Как научить ребенка “съедать лягушку” или тайм-менеджмент для детей

Гульназ Сагитдинова
Международный сертифицированный тренер по ментальной арифметике, Основатель Центра Ментальной Арифметики & Развития Памяти QuantUM, мама чемпионки по шахматам, к.э.н.
Международный сертифицированный тренер по ментальной арифметике, Основатель Центра Ментальной Арифметики & Развития Памяти QuantUM, мама чемпионки по шахматам, к.э.н.... показать

Fotolia_90797_M

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали…

У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски…

Согласитесь, ведь про наших детей писала Агния Барто в своем известном стихотворении «Болтунья»…Чтобы не лишать ребенка беззаботного и веселого детства, а родителям жизнь не казалась сплошной беготней, используйте простые техники тайм-менеджмента для детей. Они помогут упорядочить жизнь ребенка-школьника и научить его правильно распоряжаться своим временем.

Однако прежде, чем учить ребенка организовывать свое время, необходимо учесть два важных условия:

  1. Если тайм-менеджмент не является частью жизни РОДИТЕЛЕЙ, то и от ребенка требовать грамотно распоряжаться своим временем не имеет смысла.
  2. Ребенок готов воспринимать информацию о том, как потратить свое время только в том случае, если он знает, ЗАЧЕМ ему это знание. То есть что ему даст вовремя сделанное домашнее задание (а не НЕ сделанное, заметьте!), своевременный сон и применение техник управления своим временем.

Техника №1. Позвольте ребенку заниматься любимым делом.

Это самая базовая вещь. Наши дети посещают огромное количество кружков, и признаемся себе, зачастую потому, что МЫ так хотим. Помните, если ребенок ходит на музыку и не любит этим заниматься, если он через силу идет на каратэ, если глаза его не горят, садясь за шахматную доску, вы лишаете своего ребенка возможности найти СЕБЯ.

Позвольте ребенку самому выбрать кружки, которые он будет посещать. Тогда не придется каждый раз уговаривать его сесть за пианино или решить шахматные комбинации. Все это будет ему в радость. И вам тоже!

Техника №2. Учим ребенка планировать свои дела.

Дел у наших детей — вагон и маленькая тележка. Чтобы с ними справиться, нужно их обозначить. Не заводите для этого блокнот, так как в него ребенок все-равно заглядывать не будет. Используйте лист А4 или даже А3, на котором прочертите горизонтальную линию чуть выше середины листа, и вертикальную линию посередине на нижней части листа. У вас получилось 3 части (одна больше и две поменьше). Накануне вечером вместе с ребенком запишите все его предстоящие на завтра дела списком: на большей части — школьные, на других — домашние, и внешкольные (кружки и секции). Ученик начальной школы может зарисовать свои дела, так ему будет гораздо интереснее. Записывая дела, формулируйте их исходя из вопроса «что нужно сделать?», т.е. не просто «реферат по географии», а «подготовить реферат по географии», таким образом, у ребенка формируется навык ориентации на результат. Для дел, имеющих фиксированное время в течение дня (уроки и кружки) указываем их время. Также обязательно укажите время обеда, ужина и отхода ко сну. Для прочих дел время фиксировать необязательно, так как сделать их можно в разное время. Повесьте список на видное для ребенка место — холодильник или стенку шкафа. По мере выполнения дел, научите ребенка ставить галочку рядом с законченным делом.

Что еще важно? Наша задача, как родителя, помочь сформировать расписание ребенка так, чтобы у него оставалось свободное время. Если он посещает несколько кружков, они должны быть равномерно распределены в течение недели и хотя бы один день должен быть свободным. Обсудите с ребенком те промежутки времени, когда он может делать все, что захочет, когда может пригласить друга в гости, пойти гулять, даже поиграть в планшет, и т.п. Такое время должно быть обязательно и не только после обеда в воскресенье, а каждый день. Именно в свободное время развивается творческий потенциал ребенка, и происходят открытия. И хвалите ребенка. Самоорганизация — это титанический труд даже для взрослого человека. Хвалите и награждайте ребенка за те дела, которые он успел сделать, и не ругайте за те, что пропустил.

Техника №3. Расставляем приоритеты или как выбрать главное из главного.

Самое простое, что можно предложить младшему школьнику при распределении — это разделить их по принципу ВАЖНОЕ и НЕВАЖНОЕ. В каждом списке дел (школьные, домашние и внешкольные) будут важные и неважные дела. Так, в школьных делах, важным будет выполнение домашнего задания на завтра, подготовка к контрольной, выполнение совместной поделки с одноклассниками, чтобы не подвести их и т.п. В домашних делах — сходить в магазин, пропылесосить, если того просила мама. Во внешкольной работе — домашние задания по тем кружкам, которые посещает ребенок. При составлении списка дел учитывайте их важность и ставьте их первыми или выделяйте красным цветом, а неважные — отправляйте в конец списка. Для старших же школьников можно ввести дополнительно понятие — СРОЧНО. Нужно научить ребенка сравнивать дела на: А — «важные и срочные» (например, завтра нужно сдать реферат), В — «важные и несрочные» (сделать доклад на понедельник), С — «срочные, но неважные» (почистить клетку канарейке), и D — «несрочные и неважные» (посмотреть мультик). Соответственно, дела выполняются в порядке А, В, С, D.

Расстановка приоритетов нужна для того, чтобы ребенок сумел справляться с большим количеством дел, и не попадал в стрессовые ситуации, когда все кажется важным и срочным.

Техника №4. Песочные часы.

Бывает так, что ребенку задают объемное домашнее задание, которое нужно делать в течение недели. Единственный — заниматься по чуть-чуть каждый день. Чтобы занятия не были утомительными, используйте песочные часы на 15 или 20 минут. Песочные часы будут показателем того, что задание конечно и, поглядывая на них, ребенок будет понимать, что время скоро закончится, и тем самым будет стараться в него уложиться. Эта техника называется «Слон», что значит разделить большого слона (то есть дело) на мелкие части. Кстати, откроем вам секрет. На любой урок тратится ровно столько времени, сколько на него отводится. Если вы ставите ребенку часы на 20 минут и говорите, что после задания он сможет заняться кое-чем интересным, то оно абсолютно точно будет сделано за это время. Если вы позволяете ребенку делать задания «в свободном режиме», то он может делать их часами, выводя вас из равновесия.

Техника №5. Съешь лягушку, пока она не ускакала.

В тайм-менеджменте есть такое противное понятие, как «съесть лягушку». Оно как будто придумано специально для детей, потому что когда дети о нем узнают, оно их очень забавляет и тем самым отлично запоминается. Скользкие лягушки — это самые нелюбимые и нудные дела, которые мы все стремимся отложить на долгое потом. У детей это, как правило, школьные задания и обязательные домашние дела. Так вот суть техники в том, чтобы эти самые дела поставить в приоритет и сделать как можно скорее — «съесть лягушку». Потому что если этого не сделать, а дать лягушке «ускакать», то от этого становится только хуже, ведь проблема остается, увеличивается и портит настроение. Важно также показать детям, что эти дела конечны — использовать опять-таки песочные часы или превратить их в соревнование.

Выполнение простых техник тайм-менеджмента сделает жизнь наших детей более упорядоченной, позволит им больше времени проводить за любимыми делами. И тогда детство запомнится им как веселое и счастливое время, а не череда домашних заданий и уроков. Не перегибайте палку, инструменты должны остаться инструментами, делая жизнь проще и интереснее. Планируйте семейные дела вместе с — отпуск, поход, театр, прогулки на — тогда у него будет пример перед глазами и понимание для чего нужные все эти важности и срочности.

Рассказать друзьям
Комментариев

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: