Ребенок во всем зависит от близких, которые о нем заботятся. От тех условий, которые окружают его в семье, во многом зависит его физическое и психическое здоровье. Но, если физическое насилие порицается обществом и ведет за собой уголовную ответственность, то есть ряд насильственных действий, которые не наносят явный ущерб телу. Однако, они точно также травмируют ребенка и влияют на его интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие.
Насилие может иметь разные формы. Можно не пороть ремнем, но унижать, подавлять, запрещать и пренебрежительно относится к ребенку. Часто эти методы воспринимаются, как воспитательные, необходимые для развития ребенка. Мама, запихивающая еду в трехлетнего малыша, печется о том, чтобы ребенок был сыт, а ее не мучило чувство, что она безответственная мать. Она не подозревает или не хочет замечать, что совершает насильственные действия в отношении собственного ребенка, которые будут иметь негативные последствия на протяжении всей его жизни.
Психолог Амалия Макаренко рассказывает о том, что насилие не ограничивается жесткими формами обращения с детьми. Есть более «мягкие», но такие же травматичные для психики методы, к которым прибегают родители.
Неочевидные формы насилия над ребенком
Когда говорят о насилии при обращении с ребенком, чаще всего речь идет о жестоких формах обращения: физических наказаниях, сексуальных злоупотреблениях, психологических издевательствах. Многие родители считают, что отсутствие в их отношении к ребенку вышеперечисленных актов отводит их в зону родителей, не использующих насилие.
Однако, не все так однозначно, существуют более «мягкие», но вместе с тем также травматичные для психики ребенка насильственные действия. К таковым, например, относится:
- насилие над телесностью ребенка, что выражается во фрустрации базовых потребностей в комфорте или пище;
- насильное кормление, неудобная поза, грубые действия во время гигиенического ухода за ребенком;
- некомфортная одежда.
При таких обстоятельствах возникают сложности в установлении прочности телесных границ, которые формируются при ненасильственном взаимодействии с телесностью ребенка, что становится одним из важнейших элементов его самоидентификации. В истории детства моих клиентов, которые считают свою внешность недостойной или даже постыдной, присутствовали частые эпизоды фрустрации их базовых телесных потребностей. Их действия по самоизменению (или настойчивое желание радикальных изменений внешности) сигнализируют о кризисе телесной неподтвержденности.
В детстве действия принудительного кормления широко распространены («Пока все не съешь, никуда не пойдешь»), по своим психологическим последствиям такие действия если не равноценны, то очень близки к сексуальному злоупотреблению.
К неочевидным формам насильственных действий со стороны родителей также относится фрустрация потребности ребенка в своей территории. Например, у ребенка отсутствует своя комната или хотя бы «угол», закрепленный за ребенком; ребенка часто сгоняют с понравившегося ему места, постоянно указывают, где ему следует стоять, сидеть, лежать и находиться. Такое поведение со стороны родителей приводит к таким негативным последствиям как: невозможность обозначения своей социальной идентичности, зыбкость психологических границ, повышенная тревожность, низкие самооценка и уровень притязаний.
Следующая форма неочевидного насилия проявляется в пренебрежительном отношении родителей к личным вещам ребенка, в вольном обращении с «любимыми» и «лелеяными» ним вещами, которые являются средствами самоподтверждения ребенка и знаками его формирующейся идентичности.
Взрослея, ребенок стремится завести свои собственные социальные связи, вмешательство родителей в эту сферу жизни своего ребенка также не редкость. Родители требуют прекратить общение с кем-то из сверстников, указывают ребенку, с кем следует, а с кем не следует дружить. Может иметь место насильственное внедрение, когда ребенок вынужденно общается с теми, кого он не выбирал. Такие действия со стороны родителей могут приводить к появлению ощущения, что все вокруг – чужие, не-свои, деперсонализации, собственной неуместности в социальных обстоятельствах жизни. Неспособность защитить свои привязанности нередко оценивается как предательство.
Насилием в отношении ребенка, является также депривация его ценностей и вкусов, игнорирование его пристрастий. Невозможность защитить свои вкусы и ценности приводит к некритичности по отношению к мировоззрению других людей, неспособности выстраивать границы перед идеологическим вторжением.
Семьи, которые уважительно относятся к ценностям и вкусам ребенка, способствуют формированию свободы, осмысленности, ценности жизни, креативности, критичности, личной ответственности.
Автор: Амалия Макаренко
По материалам: www.b17.ru