Басня «Кошка и Соловей» – острая сатирическая аллегория того положения, в котором находились творческие люди во время принятия (XIX век, 20-е годы) нового цензурного закона, запрещающего «всякие сочинения», ослабляющие должное отношение к власти или выступающие против нее. Поэтому неудивительно, что напечатано впервые данное произведение было в практически декабристском издании – «Соревнователь просвещения».
Басня «Кошка и Соловей»
Поймала кошка Соловья,
В бедняжку когти запустила
И, ласково его сжимая, говорила:
«Соловушка, душа моя!
Я слышу, что тебя везде за песни славят
И с лучшими певцами рядом ставят.
Мне говорит лиса-кума,
Что голос у тебя так звонок и чудесен,
Что от твоих прелестных песен
Все пастухи, пастушки — без ума.
Хотела б очень я сама
Тебя послушать.
Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;
Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать.
Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дам
И отпущу гулять по рощам и лесам.
В любви я к музыке тебе не уступаю.
И часто, про себя мурлыча, засыпаю».
Меж тем мой бедный Соловей
Едва-едва дышал в когтях у ней.
«Ну, что же? — продолжает Кошка,-
Пропой, дружок, хотя немножко».
Но наш певец не пел, а только что пищал.
«Так этим-то леса ты восхищал!-
С насмешкою она спросила.-
Где ж эта чистота и сила,
О коих все без умолку твердят?
Мне скучен писк такой и от моих котят.
Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен:
Все без начала, без конца.
Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!»
И съела бедного певца —
До крошки.
Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?
Худые песни Соловью
В когтях у Кошки.
Мораль басни Крылова «Кошка и Соловей»
Последний абзац в басне «Кошка и Соловей» и есть его мораль, которая даже без исторической подоплеки легко интерпретируется: нельзя требовать от загнанного в «рамки» человека того таланта и качества, которые сопровождают его «на свободе».
Анализ басни «Кошка и Соловей»
По замыслу автора Кошка в данном произведении – это цензура и власть, а Соловей – писатели и поэты озвученного выше времени, такие как Крылов, только, в отличие от Ивана Андреевича, они пошли на поводу монархии, из-за чего полностью потеряли свою индивидуальность, свой талант, себя… как Соловей из басни, который находясь в цепких лапах требовательной хищницы, «не пел, а только что пищал». Кошка же, в свою очередь, даже добившись желаемого, все равно не сдержала обещание и съела быстро наскучившего ей певца.
Эту аллегорию из басни «Кошка и Соловей» Крылов посвящает своим «коллегам» и с ее помощью призывает их одуматься, перестать верить лживым обещаниям властей, так как даже при полном повиновении они все равно, скорее всего, окажутся «съеденными».
Крылатые выражения из басни «Кошка и Соловей»
«Худые песни Соловью в когтях у Кошки» — выражение из басни «Кошка и Соловей», которое несет в себе следующий смысл: загоняя свободного духом человека в какие-то рамки, ограничения и запреты, не стоит ждать от него великих достижений.