Что такое сензитивные периоды по методике Марии Монтессори

Когда рождается ребенок, мы много внимания уделяем физическим критериям его развития. И это действительно важно. Но, оказывается, это далеко не все, о чем стоит знать родителям.

До 6 лет ребенок развивается по своим особым психическим законам, вся его деятельность направлена на то, чтобы понять и изучить все, что его окружает. Мария Монтессори подчеркивала, что дети — это не маленькие взрослые, перед ними стоят другие задачи, и мыслят они по-другому. Если взрослые игнорируют эти законы развития детской психики, то взаимное непонимание и конфликты между ними неизбежны.

Современным родителям, на самом деле, очень сильно повезло. И не только в плане улучшения условий быта – мы имеем доступ к знаниям, которые, с точки зрения медицины и психологии, раскрывают перед нами душу ребенка. Наукой доказано, что раннее детство — это особый период в жизни человека, когда закладываются основы его личности и мировоззрения. У истоков этих знаний стоит и Мария Монтессори, которая в ходе своей работы с детьми выделила несколько периодов в их развитии до 6 лет и назвала их сензитивными.

Cензитивные периоды (от лат. sensus — чувство, ощущение) — это узкие промежутки времени, когда ребенок больше всего восприимчив к особым видам деятельности, поведения, эмоций и т.д.

Почему именно родителям так важно знать об этих периодах?

  1.  Сензитивные периоды ограничены во времени. Длятся они, в основном, несколько лет и могут накладываться друг на друга. Но секрет тут в другом — периоды особой восприимчивости приходят и уходят навсегда, и получить какой-то навык, упущенный в этот период, дальше становится намного сложнее (многие Монтессори-педагоги говорят, что даже невозможно). Ведь не зря же мы часто слышим, что взрослого человека переделать нельзя. Это касается не только черт характера, но и обучения. В нужный момент дети легко приобретают различные знания и навыки, в отличие от взрослых.
  2. Периоды универсальны абсолютно для всех детей, где бы они не жили и кем бы не воспитывались. И в то же время индивидуальны. Заметить, что начался тот или иной период, может человек, который хорошо знает ребенка. А так как, в основном, это мама, то она может существенно влиять на развитие своего ребенка. На школу и садик полагаться не стоит. К началу школы уже будет поздно, а в садике с индивидуальным подходом очень сложно.

На схеме сензитивные периоды представлены очень кратко, о каждом из них стоит почитать отдельно. Думаю, что знать о них полезно не только тем, кто интересуется методикой Монтессори, но и всем, кто хочет выстроить с ребенком гармоничные отношения. Мария Монтессори считала, что удовлетворяя потребности ребенка в его жажде познать окружающий мир, родители тем самым избегают истерик и капризов, которые она называла тревожными сигналами, с помощью которых малыш говорит о своих проблемах взрослым.

Знание сензитивных периодов облегчает повседневную жизнь мамы. Я, например, помня о том, что детей очень привлекает микромир, не запрещаю брать мелкие предметы, поднимать палки на улице, ковыряться в песке, даже если на улице не лето. Так мы избегаем конфликта, изучаем окружающее пространство и спокойно отмываем грязь дома. Главное – помнить, что малышом движет не стремление прибавить маме работы или хлопот, а мощный познавательный интерес. Мария Монтессори писала, что задача взрослого – ни в коем случае не препятствовать этому интересу и всячески помогать.

Смотрите также:
Монтессори дома: какие игрушки нужны ребенку от 6 месяцев до года
В чем преимущества низкой кровати по Монтессори
15 правил для Монтессори-мамы



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: