверждать: “учить рисовать нельзя!!!” А если учить профессионально, то в художественных школах и после 8 лет.

Приведу ряд аргументов, почему учить рисовать ребенка до 8 лет вредно:

  1. Цвет и форма, линии на листе бумаги являются способом самовыражения ребенка, и как только мамочка начинает комментировать, что солнышко должно быть круглым, глядя на квадратное солнышко ребенка, он тут же найдет другой способ самовыражения, и это будут капризы, крики и т.д.
  2. В период дошкольного возраста, когда у ребенка проходит очень тонкий и важный этап взросления – социализация, рисунок даст вам понять возможные трудности и переживания по этому поводу. Но только если Вы не запрещали рисовать ребенку то, что он хочет. Например: одна мамочка, у которой ребенок очень агрессивен по отношению к другим, гордится тем, что всегда запрещала рисовать войну и драки. Так вот ребенок и принес все, что мог оставить на листе бумаги, в реальные социальные отношения с миром.
  3. Ребенок имеет право на свой сюрреализм, поэтому исправлять рисунки ребенка, пробовать делать их более красивыми или правильными категорически нельзя. Если ребенок привыкнет к такой позиции, то ошибки во взрослой жизни тоже будете исправлять вы.
  4. Каждый случайный рисунок ребенка – это избавление от негативных состояний, эмоций, которые он не смог проговорить, энергии, которую некуда скинуть. Поэтому, когда родители начинают помогать с сюжетами, то неосознанно блокируют психологический канал, с помощью которого ребенок может стабилизировать свое психоэмоциональное состояние. Можно помочь ребенку с выбором сюжета тогда, когда он очень этого просит, и то только волшебной фразой – «Рисуй, что хочется рисовать».
  5. Следующий важный вопрос, который задают родители: чем рисовать ребенку? Ведь прекрасно иметь 64 красивых фломастера, которые дают очень четкую и тонкую и ровную линию. Но если рассматривать рисование как форму самопомощи, то только рисование жидкой краской, которая легко смешивается и дает возможность экспериментировать с формой и разным цветом, да еще восковые мелки, дают эффект настоящего терапевтического пространства в рисунке.
  6. Никогда не критикуйте и не сравнивайте рисунки ребенка с другими. Через принятие продукта творческой деятельности вашего малыша вы принимаете процесс его становления как личности. Ведь логика ребенка такова: если рисунок плохой, значит и я для мамы плохой. Поэтому не бойтесь перехвалить ребенка, ведь каждый рисунок – это частичка проявления души вашего маленького чуда, его индивидуальности и неповторимости.
  7. Важно заметить, что процесс рисования для детей – это способ самопознания, и очень важно не упускать такой важный психологический и педагогический инструмент, как рисунок. Простые вопросы к ребенку: Кто нарисован на рисунке? Какой он? Что он делает? В каком он настроении? – дают возможность родителям заглянуть в душу ребенка и увидеть возможные проблемы.
  8. Мир фантазий и сказок, который отражается на рисунке, раскрывает для ребенка новые горизонты собственного воображения, и это очень значимая сфера жизнедеятельности ребенка. Если родители постоянно возвращают ребенка в суровую реальность, это значительно уменьшает способность фантазировать у детей, обедняется интеллектуальное развитие личности, снижаются возможности креативного, образного мышления. Но ведь сами подумайте: перед тем, как чему-то появиться в реальности, это что-то появляется у кого-то в фантазии. Не убивайте в своем ребенке творца!
  9. Важно сказать то, что сам ребенок начинает гордиться собой, когда видит продукты своего творчества в рисунках, что является наилучшим средством для психологической профилактики невротических расстройств личности, тревог, страхов и низкой самооценки. Но, а уж как будете гордиться вы своим ребенком, ни в сказке сказать, ни пером описать.
  10. Рисунок является самой первой формой самовыражения человечества и самым древним средством социализации. Наскальные рисунки передают нам весь путь развития общества и цивилизации, так дайте же своему ребенку пройти свой путь развития в рисунках.

Автор Виктория Назаревич
Источник

Смотрите также:
10 причин заниматься творчеством
23 кратких совета от арт-терпевта на все случаи жизни
5 ошибок в занятиях творчеством с детьми



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: