Методика обучения Глена Домана

Марина Ладатко
Детский психолог. Люблю мужа, доченьку, открытия, яркие краски жизни, её разнообразие. Веду активный образ жизни и блог "Счастливое родительство — счастливые дети". Чего всем желаю.
Детский психолог. Люблю мужа, доченьку, открытия, яркие краски жизни, её разнообразие. Веду активный образ жизни и блог "Счастливое родительство — счастливые дети". Чего всем желаю.... показать

Каждый родитель стремится дать своему ребенку все самое лучшее: лучшее питание, лучшее внимание, лучшее образование. В современном мире повышенной требовательности к человеку и его умениям многие сознательные папы и мамы пытаются научить кроху уже с самых пеленок то ли чтению, то ли хорошим манерам, то ли иностранным языкам. Разработано множество методик, направленных на то, чтобы взрастить гения. Вот одной из таких методик, нынче пользующейся огромной, без преувеличений, популярностью, является методика раннего развития Глена Домана. В этой статье речь пойдет именно о ней.

занятия по методике домана

Содержание
Несколько слов об авторе
Суть разработанной Г. Доманом методики
Принципы работы по карточкам Г. Домана
Сильные стороны раннего развития ребенка при использовании карточек Домана
В чем недостатки данного воздействия

Несколько слов об авторе

Глен Доман родился в 1919 году в Филадельфии. Здесь он и учился на врача-нейрофизиолога в Пенсильванском университете, который окончил в 1940 году с ученой степенью, после чего работал по специальности в клинике.

С 1941 года по 1945 служил в армии и вырос в звании от простого рядового до командира пехотной роты. По окончании войны продолжил свою работу нейрофизиологом, но уже в направлении оказания помощи детям с травмами головы и повреждениями мозга, с нарушениями центральной нервной системы. Он стал основателем Института человеческого потенциала в Филадельфии (1955 год). Ежедневные работы (наблюдения, эксперименты) длительностью в 24 часа на протяжении 20 лет привели его с коллегами к некоторым заключениям и разработанным на их базе программам, методикам по восстановлению детей с серьезными проблемами нервной системы.

Некоторые выводы его многолетней работы:

  1. Оказание лечебной помощи должно быть направлено на мозг, а не тело (при улучшениях психической деятельности мозга улучшается физиологическое состояние пациента).
  2. Раздражение определенных рецепторов приводит в работу мозг в целом.
  3. Немаловажным для ребенка остается факт особого внимания: при взаимодействии взрослого с малышом последний старается, так как к нему проявили внимание и заботу.
  4. Физическое развитие неразрывно связано с интеллектуальным.

Спустя некоторое время, занимаясь с больными детьми, Глен открыл для себя тот факт, что вполне здоровые дети, участвующие или присутствующие на занятии со своими братьями, сестрами, которым оказывалась помощь, тоже начали преуспевать в знаниях, физическом развитии, по сравнению с детьми такого же возраста, которые не занимались. Воодушевленный Доман стал разрабатывать программу раннего обучения и для здоровых детей, которую мы имеем радость сейчас использовать.

учеба

Суть разработанной Г. Доманом методики

Методика для обучения и развития детей с раннего возраста, а именно с 6 месяцев, представляет собой научение ребенка с 6 месяцев чтению целыми словами, счету, английскому, музыке и т. д. с помощью карточек.

В основе этой методики лежит теория стимуляции синаптических связей между нейронами. Чем большее количество связей образовывается, тем более развитым становится ребенок. Так считается, но, как показали последующие исследования в этой области, данная теория не подтвердилась. Но об этом немножко позже.

Давайте рассмотрим, как происходит обучение гениев по данной методике.

Стимулирующим материалом данной методики выступает набор карточек или со словами, или со слогами и картинками с названиями изображенных предметов (явлений), или со счетным материалом. Малышу показывают карточку и называют то, что на ней изображено/написано. Такие упражнения проводят  длительностью от нескольких секунд до нескольких минут (в зависимости от возраста ребенка) несколько раз в день. Но систематично и ежедневно. Ребенок привыкает к увиденному (запоминает), услышанному, между образом и звуковым рядом образуются синаптические связи (ассоциации) и потом, при виде картинки, малыш воспроизводит словами (если даже еще не говорит вслух, то про себя отмечает — так называемый пассивный словарь ребенка) увиденное. И наоборот, услышав слово, он может показать его графическое изображение (напечатанное соответствующее слово).

Это реально, это работает, так как механическая, неосознанная память ребенка в период жизни от рождения до 4 лет – основная. Что такое память? Это следы бывших впечатлений. И чем чаще следы повторяются, тем прочнее они становятся. Особенность детской памяти такова, что следы возникают быстро, но без подкрепления стираются. При этом память у детей до 3 лет работает на уровне узнавания, но не воспроизведения. Так, у малыша шести месяцев память на уровне узнавания работает всего 2 недели, у девятимесячного — 3 недели, а у годовалого — месяц, к двум годам кроха узнает предметы и людей даже через 3 недели после того, как не видел их, а в три года — 6 месяцев перерыва не составят ему труда вспомнить ранее виденное, слышанное. Но вспомнить – это не значит воссоздать образ без стимула. В методике Г. Домана хорошо то, что работа идет в двух модальностях: зрительной и звуковой. Поэтому воссоздать то, что имеется уже в памяти в ассоциативных связях, куда легче, чем все по отдельности. Именно по этой причине занятия нужно проводить систематично. И не допускать перерывов, ведь таковой, длительностью в 3 недели, даже если вы до этого 3 месяца ежедневно занимались, у крохи девяти месяцев сотрет из памяти большую часть полученных знаний.

Хороши в применении обучающие мультфильмы: занимают немного времени (хотя некоторые длятся от 15 минут, как бы это уже и не 2-5 рекомендованных), интересны детям, разработаны согласно всем требованиям методики.

До 6 месяцев Глен рекомендовал стимулировать двигательную активность ребенка, давая свободу его действиям (по этой причине – никаких пеленаний), стимулируя врожденные рефлексы плавания, шагания, ползания, хватания, крутения-вертения малыша на руках. В помощь родителям он разработал трек. Расположенный под наклоном и имеющий гладкую поверхность, небольшое пространство, он стимулирует малыша к движениям (ползанию). Проводить в данном тренажере маленькому гению рекомендовано до 3 часов в день.

Принципы работы по методике Г. Домана

  • Наиболее раннее обучение даст лучшие результаты;
  • добровольность, наличие желания заниматься как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого;
  • радость успехам крохи;
  • организованность и систематичность занятий;
  • постоянное введение нового учебного материала;
  • наличие соответствующей обстановки для занятий;
  • заканчивать занятие необходимо раньше, чем того захочет ребенок;
  • при отсутствии у ребенка интереса проводить занятие нет смысла: его нужно прекратить;
  • отсутствие проверок знаний и контроля;
  • обязательная предварительная подготовка к занятиям (материал должен быть подготовлен заранее).

Сильные стороны раннего развития ребенка по методике Домана

Создавая данную методику, Глен учел все: возрастные особенности ребенка (его память, мышление, восприятие, эмоциональную сферу, особенности внимания — на карточках только 1 предмет и ничего лишнего, все четко и ясно), его нейропсихологию и физиологию, мотивационную сторону деятельности малыша.

Именно поэтому карточки Домана работают. Занимаясь по карточкам данного типа, дети получают удовольствие общения с родителями и обучения, у них развивается память, обогащается словарный запас, понятийный аппарат. Исследования Глена показали, что дети опережают в развитии своих сверстников не только интеллектуально, но и физически. Малыши мотивированы на обучение с самого детства.

Вот что говорят в рекламе:

И конечно же, у каждого сознательного родителя малышей от 6 месяцев просто-таки должен быть набор этих карточек. Они пригодятся как в дороге, так и в поликлинике, очереди или еще где-то, где необходимо занять, увлечь кроху. Данные карточки знакомят детей с предметным миром, миром природы и техники.

Но…

методика домана

В чем недостатки данного воздействия

Но именно «по сравнению с одногодками» и останавливает многих психологов и мудрых родителей в применении данной методики полностью. Нужно помнить, что ребенок такой, какой он есть, он не должен быть лучше или хуже кого-то. Это родительские ожидания, которые становятся причиной повышенных требований к ребенку, надежд на его будущее и на его жизненный выбор. Такие родители забывают, что у дитя свой путь, и когда он его выбирает, они разочаровываются.

Именно причина недостатков методики кроется в ее восприятии родителями как единственной панацеи развития, и в ее применении конкретными взрослыми, а не в ней самой как таковой.

Плюс, она не обеспечит всего спектра чувственной сферы малыша так, как это сделают в комплексе сюжетно-ролевая игра, рисование, аппликация, лепка, чтение книг, посещение музеев, театров, зоопарков и т.п.

Да, одно другому не мешает, и 2-3 минуты занятий по карточкам – это хорошо. Но будем честными, где 2-3 минуты, там и 15… Если нет, то вы правильно занимаетесь по методике, и вы молодцы, что уделяете этому внимание.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: