Один из самых животрепещущих вопросов воспитания касается наказания детей. Только сегодня вектор обсуждения переместился от физических наказаний к таким, которые бы не травмировали бы ни психику ребенка, ни его тело.
К тому же родителей часто сбивает толку тот факт, что наказания просто-напросто не работают. Ребенок либо продолжает гнуть свою линию, либо уходит в подполье и всячески конспирируется. Возможно, родительская ошибка заключается в том, что наказание — это не панацея от плохого поведения, а скорее повод задуматься, что пошло не так и как это исправить.
Известный психотерапевт и писатель Владимир Леви в своей книге «Нестандартный ребенок» дает несколько советов, как наказывать с пользой, и маленьких нюансах, которые родители обычно не замечают.
Как же тогда наказывать, чтоб на пользу?
Косвенное неодобрение
Учитель музыки — Сашеньке:
— Предупреждаю, если ты не будешь вести себя как следует, я скажу твоим родителям, что у тебя есть талант.
Очень сильный и тонкий метод.
Один из вариантов, часто употребляющихся стихийно, — простое игнорирование. Не высказывать никаких оценок — поставить нуль.
Не пережимать: одно дело не замечать поведения, другое — не замечать человека. Не играть в молчанки и угадайки, не демонстрировать своего плохого настроения в связи с чем-то, о чем ребенок должен сам догадаться. Это непосильно и для психики взрослого.
Рассказать о ком-то, кто поступил так же скверно, как наш ребенок, ему или кому-либо в его присутствии. Маленькому можно в виде сказки. При этом допустимо и некоторое утрирование, чтобы все было ясно, а если к тому же смешно, еще лучше. Даже если не подаст вида — дойдет, хорошие шансы.
Рассказать к случаю о каком-то своем прошлом поступке, о котором теперь сожалеем, объяснив почему. Один из лучших методов для всех возрастов. Но требует ума с обеих сторон. С исповедями не спешить.
Ироническая похвала
Крутил чашку, докрутился, разбил. «Молодец, из чайника пить удобнее. И чайник тоже бей, будем пить из ведра». Экономнее и сильнее, чем: «Ну сколько же раз говорить тебе!.. Что ж ты делаешь, такой-сякой! Всю посуду перебил!.. Пора уже…» Осторожно с похвалами в адрес других! Это тоже косвенное неодобрение…
Осторожно с насмешкой.
Учитель говорит школьнику:
— Завтра пусть придет в школу твой дедушка!
— Вы хотите сказать — отец?
— Нет, дедушка. Я хочу показать ему, какие грубые ошибки делает его сын в твоих домашних заданиях.
Острое оружие. Применимо только к детям и взрослым с развитым чувством юмора, то есть только к тем, кто способен ответить тем же.
При обостренном самолюбии можно применять в качестве стимулятора только в гомеопатических дозах и только наедине. Закон неприкосновенности в полной силе. Лучше недошутить, чем перешутить.
Мягкое подтрунивание, веселая ирония как постоянный фон отношений — прекрасно для всех характеров и возрастов, надежный контакт. Этот стиль стоит освоить, не боясь и некоторой эксцентричности.
Бояться только однообразия.
Вместе с тем опасаться двойственности. Ругаем страшными словами, а в интонациях, а в глазах: «Ты же знаешь, как я тебя обожаю, свинью единственную, ты же знаешь, что в конце концов я тебе все позволю…» Одна рука гладит, другая бьет…
Сколько драгоценных минут и часов, сколько жизней отравляются стерегущей угрозой… Не естественно ли, что те, для кого это наказание непосильно, вырабатывают защиту, имеющую вид душевной тупости, глухоты к любым чувствам?..
И у самых вульгарных скандалистов и невменяемых крикунов могут вырасти прекрасные, всепонимающие, веселые дети.
И у самых культурных, разумных и сдержанных — и подонки, и психопаты. И строгость, и мягкость, и диктатура, и демократия могут дать и великолепные, и ужасные результаты.
Индивидуальность решает.
Не забудем же слова, давно сказанные: «Все есть яд, и все есть лекарство. Тем или другим делает только доза».
Наказание виной и огорчением
«Ребенок должен бояться меня огорчить», — эгоистическая манипуляция чувствами и принуждение ко лжи в скором будущем…
Жуткое наказание — непрерывно знать, что причиняешь боль, виноват, всегда виноват!..
Примем реальность: ребенок, не будучи совершенством, не может не огорчать любящих его. Не может и жить в постоянном страхе причинить огорчение. Защищается от этого страха.
По-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами.
Автор: Владимир Леви («Нестандартный ребенок»)