Журнал

Гиперактивный ребенок: как научиться с ним взаимодействовать

Чересчур подвижные дети, не умеющие сосредотачивать свое внимание, рождались всегда. В медицине они известны под термином СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Однако проблема в том, что этот синдром часто используют как ярлык для характеристики активных и неудобных детей. С другой стороны, гиперактивность наблюдается примерно у 10% детей. Такой диагноз опасно игнорировать, такие дети нуждаются в особом подходе и коррекции поведения. Иначе им будет сложно адаптироваться к миру не только в детском возрасте, но и во взрослом.

Что такое гиперактивность у детей и как она проявляется



Гиперактивный ребенок не в меру подвижен, суетлив и мешает себе и окружающим сосредотачиваться. Чаще всего гиперактивность идет рука об руку с синдромом дефицита внимания (неумением удерживать свое внимание). СДВГ — не болезнь, а особенность поведения, требующая наблюдения у невролога и психолога. Это никак не влияет на умственные способности ребенка. Они могут быть даже выше средних, но трудности с умением контролировать внимание, эмоции и суетливые движения не дают детям с СДВГ проявить все свои способности и таланты.

СДВГ может быть разным. У одних детей может преобладать в большей мере нехватка внимания, у других — гиперактивность, но чаще всего эти два симптома параллельны друг другу. Если классический СДВГ — бич мальчиков, то дефициту внимания без гиперактивности в основном подвержены девочки.

Симптомы гиперактивности можно выявить в раннем возрасте, но окончательный диагноз ставят в 5-6 лет. Это связано с тем, что неусидчивость, нежелание подчиняться правилам, быстрое переключение внимание — все это естественное поведение для маленьких детей.

По каким признакам можно заподозрить гиперактивность и дефицит внимания у ребенка:

  1. Постоянная активность, бессистемные движения (например, махание руками, раскачивание на стуле). Часто движения ребенка имеют разрушительный характер: бежал и врезался, залез на шкаф, что-то разбил. Хотя такое может случиться с любым ребенком, но при СДВГ становится нормой.
  2. Ребенок не понимает, какая ситуация может быть опасной для него и для окружающих. Например, выбегает на проезжую часть, хотя с ним неоднократно велись беседы о правилах дорожного движения. Такие дети не умеют оценивать риски, поэтому без страха залезают туда, куда обычный ребенок побоится.
  3. Гиперактивные дети любят поговорить. Но в беседе с ними становится понятно, что ребенок говорит бессмысленно, перескакивает с темы на тему, говорит обо всем, что видит. Они также очень плохие слушатели.
  4. Такие дети плохо умеют подчиняться требованиям и правилам даже во время игры.
  5. Гиперактивному ребенку все быстро надоедает. Он стремится все время получать новые впечатления. Его невозможно застать играющим в одну игру продолжительное время.
  6. Плохо развит эмоциональный интеллект, им трудно дружить и заводить друзей.
  7. Гиперактивным детям также трудно слушать учителя или воспитателя и выполнять их требования. Во время занятий не могут спокойно сидеть, ерзают и часто мешают другим.
  8. Склонны к агрессивному поведению, истерикам и вспыльчивости.
  9. Плохо справляются с потоком информации, не умеют выделять важного и сосредотачиваться на нем.
  10. Гиперактивных детей можно охарактеризовать словами “Сначала сделал, потом подумал”. У ребенка не получается анализировать ситуацию, а значит он не может себя остановить от опрометчивого поступка. Если его случайно толкнули, он, не задумываясь, дает сдачи.

Кроме наблюдения за ребенком, помочь может тест на определение СДВГ.



Гиперактивных детей часто называют “трудными”, “неуправляемыми”, за которыми нужен глаз да глаз. Неприятности так и ходят за ними, что очень выматывает родителей. К сожалению, неправильная тактика в отношении воспитания детей с СДВГ только ухудшает ситуацию.

Многих родителей волнует вопрос: кто виноват? Ученые еще не сошлись в едином мнении, что конкретно вызывает гиперактивность и дефицит внимания. Но есть определенные факторы риска.

Что может вызывать гиперактивность:

  • СДВГ часто передается по наследству;
  • проблемы во время беременности: тазовое предлежание, гипоксия, асфиксия, недоношенность, преждевременные роды;
  • курение во время беременности.

Как взаимодействовать с гиперактивным ребенком

Гиперактивность нельзя полностью вылечить лекарствами или терапией. Лишь в 30% дети перерастают этот диагноз, но в большинстве случаев он остается на всю жизнь. Поэтому у специалистов на первый план выходит коррекция поведения и помощь ребенку в налаживании отношений с окружающим миром.

Если на такие особенности поведения не обращать внимания или слишком прессовать ребенка за то, что он не такой как все, то симптомы СДВГ ухудшатся. Это значит, что во взрослой жизни у детей есть высокий риск асоциального поведения (наркотики, преступность, алкоголь) или им трудно будет найти свое место в мире.

С другой стороны, при правильном подходе и терпении, гиперактивный ребенок — не приговор. Он может хорошо учиться, иметь друзей и быть успешным.

Как помочь ребенку с гиперактивностью:

  1. С детьми, у которых СДВГ, надо помнить “о правиле 30%”: умение себя контролировать, сосредотачиваться, спокойно сидеть у них развиты как у обычных детей, которые младше их на 30%. Поэтому 6-летний ребенок ведет себя как 4-летка. Это всегда надо помнить и снижать планку требования. Их поведение —  не вредность, а особенность развития.
  2. Гиперактивные дети крайне плохо реагируют на критику. Отчитывая их за плохое поведение, вы получите обратный эффект. Крик и наказания делают их более озлобленными и не помогают налаживать с ними взаимопонимание. Психологи советуют разговаривать с такими детьми спокойно и ласково.
  3. Несмотря на то, что строгое воспитание вредит детям с СДВГ, им обязательно нужны рамки дозволенного.
  4. Гиперактивные дети не умеют себя контролировать, поэтому без помощи родителей они не справятся. Им надо помогать во всем: от уроков до соблюдения режима дня. Чем старше будет становиться ребенок, тем ему легче будет поддаваться самоконтроль.
  5. Старайтесь налаживать связь с другими значимыми взрослыми в жизни ребенка. Ищите спокойных и добрых учителей для ребенка с СДВГ. В школе конфликтов вряд ли удастся избежать, но принимайте сторону ребенка. Он должен знать, что за него есть кому заступиться.
  6. Ребенок с гиперактивностью вряд ли потянет углубленную школьную программу. Для него важнее позитивная атмосфера и индивидуальный подход в обучении.
  7. Детям с СДВГ противопоказан режим многозадачности и большой нагрузки. У них должен быть отлаженный режим дня, а уроки надо делать с перерывами на активную деятельность.
  8. Особую роль в жизни ребенка с СДВГ занимает игра. Поощряйте его стремление к активным играм, но старайтесь научить его следовать правилам. Вводите элементы игры в повседневные дела.
  9. Поддерживайте в ребенке его сильные стороны, хвалите за то, что у него получается, избегайте оценок и ярлыков.
  10. Атмосфера в семье также влияет решающую роль в воспитании самоконтроля. Чем спокойнее дома, тем спокойнее и сам ребенок.

Особенности поведения детей с гиперактивностью