Мы все чаще стараемся «не загружать» себя излишней информацией. Зачем, если все — ну или почти все — можно легко и быстро «нагуглить» в любой момент.
Но, как известно, в деталях прячется дьявол, а в кажущейся простоте — его подручные. Да, можно с помощью Интернета быстро поставить «галочки» в тесте, написать курсовик и диплом, отыскать решение типовых задач… но если полученная информация не остается в голове, голова как была пустой, таковой и останется, возможно, со следами неких знаний, размазанных где-то по стеночкам. Знаете, как иногда пишут на аннотациях к шоколаду — «может содержать следы арахиса».
И такая, «содержащая следы арахиса», голова может успешно справляться с рутинной и однообразной работой, но творчества, креатива и открытий от такой головы можно не ждать.
Самый блестящий ум увядает, если его не развивать. А ассоциативное мышление — альфа и омега творческих открытий — работает только тогда, когда мозг в должной мере загружен исходной информацией для формирования достаточного количества прямых и непрямых ассоциаций.
Ум Шерлока отличается способностью к моментальному комплексному анализу огромного количества фактов одновременно. Ему некогда «гуглить» отличия пепла одного сорта табака от другого — пока он будет этим заниматься, преступник успеет скрыться на другой конец света.
Холмс, хотя иногда и пытается производить впечатление человека, интересующегося сугубо расследованием преступлений, на самом деле имеет глубокие познания во многих областях, нисколько с преступлениями не связанных. И эти познания хранятся в его памяти, мгновенно «выпрыгивая» из глубины на поверхность в нужный момент. Многочисленные историографы и биографы Шерлока наверняка вспомнят и про монографию Холмса «Полифонические мотеты Лассуса», посвященную творчеству фламандского композитора эпохи Возрождения Орландо ди Лассо, и статьи о форме ушей и ее наследовании, не говоря уже о его знаменитом «Практическом руководстве о разведении пчел». Маясь от скуки, Шерлок берется за восстановление текста на палимпсесте XV века, и без всякого Гугла практически безупречно датирует по характеру письма старинную рукопись XVIII века, торчащую из кармана доктора Мортимера («Собака Баскервилей»). В том же Баскервиль-Холле Холмс непринужденно цитирует знаменитых поэтов и даже письмо Густава Флобера к Жорж Санд на французском, и не менее изящно и легко отличает полотно кисти одного художника от другого. Холмс знает как минимум пять иностранных языков.
Ну и конечно же, в памяти Шерлока хранятся малейшие подробности каждого известного ему преступления.
Обширные знания позволяют Холмсу быстро формировать ассоциативные связи, часто помогающие раскрытию очередного запутанного дела. В рассказе «Горбун» он говорит о том, что только одно имя библейского персонажа, брошенное героиней, дает ключ к разгадке всей истории: «…одно это имя должно было бы раскрыть мне глаза… Помните то небольшое дельце с Урией и Вирсавией?» (с)
Современный Шерлок не менее решительно, чем раньше, выкидывает со своего «жесткого диска» все лишнее — но все, что нужно, надежно записано и моментально воспроизводится по мере возникновения необходимости.
Его мозговой «компьютер» работает безупречно. Но, чтобы компьютер работал, необходимо сначала его загрузить исходной информацией. Мозг человека намного сложнее компьютера, но и его сначала нужно загрузить, а потом уже ожидать от него творческо-аналитической обработки. Сохраняя всю информацию на «внешних носителях», таких, как интернет-ресурсы, мы рискуем свой собственный мозговой «компьютер» оставить без дела. А без дела любая машина быстро превращается в бесполезную груду железок. В лучшем случае. В худшем, по принципу «свято место пусто не бывает», мозг начнет с катастрофической быстротой заполняться мусором.
Хотите сохранить свой мозг и мозг своего ребенка в работоспособном состоянии — запоминайте. Запоминайте даты, факты, события, слова, стихи, песни… все, что кажется вам важным и нужным, все, что кажется интересным. Запоминайте ритмы и ощущения, креативные идеи и дни рождения близких людей, возникающие ассоциации и возникающие вопросы. Запоминайте и записывайте. Информация, «пропущенная» через память и письмо, качественно иным образом обрабатывается мозгом, чем бегло просмотренная на экране.
Если бы Шерлок радостно «залип» на Интернет и Гугл, вместо задействования собственных «серых клеточек», он быстро стал бы посмешищем для всего преступного мира, и сам Лестрейд гомерически хохотал бы над ним и потешался, как над Петрушкой. А из шуточек сержанта Донован можно было бы составить толстую книгу анекдотов.
Не пожалейте времени сейчас на то, чтобы доказать ребенку необходимость заучивания наизусть — и, возможно, через несколько лет он любую кажущуюся неразрешимой проблему оценит ироничным движением левой брови — «Но это же элементарно!»
Смотрите также:
Внимание родителям: в Интернете подростков завлекают в игру со смертью!
7 правил детской безопасности в интернете
Что реально поможет отвлечь ребенка от гаджетов