Платим за подписку на Telegram каналы

Пьяница и жена его. Басня Лафонтена

Басня «Пьяница и его Жена» расскрывает одну из проблем, которая приносит людям столько бед — пьянство. В басне  Лафонтен борется с распространенной пагубной привычкой весьма оригинально.

Басня «Пьяница и его Жена»

У каждого есть свой порок,
В который он впадает неотступно;
И стыд, и страх нейдут при этом впрок,
Чему пример я приведу невступно.

Жил Пьяница один, тянувший Вакхов сок,
Губя свой ум, здоровье, кошелек.
Подобные ему не проживут полсрока,
Назначенного им, как, совесть заглуша,
Все спустят до гроша.
Испробовав не в меру сока
Лоз виноградных, разум свой
Оставил он на дне бутыли,
И был Женою в склеп опущен гробовой
Затем, чтоб винные пары перебродили
Там на свободе. От паров
Очнувшись, наконец, и саван, и покров,
И свечи видит он, дивясь тому немало.
«Ого! — воскликнул он, — ужель вдовою стала
Жена моя?» Тогда наряжена
Алекто, фурией геенскою, предстала
Под маскою его Жена,
Держа сосуд с дымящейся похлебкой,
Достойной князя тьмы. И вот на миг один
Не сомневается душою он неробкой,
Что он — геены гражданин.
«Кто ты?» — спросил он у виденья.
«Я ключницей служу у сатаны
И пищу приношу тем, кто обречены
В гробу на заключенье.»
Тут бессознательно супруг спросил ее:
«А ты не носишь им питье?»

Мораль басни «Пьяница и его Жена»

Из басни Лафонтена «Пьяница и его Жена» вытекает мораль: тяга к алкоголю губит человека. Употребление спиртного приводит к ухудшению здоровья, деградации личности, распаду семей. Пьяница не может быть уважаемым человеком. А избавиться от вредной привычки порой нелегко. Для искоренения пьянства годятся традиционные и нетрадиционные способы, лишь бы они помогли в борьбе с пристрастием человека к спиртному.

Анализ басни «Пьяница и его Жена»

Сюжет басни «Пьяница и его Жена» Лафонтен заимствовал у древнегреческого баснописца Эзопа. Это свидетельствует о том, что пьянство считалось пороком еще в Древней Греции. Лафонтен высмеивает пагубную привычку своего героя, используя возвышенный стиль, что придает басне больше комизма. В небольшом вступлении Лафонтен сетует на то, что у каждого человека есть пороки, от которых избавиться трудно. С присущим автору юмором он рассказывает забавный анекдотический эпизод. Жил Пьяница. Он пропивал все до гроша и «… разум свой оставил … на дне бутыли».

Героиня басни, его жена борется с пьянством мужа очень оригинальным способом. Устав от пьянства мужа, Жена закрывает его в гробовом склепе, «чтоб винные пары перебродили». Придя в себя после попойки, муж, видя «саван и покров, и свечи», думает, что он в потустороннем мире и сокрушается, что его жена стала вдовой. Жена нарядилась фурией (в древнеримской мифологии одна из богинь мщения), желая посмеяться над горе-мужем. Тот ни на минуту не сомневается, что уже в «геенне огненной». Но пагубная привычка и тут не дает покоя пьянице. Жена представляется муженьку ключницей Сатаны. Она разносит пищу тем, кто находится в аду. Но Пьяницу волнует больше вопрос, не носит ли она питье.

Обобщая свой рассказ, автор резюмирует: даже в аду Пьяница не может отказаться от выпивки. Предостережение Лафонтена поучительно: люди, имеющие склонность к вредным привычкам, будь то алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным играм, сами разрушают свою жизнь.

Крылатые выражения из басни Лафонтена «Пьяница и его Жена»

В настоящее время ни одна из фраз басни« Пьяница и его Жена» не используется вне авторского текста Жана де Лафонтена.

Читать все басни Лафонтена