Можно ли жить без образования?

Юлия Корж
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.

Вопросы образования – очень острые и непростые вопросы. С одной стороны, кто мы без знаний, без школьного диплома и диплома о среднем или высшем образовании? Нам с ранних лет доказывают гиперважность образования, иначе мы ничего не сможем добиться. Потом, когда у нас появляются свои дети, мы в общей своей массе, следуем тем же установкам. Стараемся дать детям образования, часто – любой ценой, иногда – и ценой счастливого детства. С другой стороны, только слепой не видит, как хромает наше образование на всех своих ступенях, как пропадает безвозвратно детское любопытство и тяга к новому, как растет пропасть между долгожданным дипломом и реальной жизнью, потому что слишком быстро для образовательных учреждений меняется современные реалии.

Некоторые этот вопрос решают кардинально. И речь не о домашнем обучении, а скорее об обучении самой жизнью. Такая точка зрения тоже имеет право на существование, ведь какая главная цель образования? По-моему, дать знания, а их можно получать не только сидя за партой. Вот одно из мнений.

Образование или свобода?

Хотите, я сейчас взорву очередной шаблон?

Познакомьтесь с Кариной – солнечной, жизнерадостной, красивой и открытой девочкой, живущей на о. Нуса-Пенида уже два года (остров, расположенный примерно в 12 км к юго-востоку от индонезийского острова Бали. — Прим. ред.). Карине 12 лет. Два года назад, путешествуя с семьей по Азии, они на пару дней приехали на прекрасный остров и… не смогли уехать. Теперь у них самый известный и, пожалуй, единственный на острове гест-хаус «Нуса Гарден», в котором останавливаются все туристы, приезжающие насладиться сочными красотами острова.

Карина уже два года не ходит в школу и даже не учится дистанционно. Вместо того, чтобы ломать свою психику, насиловать свой мозг и терять свою свободу благодаря традиционному образованию, она на равных со взрослыми решает организационные вопросы в гест-хаусе, общается с туристами на английском, с местными на Бахасе, водит байк куда смелее, чем я, прекрасно фотографирует и планирует завести свой блог. Она буквально пропитана солнцем, морем и духом свободы, и мне трудно представить ее в шаблонной реальности детей ее возраста, хотя воображение у меня такое, что я сама себе завидую.

Я смотрела на это юное олицетворение жизни вне догм, стандартов и правил и почему-то мне вспоминалась моя работа в «Профи.ру».
– Мой ребенок задыхается! Он задыхается! – С жаром вещала в мою гарнитуру клиентка, с которой мы 5 минут не могли подобрать один день в неделю для прихода репетитора, потому что у 11-летнего мальчика 6 дней в неделю 7 уроков в школе, а после английский, спорт, музыка и бог знает что еще. И он, бедный, задыхается. И мама знает, что он задыхается. Но еще один репетитор нужен, он позарез нужен, потому что у ненаглядного чада четверка вместо пятерки, а это же стыд и позор!

Я тогда говорила то, что положено говорить, но в голове крутила лишь одну мысль: «Что вы делаете, безумные люди? Что вы делаете со своими детьми?!». Можно сколь угодно доказывать окружающему миру и таким волшебным на голову, как я, что без образования никуда, но жизнь большинства людей – лучшее доказательство того, что эта модель жизни не работает. Волшебная на голову за 30 лет успела насмотреться на людей с двумя высшими образованиями и английским уровня Advanced, которые работали менеджерами по продажам или продавцами в салонах сотовой связи рядом со вчерашними школьниками.

Знаю лично и тех, кто на втором-третьем курсе бросил универ и сейчас живет той жизнью, которую прилежно учившиеся люди, отличники и медалисты видят лишь по телевизору.

Нет, не нужно массово забирать детей из школ и дружно переезжать тусить в Азию. Каждому свое – кому-то нравится кичиться дипломами и наградами и быть маленьким винтиком большого механизма. Кто-то благодаря полученным знаниям действительно создает империю и влияет на социальное, экономическое и политическое мироустройство. А кто-то прыгает на волнах кристально-чистого океана, говорит на трех языках, каждый день пьет кокосы, управляет гестом и в 12 лет рассуждает более здраво, чем большие 30-летние дети, играющие в «серьезную жизнь».

Выводы делайте сами.

Автор Юлия Маслова

Источник

Смотрите также:
Кен Робинсон: пора менять систему образования
10 причин того, что дети не хотят ходить в школу, от 11-летнего Тимофея Дрогина
Андрей Максимов: «К детям надо идти не с ответами, а с вопросами»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: