Есть одно загадочное явление в нашей жизни. Очень многие мамы с ним встречаются, но мало кто знает его в лицо. Многие страдают от последствий этого явления, но до того времени, как поймут причину и узнают ключевое слово, думают, что страдают от другого.
Например, думают, что страдают от капризов ребенка или от его лени, или от того, что он не хочет учиться. От того, что приходится делать уроки с ним много и долго. От того, что школа плохая, программы плохие, мир плохой — что угодно.
На самом деле, когда у мамы много дел, она устает, но при этом любит своего ребенка и старается, вкладывается в него, — ей ужасно тяжело и обидно, если нет прогресса. Если на то, чтобы сделать уроки, уходит немыслимо много времени. Если ребенок вроде бы умный и развитый, но снова и снова делает много ошибок, пишет ужасно, не любит читать. Если он приносит из школы двойки и плохое настроение — ведь любому человеку больно, когда его обвиняют и унижают. А дислексикам это часто достается.
Не зная истинной причины, люди борются с «ветряными мельницами», друг с другом. Злятся, устают. А на самом деле оказывается, что причина совсем в другом: у ребенка дислексия. А это значит, что у него такая особенность мозга, с которой действительно крайне сложно научиться читать и писать.
И унижение таких детей — жестокая несправедливость. Ведь детей, имеющих физические ограничения или болезни, от плохого зрения до сломанной ноги, люди в целом стараются понимать, поддерживать и не обижать. Ищут варианты помощи. Умеют определять степень тяжести заболевания. Иногда можно быстро вылечить, Иногда требуется более долгий путь лечения или специальные устройства для компенсации (очки, костыли и т.д.), Иногда нужно принять болезнь, обойтись тем, что есть, и все равно стараться наладить хорошую жизнь.
Люди уже привыкли к тому, что проблемы бывают — те или иные — у всех, с ними надо работать, изучать и применять разные способы их решения. А дислексия — такая вещь для нашей страны, про которую даже учителя часто не знают, а зная — боятся говорить родителям, потому что сами не умеют с этим работать. В худшем случае — диагноз озвучивают, но не помогают, а унижают ребенка и стараются от него избавиться, советуют родителям перевести его в коррекционную школу. И это при том, что у дислексиков уровень интеллекта часто выше среднего.
Мозг — волшебная, космически сложная система. И тонкое нарушение может оказаться в любой части этой системы. При этом мозг обладает огромными возможностями по изменению и восстановлению себя. Есть такое свойство — нейропластичность. Это способность мозга изменяться, выстраивать новые структуры. Каждый нейрон имеет возможность отращивать новые аксоны, протягивать ниточки к другим нейронам, выстраивать новые связи. Существует огромное количество, миллионы, биллионы нейронов в зачаточном состоянии, которые могут перестать сидеть, ничего не делая, «в запасниках», а «выйти на площадку» и начать участвовать в реализации нужных функций.
Но для того, чтобы это случилось, нужны определенные условия. Когда ребенка все время заставляют делать то, что он не может, и ругают — эти условия не подходят. Это все равно, что прыгать на сломанной ноге.
Всем понятно, что сначала нужно пойти к врачу, сделать рентген, понять, в чем дело, наложить правильно гипс или предпринять какие-то другие шаги. Нужно принимать вещества, способствующие срастанию костей и нарастанию новых тканей — кальций, желатин, что-то еще. С мозгом то же самое, только на более тонком уровне. И в силу того, что исследования мозга стали доступны сравнительно недавно (раньше не было приборов, позволяющих делать это при жизни человека), накопленные знания еще не вошли в повседневную практику. Но исследования ведутся, наблюдения и выводы делаются, просто мамы и даже учителя часто не знают об этом.
И мы точно так же страдали от всех этих проблем. Я пишу эту статью потому, что сама была в такой ситуации. И мой ребенок делал кучу ошибок, с напряжением и протестом подолгу делал уроки, возникали конфликты, мы не могли никак добиться прогресса. Он страдал, я ругалась на него, не понимала, в чем дело. Это огромная тяжесть для семьи. И для школы в том числе, потому что отстающие ученики никому не нужны. Все хотят гордиться успехами и отличными показателями.
И так продолжалось до тех пор, пока мы не перестали биться с не теми врагами. А когда я узнала, что дело именно в нейрональных особенностях, я начала искать информацию целенаправленно. И оказалось, что в нашей стране крайне мало специалистов, умеющих помогать при дислексии. При этом часть специалистов стоят на позиции, что дислексию излечить невозможно. Часть — предполагают, что заниматься придется долго, годами, и эффект будет не слишком заметным. Часть предлагает краткий интенсивный курс с обещанием, что это станет решением. Но курс стоит дорого, а потом оказывается, что без специальных занятий дома результат быстро теряется.
Тем не менее, вдохновляющие примеры тоже удалось найти. Их пока не много, но они есть. И изучение этих примеров очень помогло мне выстроить веру в возможность изменений.
Какая-то мама детально описывала упражнения, которые она делала с ребенком. Фиксировала, от чего становилось лучше, от чего — нет. Кто-то просто рассказывал, что после того, как узнали о дислексии, проходили такой-то курс терапии, и получили такие-то эффекты. Очень интересна была история одной мамы из Израиля, которая организовала школу для дислексиков после того, как ее ребенок, много лет страдавший от дислексии, съездил отдохнуть и научился серфингу, — вдруг, вернувшись, стал читать названия улиц, вывески, а потом и книги. Она стала выяснять, что же помогло, и оказалось, что на тренировках по серфингу он незаметно натренировал недостаточно прежде развитую именно у него зону мозга, и механизм «включился».
Некоторым помогало изменение обстановки, переезд. Всегда наступает облегчение при улучшении психологического состояния, при появлении уважительного, поддерживающего окружения (посмотрите также фильм «Звездочки на Земле»).
Еще я узнала, что даже при афазии (это нарушения речи вследствие повреждения мозга, например, после инсульта) многим людям можно помочь специальной терапией и упражнениями. Появляется все больше исследований и на тему дислексии. Во многих странах есть центры и клиники, изучающие нарушения речи. Их опыт говорит нам, что изменения возможны, но они не случаются сами по себе. Нужно создание определенных условий. Специалисты могут подобрать комплекс мер и необходимые упражнения (опять же, можно провести сравнение с другими болезнями: родители обычно не пытаются сами исполнять роль стоматолога или окулиста в сложных случаях, если только сами не являются профессионалами в этой области).
Поскольку у меня есть высшее лингвистическое образование, мне было проще анализировать, какие уровни и модальности языка нарушены у ребенка. После изучения многих тем из области нейрофизиологии, психологии и физиологии я постаралась составить программу коррекции, использующую максимальное количество факторов. Потом мы серьезно поговорили с сыном. И приняли общее решение попробовать применить все сразу. Мы занимались три недели с утра до вечера, по 12 раз в сутки упражнения на 5 минут (больше он первое время не выдерживал). Дополняли спортивными тренировками, телесными практиками, прогулками, старались максимально поддерживать хорошее настроение и состояние. И у нас получилось!
Когда я стала делиться своим опытом, рассказывала ученым, логопедам, другим родителям о том, что мы сделали и в какие сроки, все говорили, что это удивительно. Выяснилось, что наш опыт не противоречит никаким исследованиям, но такие значительные изменения не происходят обычно за короткий срок. Просто мы применили все сразу. Три недели упорного труда — и жизнь ребенка существенно изменилась в лучшую сторону, а через год стало совсем хорошо.
В одной статье не расскажешь всех деталей методики. Но главное можно отметить: важны все уровни. Не только упражнения, направленные на развитие навыков чтения и письма — это десятая, если не меньшая часть того, что нужно сделать. В первую очередь нужно изменить психологическое состояние ребенка. Еще нужны физические упражнения. Нужны способы мотивации, нужна радость жизни. Нужно наполненное энергетическое состояние, потому что мозг — он как большая электростанция. Все сигналы внутри передаются, в том числе, через электрические импульсы. Если энергии у человека нет, он не может ничего сделать, у него нет ресурса, чтобы строить новые нейронные пути, которые обеспечат возможность реализации нужного навыка. Тогда нужно не делать и переделывать уроки, а дать ребенку поспать. И поиграть с ним дружно и ласково. И поддержать, вдохновить. И только потом сделать несколько упражнений. Тех, которые нужны именно в этот момент.
Следует понимать, что новый опыт первое время сложно удерживать. Если не делать поддерживающие упражнения, ребенок быстро утратит какую-то часть способностей. Если делать — со временем становится заметно легче, вплоть до устойчивого закрепления навыка, когда система начинает поддерживать сама себя. Это как с мышцами: когда ими пользуешься — работают, не пользуешься — атрофируются.
Мозг — это большой прекрасный мир. И когда начинаешь в нем разбираться, остается только восхищаться и удивляться его прекрасному, гениальному строению. Но у него есть свои правила, которые нужно изучать и учитывать, если мы хотим эффективно обучать себя. Ведь, обучая наших детей, разбираясь в чем-то ради детей, мы узнаем об этом и для себя. И получаем возможность выстроить нашу жизнь более счастливо.
Смотрите также:
Бриллиант или кочерыжка? Что мы делаем из своих детей, а они из нас
Проблемы современных детей. Говорят педагоги
5 правил от Валерия Панюшкина для родителей, которые ощущают эмоциональное выгорание