Что делать с девочками-отличницами

В школе девочки отличаются большей усидчивостью и прилежностью. Среди них много отличниц и хорошисток, тех, кто очень старается не расстраивать учителей и родителей. Прилежные ученицы – гордость школы и родителей. Они привыкли делать все на отлично, везде успевать и быть лучшими. Учебы дается им легко, самое главное – получить похвалу и признание.



Кажется, жизнь у отличниц должна тоже пройти со отметкой “пять”. Дейсвтительно, многие из них успешны в профессиональном плане, удачно выходят замуж, создают идеальные семьи. Только внутри образуется пустота. Через много лет отличницы понимают, что они не знают, чего хотят. Не умеют понимать себя, не слышат своего внутреннего голоса. Вот почему мама-психолог Оксана Фадеева не хочет, чтобы ее дочь была отличницей.

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

Дочь опять наполучала пятёрок и заканчивает триместр отличницей, и ей это нравится, а мне совсем нет. Она об этом знает.

– А что ты скажешь, если я закончу школу с медалью? – подзуживает она.

Надеюсь, что не закончишь.

– А как же папа? Он же медалист! А почему мне нельзя?

Большинство моих клиентов – женщины. С депрессиями, паническими атаками, ГТР, бессонницей. У них у всех одна метапроблема – неумение опираться на себя, доверять себе, чувствовать себя живой и адаптивной. Ещё почти у всех красные дипломы.



Есть девочки, которые от рождения слишком эмпатичны и слишком нейротичны. Они жалеют залетевшую муху и безногую куклу, тащат с улицы котят, рано спрашивают о смерти. В них слишком много тревоги, и единственное, что может их стабилизировать – это спокойные, довольные взрослые. Когда взрослые нестабильны, мир этих девочек сползает в тартарары.
Они миротворцы, медиаторы, буферы. Раз мама радуется пятёркам – они будут получать пятёрки.

В силу высокого интеллекта сензитивным малышкам учиться легко и потому не особо интересно. Оценки “отлично” лишены для них персональной ценности: они не ставили себе высоких целей вроде “научиться делить столбиком” или “освоить десятичные дроби”, это не их вызов. Но похвала за прилежание приятна и помогает справиться с внутренним раздраем при помощи мамы. Мама довольна? Значит, можно жить дальше.

Так шаг за шагом девочки подсаживаются на крючок внешних оценок.

Им бы найти что-то своё – то, что поддержит, увлечёт и позволит пережить вкус личной победы, но увы. После школы по расписанию фортепиано, которое тоже очень радует родителей.

Потом, спустя двадцать с лишним лет в кабинете психотерапевта они будут сетовать на пустоту и немоту глубоко внутри – я себя не слышу, не понимаю, что меня греет, я не чувствую интереса к жизни.

А как иначе, если ты четверть века живёшь чужими радостями?



“Папа закончил школу с медалью потому, что у него уникальная голова” – объясняю я Лизке. Если ты ухватываешь информацию раз в пять быстрее, чем в среднем по больнице, то медаль карман не оттянет. Если нет – не стоит и пытаться. Годам к пятнадцати хорошо бы иметь свою систему ценностей, определяющую, куда инвестировать в первую очередь, а куда по остаточному принципу. Я надеюсь, что скоро у моей дочери найдутся более интересные планы, чем пятёрка по ОБЖ.

Врождённая чуткость играет против. “Что за ерундой ты сейчас занимаешься?”. Всё, никакой ерунды, мгновенный отказ от себя ради спокойствия в доме. Хотя эта самая ерунда могла бы подсказать вектор развития собственной души, а не привычки чувствовать за других. Ерунда – это то, что потом, через много лет, будет возвращено себе как великий подарок.

Просто лежать и мечтать. Танцевать. Драться. Верить своему телу. Верить в свою силу.

Девочки-отличницы здесь тянут максимум на тройку.

Итак, сами по себе пятерки и грамоты для психического здоровья не опасны – особенно изредка и для мальчиков. Но если они становятся способом коммуникации с миром по причине отсутствия других способов заявить о себе и если они идут в ущерб по-настоящему созидательным занятиям (а созидательно то, что помогает адаптироваться в мире, а не создает видимость адаптации), тут родителям хорошо бы включиться и помочь своим чудесным дочерям сэкономить на психотерапевте.

Что делать с такими девочками? Ох, много что.

  1. Научить регулировать свои эмоции самостоятельно, без помощи близких (свои для этого тоже нужно уметь регулировать).
  2. Ориентировать не на чужую оценку, а на свою. Справилась или нет? Получилось ли лучше, чем вчера? Смогла ли добиться того, чего хотела?
  3. Никогда не использовать в качестве домашнего терапевта, не нагружать своими надеждами и опасениями.
  4. Добавить в семейный уклад весёлого раздолбайства.
  5. Позаботиться, чтобы ребенок получал достаточно физической нагрузки.
  6. Не обсуждать без особой надобности школьную успеваемость и качество выполнения уроков.
  7. Вместе мечтать.
  8. Снизить контроль.
  9. Поддерживать любые начинания – даже самые, на ваш взгляд, глупые. “Попробуй” вместо “да, но…”.
  10. Делиться своим опытом обретения себя.
  11. Не рычать, как собака из будки, на проявление несогласия.
  12. Уважать не совпадающими с вашими детские вкусы.
  13. Не запугивать будущим.
  14. Жить своей жизнью.

Автор: Оксана Фадеева

По материалам: www.b17.ru



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: