Как устроено репетиторство онлайн: рассказывают создатели сервиса TutorOnline

Юлия Корж
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.

Совместно с партнером, сервисом онлайн-репетиторства TutorOnline, мы продолжаем раскрывать для вас секреты дистанционного обучения. Сегодня мы познакомим вас с самим сервисом TutorOnline. Его основатели и руководители Александр Пашков и Валерий Соловьев расскажут о том, как происходит подбор репетиторов, как построен процесс обучения, чему можно научиться с помощью сервиса и чем он может быть полезен для подготовки детей к школе.

pashkov-aleksandr
Александр Пашков

tutoronline-valerij-solovev
Валерий Соловьев

Как все начиналось

Александр: Все началось со студенческой дружбы. Мы с Валерием вместе учились в университете и уже тогда мечтали о совместном проекте, деле, которое стало бы не только любимой работой, но и призванием. Хотя сама идея – начать бизнес в сфере онлайн-образования – принадлежит моей супруге. Находясь в декретном отпуске, она помогала племяннице с домашними заданиями. Моя жена по образованию учитель русского языка, и к ней достаточно часто обращались и обращаются за помощью, консультацией. Она, конечно же, отказать не могла, но организовать встречи было проблематично: девочка жила в другом городе. Тогда жена предложила учиться по телефону. Помню, что сразу мне эта затея показалась ужасно забавной, я плохо себе представлял, как можно реально что-то объяснить или выучить посредством такого  телефонного обучения. Однако спустя месяц племянница позвонила и сказала, что повысила свою отметку в четверти, разобралась с самыми сложными темами и может уже заниматься самостоятельно. Я был поражен и одновременно сам загорелся идеей – создать для учеников самых разных возрастов из разных населенных пунктов возможности учиться беспрепятственно, не завися от географии, не тратя время на решение каких-то организационных вопросов. Именно дистанционный формат делает образовательный процесс безграничным в прямом смысле слова.

В это же время мой студенческий друг Валерий Соловьев практиковал скайп-уроки. Он уже тогда, более 6 лет назад, открыл для себя онлайн-формат обучения и видел, насколько это направление перспективно. В один день мы встретились, поделились друг с другом опытом и решили запускать образовательный стартап именно в онлайн-среде.

Валерий: Я бы сказал, что первый наш опыт совместного творчества состоялся в бане:)) Помню, как мы, еще будучи студентами, пошли с друзьями в баню, и как-то в процессе общения начали спорить о какой-то математической задаче. Мы все учились на мехмате, и подобные темы в разговорах достаточно часто поднимались. Вот мы с Александром начали что-то решать, прямо в бане нашли бумагу, ручку… Это была сцена, достойная хорошей комедии, но именно тогда каждый из нас понял, что две наши головы – гораздо лучше, чем если бы каждый за себя.

Ну а дальше мы действительно начали пробовать какие-то варианты, искать себя в бизнесе. У нас до TutorOnline было несколько совместных проектов: веб-студия, бюро переводов. Но той самой идеи, без которой невозможно создать что-то по-настоящему стоящее, не было. И вот переговорив, поделившись друг с другом своими наблюдениями, мы наконец поняли, что хотим заниматься именно онлайн-образованием.

Стоит также сказать, что на тот момент эта сфера была для рунета настоящей экзотикой. Сегодня уже существует много проектов, сервисов, предлагающих образовательные услуги в формате онлайн. в 2010-2011 гг. мы стояли практически у истоков данного бизнес-направления в нашей стране, и в целом на всем русскоязычном виртуальном пространстве. Именно по этой причине пришлось набить немало шишек. Наш путь не был простым: много раз мы меняли бизнес-стратегию, ездили учиться в США, перенимали опыт у западных коллег, сталкивались с серьезными кризисами… Сегодня уже можно говорить о том, что TutorOnline обрел те формы и очертания, которые нас устраивают, которыми мы гордимся, если без ложной скромности говорить. Мы создаем дело всей своей жизни, вкладываем в него душу. Это не просто бизнес, который приносит доход, это наши будни, наши праздники, наш досуг, наши друзья, наша семья. Для нас этот проект – целая жизнь, и прости за пафос.

Александр: Сегодня TutorOnline – это полномасштабная онлайн-школа, в которой работают более 300 профессиональных педагогов. Наши репетиторы работают с учениками различных возрастов: это вся школьная программа (отдельным пунктом идет подготовка к ЕГЭ и ГИА), иностранные языки (для детей, взрослых, любых целевых групп), академические курсы (например, философия, культурология, эконометрика и многие другие). Наши учителя также преподают школьные дисциплины на русском языке в рамках специальной программы для детей, живущих за рубежом и обучающихся там в школах не на родном языке. Есть и специальный предмет для иностранцев  – РКИ (русский язык как иностранный). Сегодня мы предлагаем ученикам для изучения и достаточно необычные для виртуальной среды предметы (например, сценическая речь, музыка и другие). Кроме того, работает “нетовский” сайт, предназначенный для иностранных учеников. Там все педагоги обучают учеников на иностранных языках.

Обучение всегда происходит в формате один на один: ученик и педагог, которого он выбрал из перечня специалистов, общаются в формате тет-а-тет. Мы не практикуем групповых курсов, поскольку считаем, что индивидуальный подход удается реализовать в полной мере только в случае, если педагог может все свое внимание, все свои силы и талант направить на работу с конкретным учеником, адаптируя каждое занятие под его индивидуальные особенности, интересы, потребности.

Как в TutorOnline происходит отбор преподавателей?

Александр: Это наша самая важная задача – производить отбор педагогов  в проект таким образом, чтобы с нами работали лучшие из лучших. При этом я говорю вовсе не о том, что кандидат в репетиторы должен иметь особые регалии или обязательно 40-летний опыт работы и правительственные награды. Нет, речь не столько о регалиях, сколько о личностных качествах, готовности работать с детьми честно, любви к своей профессии. Мы делаем все возможное, чтобы наши репетиторы гордились профессией педагога, а не шли подрабатывать репетитором из-за безденежья или отсутствия более престижной возможности.

Валерий: Согласно нашей статистике, только 3-4 кандидата становятся нашими педагогами. Мы организовываем достаточно сложный многоступенчатый отбор: сначала кандидат в репетиторы должен предоставить документы, подтверждающие опыт работы, образование, квалификацию и т.д. Затем мы просим кандидата пройти тестирование по предмету. Многих педагогов, особенно тех, кто работает по профессии уже много лет, этот этап смущает или даже обижает: мол, как это я, заслуженный учитель, буду проходить тест, чтобы доказать, что владею своим же предметом?! Но для нас первичны интересы учеников, а не амбиции педагогов (хотя своих репетиторов мы безмерно уважаем). Мы считаем, что обращаясь за платной образовательной услугой, ученик и его родители должны быть на 100 процентов уверены в профессионализме педагога, с которым предстоит работать. Поэтому никакие испытания не смутят человека, искренне любящего свою работу и искренне желающего помогать ученикам преодолевать незнание.

Третий этап – это собеседования по скайпу. мы должны лично убедиться в адекватности кандидата. Мы общаемся не только на профессиональные темы. Мы стремимся искать людей, разделяющих наши ценности, одной фразой – просто хороших людей, с которыми интересно общаться и нам, и нашим ученикам.

Кроме того, мы организовываем открытые уроки, следим за уроками наших новичков, контролируем учебный процесс на всех этапах, чтобы у ученика не возникло никаких сложностей.

В конце каждого занятия ученик выставляет отметку (да, у нас все наоборот). Если что-то не понравилось, педагог не впечатлил, не удалось найти общий язык, мы безотлагательно рекомендуем другого специалиста и точно так же сопровождаем ученика в процессе его обучения на сайте.

Какими личными качествами должен обладать учитель в TutorOnline?

Александр: У нас подход простой – мы ищем хороший людей, любящих свою работу, детей и готовых полюбить нас)) Понимаете, просто бизнес и ничего личного – это хорошо звучит в кино, но плохо работает в реальности. Если человек не вкладывает в то, что он делает, что-то личное (свою душу, свою страсть, свой характер), то результата не будет. Тем более, мы работаем по большей части с детьми, к которым невозможно относиться беспристрастно и безэмоционально. Вот бездушных роботов с огромными компетенциями мы в своем проекте не ждем. Результатом такого нашего отбора является такой факт: с каждым репетитором мы знакомы лично, каждого знаем не только как специалиста, но и человека, за каждого можем поручиться и, самое главное, каждому готовы доверить своего собственного ребенка!

В работе репетитора и ученика используется много визуальной информации. Например, есть необходимость построить график, начертить таблицу. Как этот вопрос решается на дистанционных занятиях?

Александр: Это очень важный вопрос. В свое время мы столкнулись с трудностью: онлайн-формат, конечно, крайне удобен, но что делать, если учебный процесс невозможно организовать исключительно посредством возможностей скайпа? Мы стали искать решение. Обращались к сторонним разработчикам, искали эффективный и в то же самое время простой инструмент, которым сможет пользоваться даже ученик младшей школы.

В итоге мы поняли, что самое верное решение – создать такой инструмент самостоятельно. Так мы разработали уникальный (в прямом смысле слова, потому что нет аналогов у конкурентов) инструмент – виртуальный аналог школьной доски (вайтборд). Это такая виртуальная классная комната, в которой учитель и ученик могут использовать доску для письма, рисования, черчения, обмена файлами, общения (есть чат). На этой доске удобно писать диктанты, решать примеры, чертить фигуры. Учитель сразу же может исправить ошибку, показать пример решения, задать дополнительный вопрос, показать причинно-следственную связь, что-то визуализировать и т.п. Благодаря этому сервису онлайн-обучение приобретает все те характеристики, из-за которых так ценится “живой” формат взаимодействия.

skrinshot-virtualnoj-klassnoj-komnaty-interaktivnaya-doska-vajtbord-na-kotoroj-reshaetsya-zadacha

Валерий: С помощью нашей доски можно не только учиться, но и творить)) Вот недавно мы конкурс рисунков проводили, вот несколько примеров, что наши ученики с вайтбордом сотворили. Отличный инструмент для творчества. Это к разговорам о том, что онлайн-обучение имеет какие-то ограничения. Мы пока их не обнаружили 🙂

konkurs-risunkov-vajtbord

Из чего состоит онлайн-урок?

Валерий: Прежде всего, стоит сказать, что каждый ученик и преподаватель имеют свое электронное расписание. Выбирая репетитора, ученик может видеть, какие дни и какое время открыты педагогом для занятий. Ученик определяется с датой урока, отмечает нужные клетки в расписании и в назначенный час репетитор выходит на связь. Урок проводится при помощи скайпа и виртуальной классной комнаты (вайтборда). Продолжительность урока определяет ученик, однако, как правило, репетитор дает свои рекомендации. В процессе обучения уже вырабатывается удобный график, чтобы ученик достигал желаемого результата, но не переутомлялся.

В ситуации, если ученик впервые обращается в проект и не может самостоятельно определиться с выбором репетитора, проще всего обратиться к нашим консультантам. Они по требованиям ученика или родителей подберут педагога, решат все технические вопросы, предложат оптимальный график занятий, покажут, как работать в системе, научат пользоваться вайтбордом.

Впоследствии, если будут появляться какие-то вопросы или трудности, техническая поддержка также по первому требованию оперативно реагирует и все решает. Я говорю о том, что ученик и педагог никогда не предоставлены сами себе, мы не бросаем их, а, наоборот, постоянно контролируем и оптимизируем учебный процесс.

Вот наш старший специалист службы поддержки клиентов, Нонна Борисенок, за работой:

dezhurnyj-prepodavatel-2

Какие самые востребованные предметы среди ваших клиентов-учеников?

Александр: Среди школьных предметов – это математика, русский язык, физика, биология, конечно же, английский язык. В последнее время наблюдается повышенный интерес к предметам гуманитарного цикла. Более взрослая аудитория (т.е. уже не школьники) обращаются в поисках репетитора по философии, культурологии, логике. Пользуются спросом такие сферы знания, которые сегодня очень востребованы на рынке труда: маркетинг, программирование, фотошоп. На сайте можно изучать различные языки, даже достаточно экзотические, поэтому учеников, которые приходят, предположим, к репетитору по ивриту, также хватает. Прошедшим летом мы открыли такое направление работы, как “Дошкольная подготовка”. Стоит отметить, что как бы, возможно, это удивительно ни звучало для некоторых родителей, но успешно в данной области работаем. Перефразируя известную пословицу: мамы довольны – дети целы))

Что может TutorOnline предложить ученикам и их родителям кроме академических курсов?

Александр: Прежде всего, это различные иностранные языки. Думаю, никто не оспорит утверждение, что в современном мире знание иностранного языка не бывает лишним. Сегодня владение английским – совершенная норма, а многие работодатели ориентированы на специалистов со знанием двух, трех и более языков. В TutorOnline можно изучать более 20 иностранных языков, у нас работают опытные репетиторы, есть и педагоги-носители, общение с которыми само по себе – уникальный опыт, ведь, как правило, основная трудность в изучении языка – это отсутствие возможности приобрести речевую практику с носителем.

Кроме того, на сайте представлен широкий перечень дисциплин, которые можно отнести к разряду увлечений или дополнительных компетенций: шахматы, фортепиано, живопись, сценическая речь, рисунок, мировая художественная литература, мировая художественная культура, астрономия, литературное чтение, актерское мастерство и др.

3D-графика, фотошоп, информатика и ИКТ, компьютерная электроника, теоретические основы электротехники, программирование – эти дисциплины можно отнести к областям знаний, необходимых современному человеку, быстро адаптирующемуся к запросам века информационных технологий.

Мы стремимся к тому, чтобы у нас учились дети и родители, поэтому и предлагаем достаточно широкий перечень предметов. Специфика нашего времени такова, что сегодня невозможно остановиться в развитии. Даже взрослые люди, добившиеся успехов в своей профессиональной области, постоянно вынуждены учиться, наращивать компетенции, приобретать новый опыт, и это на самом деле замечательно. Это помогает всем нам не только становиться лучше и умнее, но и по-своему стирает барьер между поколениями. Родители готовы признавать, что могут чего-то не знать, а дети гордятся мамами и папами, которые всегда учатся чему-то новому и с радостью берут с них пример.

Как педагоги TutorOnline подходят к занятиям с дошкольниками? И вообще, будут ли полезны онлайн-уроки маленькому ребенку?

Валерий: Летом мы вплотную занялись развитием такого направления, как “Дошкольная подготовка”. Сначала мы несколько сомневались. Предвзятое отношение к онлайн-обучению, к сожалению, у многих родителей сохраняется, поэтому мы понимали, что мамы маленьких детей могут не принимать предлагаемого формата подготовки. В первую очередь, мы постарались развеять собственные сомнения: мы нашли специалистов по дошкольной подготовке, логопедов и проконсультировались с ними по данному вопросу. Как выяснилось, никаких принципиальных препятствий нет. Некоторые из педагогов, которые сегодня работают у нас на сайте, до этого уже практиковали онлайн-консультации дошкольников и имели большую наработанную методическую базу и, что самое главное, позитивный опыт и благодарных учеников.

Мы условно делим дошкольную подготовку на три блока: подготовка за 2 года до школы (т.е. от 4 лет детки), подготовка за год до школы (это уже от 5 лет) и подготовка в летний период накануне 1 сентября (т.е. за 2-3 месяца). В зависимости от того, как рано обращаются родители, программа занятий будет более или менее интенсивной. Также наши специалисты объясняют родителям, что подготовиться к школе – это означает не только освоить азы чтения, счета и письма. Психологический аспект в данном случае куда более важен. Усилия наших специалистов главным образом направлены на то, чтобы научить ребенка адаптироваться, научить справляться со стрессом, адекватно реагировать на изменения, правильно общаться, отстаивать свою точку зрения, но при этом уважать мнение других. Это такие тонкие нюансы, но именно из них складывается в конечном итоге отношение ребенка к школе, к сверстникам, к учителям.

Мы знаем наверняка, что подавляющее большинство проблем с учебой – это результат не отсутствия способностей, а неправильного отношения ученика к школе и своим в ней обязанностям. Если каждый день в школе для ребенка стресс, если у него сформирована неадекватная самооценка, если он не может найти общий язык с одноклассниками и учителями, то как он может хорошо учиться и тем более понимать истинную ценность знания? Вот формировать эти базовые навыки, правильно отношение к себе и к окружающему миру в ранние годы помогают специалисты по дошкольной подготовке.

Что касается онлайн-формата… вреден ли он? Конечно, нет. Байки про страшные излучения и восстание машин давно уже ушли в прошлое. Современные технологии вошли в нашу жизнь, сформировали нашу повседневность и сделали наш быт максимально комфортным. Так стоит ли бояться предлагать детям те же формы взаимодействия, общения и обучения, которые мы сами ежедневно используем?

Что касается отсутствия живого контакта. Наши специалисты утверждают, что это в большей мере плюс, нежели недостаток. Понимаете, дети часто боятся незнакомцев, ребенку может быть неловко, он может стесняться… Это дополнительный стресс, с которым даже опытному педагогу не всего удается справиться.

При общении в формате онлайн ребенок все же чувствует себя более защищенным. Монитор компьютера является как бы гарантом того, что ничего плохого с ним случиться не сможет. Как показывает практика, дети очень быстро адаптируются к такому формату обучения и, кроме того, с ранних лет учатся использовать технологии с пользой.

К противопоказаниям можно отнести ситуации, когда ребенку необходима серьезная помощь логопеда, например. Или если у ребенка наблюдаются особенности в развитии, которые требуют наблюдения и корректировки со стороны нескольких специалистов именно в условиях возможности непосредственного физического контакта.

Почему люди все чаще делают выбор в пользу онлайн-обучения?

Александр: По нескольким причинам. Прежде всего, обучение в формате онлайн позволяет полностью нивелировать из образовательного процесса географический фактор. Человек больше не привязан к конкретному населенному пункту или даже стране. Какой у нас сложился стереотип: сначала школа, в старших классах репетиторы (как правило, учителя своей же школы или другой школы, но в любом случае работаем с теми специалистами, которые находятся в “шаговой доступности”), затем поступаем в университет в своем городе или едем в столицу.

А сколько здесь появляется дополнительных волнений и трудностей, в том числе и финансовых… Многие молодые люди не могут реализовать свой потенциал просто потому, что нет возможности уехать, например. Онлайн-образование разрывает эти, на самом деле, очень узкие рамки. Обучаясь онлайн, ты легко можешь, находясь, предположим, в Вологде, “перенестись” в Рио-де-Жанейро или Тимбукту. Виртуальная среда не подменяет реальность, а расширяет ее до безграничности, делает возможным то, о чем нашим бабушкам и даже мамам и не мечталось. Так почему мы до сих пор боимся учиться онлайн, при этом ежедневно “зависая” в соцсетях и убивая время на какие-нибудь бессмысленные онлайн-игры?

Вторая веская причина учиться в Интернете – это комфорт. Учиться онлайн удобно во всех смыслах. Ты сидишь на диване в любимых тапочках, пьешь какао, гладишь кота и тебя это не отвлекает от процесса обучения, потому что в привычной обстановке тебе проще усвоить новую информацию, ты расслаблен (в хорошем смысле), спокоен, ты на позитиве. Это очень важно.

Многие эксперты говорят о том, что важно выйти из зоны комфорта, чтобы добиться больших успехов. Но нельзя с этим и переборщить. Учитывая, что современный человек стрессы испытывает чаще, чем принимает пищу, должно быть место в жизни для приятного, бесстрессового общения и обучения.

Третья причина – это экономия. Экономия денег, времени, сил. Обучение в режиме онлайн, как правило, стоит дешевле (или можно найти бесплатные образовательные возможности), не нужно никуда ехать и, соответственно, тратить энергию на решение организационных вопросов.

Наконец, хотелось бы сказать о безопасности. Об этом почему-то редко думаю родители, когда решают найти для ребенка репетитора. Только онлайн-формат позволяет обеспечить полную физическую безопасность ребенка. Если ученик занимается из дома, находясь под присмотром родителей, никто и никаким образом не сможет причинить ему физический вред или нанести психологическую травму.

Можно этот список причин, конечно, продолжать. Но, как показывает практика, каждый умудряется найти в онлайн-обучении что-то свое, особенно привлекательное именно для него.

Бывают и совсем особенные истории, в которых находится место и для романтических приключений, например. Один из наших учеников в течение года трижды брался учить разные языки. Сначала он обратился к репетитору итальянского, через месяц учиться бросил, написал, что необходимость отпала. Спустя какое-то время с его имейл-адреса пришел запрос на подбор репетитора португальского языка. История повторилась: 10 занятий – и ученик пропал. Мы грешили на репетиров, думали, что не оправдали ожидания, но когда еще через полгода этот же молодой человек назначил урок с репетитором польского, заподозрили, что причина все же не в нас.

Не в наших правилах вторгаться в личное пространство ученика и выяснять подробности его жизни, но в тот раз было очень интересно узнать, почему же он так нестабилен в своих лингвистических пристрастиях. Выяснилось, что парень очень доброжелательный, но слишком влюбчивый. Путешествуя по миру, он то и дело влюблялся в девушек, и каждой готов был предложить и руку, и сердце, и звезды, и луну. Конечно же, как честный мужчина, первым делом он решал выучить родной язык своей избранницы, но так уж случалось, что в период изучения итальянского дамой сердца стала португалка, а затем ее затмила полька и, бог знает, возможно, и сегодня эта история неоконченного интернационального романа продолжается.

Вот так онлайн-обучение кому-то позволяет постоянно путешествовать, влюбляться и экспериментировать. Я для себя решил, что эта история именно о безграничном образовательном потенциале Интернета.

Какие перспективы ждут онлайн-образование в ближайшем будущем?

Александр: Очень хотелось бы верить, что окончательно развеем все мифы о неспособности онлайн-обучения быть достойным дополнением к традиционным форматам получения нового знания. Футурологи нам обещают и вовсе тотальную онлайнизацию образовательного пространства. Я думаю, что оптимальной будет ситуация, при которой каждый ученик, любого возраста, из любого населенного пункта и независимо от социального статуса и финансового благосостояния своей семьи, сможет учиться тому, что ему интересно, сможет заниматься с лучшими педагогами по всему миру и не будет ни в чем чувствовать свою ущемленность по отношению к кому-то другому. Такая вот несколько утопичная картина получилось, но когда-то незыблемой аксиомой для людей была Земля на трех китах…

Смотрите также:
Самые неожиданные вещи, которым можно научиться онлайн
Онлайн-образование: заменит ли оно традиционное?

Рассказать друзьям
Комментариев

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: