Котенок и Скворец. Басня Крылова

Басня «Котенок и Скворец» – реальное отображение жизни и участи горе-учителей и их учеников, причем не только в педагогике и сферах, нуждающихся в учителях, но и в обычной жизни. Это сказ о том, как опасно иногда лезть в чужие дела, отношения, семьи со своими бесконечными нравоучениями и советами.

Басня «Котенок и Скворец»

В каком-то доме был Скворец,
Плохой певец;
Зато уж философ презнатный,
И свел с Котенком дружбу он.
Котенок был уж котик преизрядный,
Но тих, и вежлив, и смирен.
Вот как-то был в столе Котенок обделен.
Бедняжку голод мучит:
Задумчив бродит он, скучаючи постом;
Поводит ласково хвостом
И жалобно мяучит.
А философ Котенка учит
И говорит ему: “Мой друг, ты очень прост,
Что терпишь добровольно пост;
А в клетке над носом твоим висит щегленок:
Я вижу, ты прямой Котенок”.-
“Но совесть…” – “Как ты мало знаешь свет!
Поверь, что это сущий бред
И слабых душ одни лишь предрассудки,
А для больших умов – пустые только шутки!
На свете кто силен,
Тот делать все волен.
Вот доказательства тебе и вот примеры”.-
Тут, выведя их на свои манеры,
Он философию всю вычерпал до дна.
Котенку натощак понравилась она:
Он вытащил и съел щегленка.
Разлакомил кусок такой Котенка,
Хотя им голода он утолить не мог.
Однако же второй урок
С большим успехом слушал
И говорит Скворцу: “Спасибо, милый кум!
Наставил ты меня на ум”.
И, клетку разломав, учителя он скушал.

Мораль басни Крылова «Котенок и Скворец»

В басне «Котенок и Скворец» автор решил оставить без строго прописанной морали, однако пронес ее через все произведение. В первую очередь это касается последних строк басни, в которых Котенок благодарит Скворца «за науку», а после съедает наставника. В жизни такие ситуации тоже не редкость: очень часто те, кто учит плохому, от этого плохого потом сами же и страдают. Отсюда совет: никогда не лезьте к другим со своими советами! Кто знает, чем это потом для вас может обернуться.

Также нельзя оставить без внимания слова Скворца: «На свете кто силен, тот делать все волен». С их помощью Крылов открывает перед читателями истину деспотического самодержавия, которая, с учетом развязки ситуации, можно сформулировать следующим образом: оказывая помощь и сочувствуя «сильным», не стоит надеяться, что за это они вас «пощадят», совесть и сочувствие – не свойственные им чувства.

Анализ басни «Котенок и Скворец»

В басне «Котенок и Скворец» автор показывает нам весьма милого и доброго Котенка, которому нравилось жить спокойно, в ладу с окружающими. Но в один момент, считающий себя великим философом, Скворец решает научить доброго хищника «правильной» жизни и призывает своего ученика воспользоваться силой и съесть менее слабого и такого доступного щегленка, что тот в конечном счете и делает. Ощутив свою силу власть, Котенок перестает думать о чем-либо кроме собственных потребностей (неутолимого голода) и съедает своего учителя.

Аллегорическая ситуация имеет место быть и в современной жизни, где многим просто необходимо стать вечно поучающим звеном чьей-то жизни, минуя все изначальные принципы и убеждения потенциального ученика. Но мало кто осознает, что в чужой жизни, а уж тем более в ситуации, в которой сам не был никогда, разобраться вряд ли представляется возможным. И уж тем более не стоит побуждать к недобрым, а порой и противоправным действиям, ведь рано или поздно бумеранг таких советов вернется к вам в самый неподходящий момент.

Крылатые выражения из басни «Котенок и Скворец»

В настоящее время ни одна из фраз басни «Котенок и Скворец» не используется вне авторского текста Крылова.

Читать все басни Крылова