Мы с таким восторгом наблюдаем, как маленький ребенок впервые чему-то учиться, узнает или пробует. Эта детская страсть к исследованиям и искренний интерес к привычным для нас вещам показывают нам, насколько сильна в ребенке любознательность. Она нужна детям, чтобы освоить большие массивы информации и не потерять желание учиться.
К сожалению, детский интерес к новым знаниям легко загасить. Не так-то просто найти среди обычных учеников школы тех, кто любит учиться и с удовольствием посещает уроки. Одни из самых частых жалоб родителей: дети не хотят выполнять домашние задания, ничем особо не интересуются, не любят читать. Можно, конечно, все списывать на детскую лень или несовершенство школьной системы, но многое зависит и от родителей.
Детская любознательность: поддержать и развивать
Детство дано человеку, чтобы исследовать и наблюдать за окружающим миром, поэтому дети активно интересуются всем подряд: от того, почему небо синее, до того, как сделать робота самому. Но чтобы у ребенка была такая возможность, заложенная от природы, ему надо обеспечить мир и покой. Если он чувствует, что ему угрожают (мама с папой ссорятся, его обижают сверстники, он сильно болеет, испытывает другие трудности), то на первый план выходит самосохранение, а не развитие.
Взрослым не всегда легко принять тот факт, что эмоциональная среда, в которой растет ребенок, намного важнее дорогих игрушек и череды полезных развивающих занятий. Это требует работы над собой и своей семьей, преодоления своих детских травм, саморазвития. Но если получится создать ободряющую и теплую домашнюю атмосферу, то таланты ребенка и его уникальность обязательно раскроются.
Еще одним немаловажным фактором для развития детского потенциала являются игрушки, книги, пособия. Все то, с чем ребенок может играть и исследовать. Самое важное правило — лучше качество, чем количество. Но при этом у ребенка должен быть выбор и возможность пробовать и сравнивать. Даже правильно организованная детская комната может стать отличным мотивирующим фактором. Например, если она учитывает возраст ребенка, его интересы, в ней удобно и спокойно.
Не стоит спешить все делать за ребенка и отвечать на вопросы, которые он даже не задавал. Гиперопека, одергивания, критика — это холодный душ для любознательного ребенка. Значит, не стоит и пробовать, за тебя все решат. Например, ребенок рисует дерево, но листья на нем почему-то фиолетовые. Мы спешим его поправить, научить как надо. А специалисты советуют ни в коем случае не исправлять ребенка, не указывать на ошибки и не выражать недовольство его неумением. Творить можно по-разному. Если ребенок поймет это в детстве, то ему удастся подружиться со своим творческим началом и не бояться выдавать креативные решения.
Это касается не только рисования, а и всего, чему ребенок хочет научиться.
Многие родители путают любознательность и хорошие отметки, которые могут абсолютно не зависеть друг от друга. Ребенок вполне может учиться средне, но иметь богатую фантазию, увлечения, хобби, читать книги или собирать роботов из подручных материалов. Никто не знает, что ему больше пригодится в жизни: отличные отметки или креативное мышление. Хотя, конечно, в современном мире — второе.
Здорово, если получается совмещать. Но если нет, то не стоит требовать лучших оценок ценою угроз и страха стать дворником.
Существует большое количество способов и приемов, которые направлены на развитие креативного мышления, творческого начала и любознательности у детей. Но без собственного примера родителей или других важных взрослых в жизни ребенка, ему намного легче проявлять познавательный интерес к миру. Часто это дает ответы на многие родительские вопросы. Например, почему мой ребенок не читает? А вы сами читаете?
Хотя это и обобщенный пример, он все же во многом верный. Мы для детей пример для подражания. Интересы и увлечения семьи играют большую роль в развитии детской любознательности и активности. При этом важно не давить на ребенка (а вот мы какие спортсмены/музыканты/ученые), а показать ему, что узнавать что-то — это весело и увлекательно.