Экзамен на родительство, или Совсем не безнадежная история

Жанна Панченко
Психолог-консультант, арт-терапевт, мама
Психолог-консультант, арт-терапевт, мама

girl-511881_640

Если бы в каждой семье дети вырастали счастливыми, как мечтают об этом их родители, мир был бы совершенен.

Но многие, очень многие вчерашние дети страдают от депрессий, одиночества, тревоги, нереализованности. Их родители тоже растили их, искренне желая им счастья, но как минимум каждый второй взрослый человек даже не знает, счастлив ли он.

Конечно, счастье надо уметь ощутить, почувствовать. Не только понимать рассудком, но и чувствовать его кожей, различать в себе его оттенки и грани. И это зависит от множества факторов. Важно всё — где, с кем и как мы живем. Важны жизненный опыт, образование и культура. Важен уровень душевного здоровья. Принципиальную роль играет здоровье телесное. (Хотя мы знаем массу медийных примеров того, какими наполненными и радостными могут чувствовать себя люди с ограниченными возможностями.)

Чем больше значимых факторов, тем меньше вероятность испытать счастье для обычного среднестатистического жителя Земли. К тому же, посмотрите, в каком мире мы живем сегодня: дикая скорость, жесткая конкуренция, социальные потрясения, войны и прочие катастрофы.
Легко ли, просто ли быть в таком мире счастливыми?

В мире, где за всеми социальными потрясениями, войнами, революциями и прочими катастрофами тоже стоят вчерашние чьи-то дети…

Что же получается? Что мы, родители, мечтающие дать своим детям счастье, не справляемся с этой задачей ни в семейном, ни в глобальном масштабе? Получается – не справляемся.

Но я искренне верю, что мы можем все исправить.

На своих консультациях я выслушала много людей. Очень много. Мальчиков и девочек. Мужчин и женщин. Детей и родителей. Их всех объединяло одно — они искали счастье. Каждый по-своему. Кто-то плакал от того, что его не чувствовал. А кто-то почувствовал, но потерял. Были те, кто готов был идти за ним на край света. И те, кто пытался о нем забыть. Те, чьи родители были уверены, что лучше знают, каким должно быть счастье их детей. И те, чьи мамы и папы так его и не нашли.
Я пыталась им помочь, как могла. И вместе с ними и сама пыталась найти, разгадать эту формулу счастья.

И вот что мне помогли понять мои дорогие клиенты.

Мы не можем дать своим детям счастье. Всё, что мы можем для них сделать, — это попытаться счастью научить. Но тут еще вот какая штука! Чтобы ребенок хотел учиться, его нужно увлечь. Своим собственным счастьем.

Родительство — это прежде всего наш экзамен. На наше счастье. На личностную зрелость. На то, как с этой задачей справились мы. А до нас и перед нами — наши родители.

Вся суть родительства представляется мне ясной и простой: детей нужно любить, питать и защищать. Уход, развитие и воспитание должны быть обеспечены и уму, и душе, и телу. Кроме того, навыки и привычки ухода, развития и воспитания (а в дальнейшем — самообразования) они должны взять с собой в дальнейшую жизнь. Туда, где они будут жить без нас.

Но всё это – фон. Базовые условия для самого главного, для миссии и смысла родительства. Смысл в том, чтобы научить их быть счастливыми.

Сюда нельзя примешивать свое представление о счастье — у каждого оно свое. Его нельзя спутать с удовольствием потребления или с радостью обладания. Его нельзя купить, выпросить, заслужить или отнять у другого.

Счастье ваших детей находится в области их талантов и способностей. В реализации этих талантов и способностей. И даже так: их счастье — в реализации своих талантов и способностей через преодоление себя. Через “не хочу, не знаю, лень”. Выходя за пределы зоны комфорта. Систематически. Регулярно. Потому что преодоление себя и есть рост. Преодоление себя как базовый жизненный навык мы можем привить им на своем примере. И здесь мы прокачиваем все – и волю, и ум, и силу духа.

При этом таланты и способности у каждого свои. И наша задача как родителей — чутко прислушиваться к тому, о чем наши дети мечтают. Присматриваться, к чему тянутся. Внимательно замечать то, что они любят. А главное — находить то, что любят делать! Подсовывать умные игрушки, предлагать карандаши, мелки, пластилин, бумагу. Читать самые разные сказки, играть в самые разные игры, объяснять, показывать, пробовать. Вместе варить, вместе сочинять, вместе рассматривать картинки и слушать музыку. Вместе смеяться и плакать, и всё проживать вместе. И рано или поздно вы увидите, к чему лежит душа у вашего ребенка. Не отвергайте и не обесценивайте его интересы, какими бы глупыми они вам ни казались. Позвольте ему творить там, где находится его талант. Именно там и есть его счастье.

Но, дорогие родители и уважаемые взрослые! Это еще не всё. Главное — вот что:
Создать то, что ты можешь, — мало.
Нужно уметь поделиться этим с миром. Отдать то, что ты создал.

И если для того, чтобы создать — надо очень любить то, что создаешь, то тех, кому ты это отдаешь, надо суметь полюбить еще больше.

А вот как их любить, и за что, и как этому наших детей научить и самим научиться — это уже совсем другой экзамен, другая история. И кстати, совсем не безнадёжная история.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: