Как стать с ребенком одной командой

Ирина Лединская
специалист по Семейному и детскому консультированию. Член Калифорнийского Института Психологических исследований в Поло Альто. Специалист по цветопсихологии. Автор инновационной методики «Эмоциональная цветология - мультимодульные тренинги для детей с воздушными шарами».
специалист по Семейному и детскому консультированию. Член Калифорнийского Института Психологических исследований в Поло Альто. Специалист по цветопсихологии. Автор инновационной методики «Эмоциональная цветология - мультимодульные тренинги для детей с воздушными шарами».... показать

Вам знакомо состояние растерянности, когда вы не можете сделать нормальную уборку из-за игрушек на полу?

И при этом вы чувствуете озадаченность от того, что это не просто разбросанные игрушки. Вы понимаете, что это нечто гораздо более серьезное, чем каприз не убирать за собой.

Машинки, выложенные ровными рядами. Бесконечное поле конструктора «Lego» вперемешку с пластилиновыми поделками, пробочками, бусинками или зверями из наборов «Зоопарк» покрывают пространство на полу, на столе, на ковре.

Это могут быть вполне подчиняющиеся логике или абсолютно не поддающиеся пониманию «построения».

Но стоит пропасть хоть одной детальке из всего этого «хаоса», как у ребенка случается истерика. Потому что ваш ребенок помнит каждую мелочь и ценит ее место.

И вы с недоумением говорите подруге, мужу, маме: я не знаю, что с этим делать?

Ответ: РАДОВАТЬСЯ!

Каждый ребенок каждый день с самого рождения ведет свой исследовательский «ПРОЕКТ». Он изучает предметы на вкус, на ощущения, на слух, на цвет.

Когда ребенок сосредоточен, и кажется, зациклен на чем-то – он погружается, как настоящий исследователь, во все тонкости и детали выбранного объекта.

Важно помнить: с самого маленького возраста дети приобретают множество умений: наблюдать, проводить эксперименты, видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Когда ребенок методично выстраивает свои игрушки – он на самом деле выстраивает познавательный проект в интересующей его теме. Возможно, в этот момент формируется будущий руководитель или аналитик.

Представляете, как ваш маленький «наполеон» удерживает в своей головке порядок, планирует, что и за чем, замечает нюансы, контролирует и фиксирует «свое детище» в свете солнца или в свете лампы. Он слушает ваше мнение и разговоры о нем. Он чувствует свою ответственность сохранить и защитить. У ребенка происходит целая работа по оттачиванию умений.

В этот момент так важно, чтобы родители были не просто рядом, а ВМЕСТЕ с ребенком.

Ведь кроме любви и тепла, малыш ожидает вовлеченность взрослого во все его дела. Ему важна поддержка в решении любых задач: начиная от построения пирамидки и до шнуровки ботинок. Вокруг таких совместных действий разворачиваются новые для ребенка формы общения со взрослыми.

В самой амбициозной педагогике в мире – в итальянском реджио-подходе воспитания детей проектная деятельность является основой познавательно-образовательного процесса.

Для чего служат эти проекты по детальному изучению темы? Для того, чтобы развить любознательность, чтобы ребенок учился понимать, что и как устроено, учился широте мышления и развивал представление о многообразии окружающего мира. ИНТЕРЕС в этом процессе является незаменимым стимулом в обучении.

Основные вопросы: что изучаем? какое оно? где его можно найти? где это можно применить? как это можно сделать? Что с этим можно сделать? Исследования обязательно регистрируются в фотографиях, дневниках и рисунках.

Когда вы присоединяетесь к проекту своего малыша, вы становитесь ПАРТНЕРАМИ. Это новая грань взаимоотношений.

Разберем пример с «автопарком машин». Как можно использовать ИНТЕРЕС ребенка для эффективного процесса обучения, создавая новые идеи?

Сначала надо обсудить: какие бывают машины? Изучите машины на заправке, в музее, в автожурнале, в мультиках, в кино. Клейте, рисуйте, пойте и читайте про машины. Добавьте свои поделки из конструкторов, из пластилина, из коробок.

Оставляйте ребенку роль главного исследователя, идите за его интересом и направляйте. Будьте деликатными, говорите ему не «я знаю», а «давай узнаем». Слушайте, подстраивайтесь, включайте свою интуицию и воображение.

Следуйте за своим ребенком – какие машинки нравятся больше? Если это автобусы – специализируйтесь на автобусах. Гоночные машины, грузовые, легковые – может быть, вы узнаете про новые страны, где проводятся соревнования, про переговорные устройства для дальнобойщиков, про колеса зимние и летние. Не смущайтесь раскрывать темы широко. Изучайте цвет и формы деталей.

Важный момент: заведите журнал проекта, коробку исследований. Фотографируйте, рассказывайте мамам, папам, бабушкам, знакомым. Пусть ребенок сделает «доклад» о вашем проекте в садике или на семейном совете.

Сделайте тематические открытки с машинками. Приготовьте тематическую еду: бутерброды, кексы, на шпажки наклейте мини-рисунки или мини-фигурки машинок.

Учитесь читать, считать с помощью машинок. Обводить модели ручкой на бумаге или менять по-настоящему их цвет кисточками или пальчиковыми красками.

Ваше общее ВАЖНОЕ совместное дело поможет развить серьезные навыки коммуникации, коллективной ответственности. Воображение, кругозор, планирование, поиск решения, творчество, креатив – вот в какой волне вдохновения вы будете жить вместе со своим малышом.

А самое важное – ваш ребенок будет пробовать себя в новых ролях с вашей поддержкой. Вы будете ощущать значимость друг друга и единство как команда.

У вас будет не просто стотысячный автомобильчик из магазина.

У вас будет СВОЙ БОЛЬШОЙ СЕМЕЙНЫЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТ.

И ваша «автопарковка» на полу в комнате будет иметь ценность и смысл. Она уже не будет странным препятствием для уборки. И вскоре она исчезнет, открывая место для нового интереса.

Веселых и полезных вам игр!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: