Собака с хозяйским обедом. Басня Лафонтена

Щекотливая тема басни Лафонтена «Собака с хозяйским обедом» – отношение к имуществу, своему, чужому, общественному, вынуждает читателя очень внимательно перечитывать ее несколько раз, чтобы сложить свое мнение и сделать правильные выводы.

Басня «Собака с хозяйским обедом»

Чужим добром мы тешим взоры,
Когда нельзя его стащить:
А если уж по правде говорить —
Мы все в душе отъявленные воры.

Собака своему хозяину обед
В урочный час из лавки приносила,
И никогда куска не утаила,
Хоть был велик соблазн. Таков уж белый свет!
Всем добродетелям собаку мы научим,
А ближнего начнем учить да вразумлять,
Лишь попусту несчастного измучим:
Чуть плохо что лежит, ему не устоять.
И вот однажды на Собаку,
Иль на обед, сказать верней,
Накинулась другая. Та скорей
Корзину на землю (так легче было ей) —
И в драку.
Но тут голодных псов вдруг столько набралось
(Где есть возможность поживиться,
Испытанный в боях бродячий пес
Увечий не боится),
Что против всех обед хозяйский защищать
И глупо было бы, да кстати и опасно;
Как ни увертывайся, ясно:
Защитнице самой бы сдобровать,
А уж хозяину обеда не видать!
Однако
Благоразумная Собака
Смекнула, что и ей здесь может перепасть,
И отстоять свое решилась твердо;
И вот, оскалив грозно пасть
И лапой придавив кусок отборный, гордо
Промолвила она голодным псам:
«Вот это мне, а остальное вам!»
Те не заставили просить себя вторично
И, ринувшись гурьбой,
Наперебой
Обед убрали преотлично.

Мне вспоминается общественный пирог:
Пока десятки глаз его оберегают,
Десятки рук проворно, под шумок,
Весь растаскают.
Кто поискусней, тот дает
Пример другим: гляди да потешайся,
Как люди рвут куски и набивают рот,
Но обличать их опасайся.
Когда ж какой-нибудь чудак
У пирога вдруг явится на страже,
С ним говорить не станут даже,
А прямо в сторону: не суйся, мол, дурак!
Поэтому, чем зря другим перечить,
Не лучше ль первого себя же обеспечить?

Мораль басни «Собака с хозяйским обедом»

Иносказательная форма басни «Собака и хозяйский обед» дает богатый материал для философских размышлений на многие жизненные темы. Мудрость Лафонтена заключается в том, что он без нравоучений дает читателю возможность самому сделать определенные выводы и сформулировать мораль басни. Автор заканчивает басню вопросом: может лучше обеспечить свое благосостояние, прежде чем заботиться об общественном? Хапуга воспримет это выражение в буквальном смысле. А что об этом думаете вы?

Анализ басни «Собака с хозяйским обедом»

Лафонтен в традиционной для него иронической манере подает читателю жизненную фабулу. Собака, преданная своему хозяину, приносила ему обед из лавки. Однажды на нее напала другая собака, чтобы поживиться лакомой едой, вскоре набралось много отчаянных бродячих псов. Собака поняла, что хозяйский обед ей не отстоять. Решение она приняла мудрое, притянув к себе лапой самый большой кусок: «Вот это мне, а остальное вам!» Псы быстро растащили остатки еды.

Дальше автор басни «Собака с хозяйским обедом» переключает внимание читателя на дележ «общественного пирога», говоря с иронией, что там тоже существуют неписанные правила: чтобы отхватить свою долю «пирога» нужно быть проворным и не обличать других. Когда найдется чудак, который попытается защищать “общественный пирог”, ему несдобровать. Поэтому философия «мудрого» обывателя простая: «…не лучше ль первого себя же обеспечить?»

Крылатые выражения из басни Лафонтена «Собака с хозяйским обедом»

В настоящее время ни одна из фраз басни «Собака с хозяйским обедом» не используется вне авторского текста Жана де Лафонтена.

Читать все басни Лафонтена