У многих современных детей есть то, о чем не смели мечтать их родители. Мало того, растет количество мам и пап, которые подходят к воспитанию очень ответственно и пытаются вырастить гармоничную личность. Развивающие занятия, модная одежда, гаджеты, путешествия, разговоры по душам и походы в музеи — все это обеспечено таким детям.
А им все мало! Родители возмущены: детям скучно, они ноют, требуют что-то, вечно чем-то недовольны. Именно с таким запросом приходят мамы и папы к психологам. Катерина Мурашова попыталась дать им практический ответ и провела опрос среди детей.
Чего не хватает детям
Вопрос, вынесенный в заголовок, — с приема в моей поликлинике и с лекций для родителей, которые я время от времени читаю.
Задают его часто, контекст звучит, например, так:
— Мы всегда много с ним общались, поддерживали все его интересы. Вот он захотел пушки посмотреть, мы сразу в артиллерийский музей идем, или понравились ему динозавры, мы три энциклопедии про них купили. Каждый день гуляем, каждые выходные развивающее что-то. Про игрушки я уж не говорю — весь дом ими завален. И при всем этом он фактически каждый день бродит и ноет: мне ску-у-учно! Скажите мне: чего еще ему не хватает?
Или так:
— Когда я рос, у нас ничего не было, а родители с нами вообще практически не разговаривали. Нас у матери было двое, я младший и про фирменные джинсы мог только мечтать. Когда мне брат отдал свой старый обшарпанный велосипед, я всю ночь не мог уснуть от радости, лежал и мечтал, как я завтра на нем поеду — уже не у брата на багажнике, а как хозяин. У нынешних одежда из шкафов вываливается, велосипед такой, что на нем в космос лететь можно, про всякие компьютеры я уж молчу, но вот мои все время недовольны. А недавно младшая нам с матерью за ужином заявляет: все равно я в классе хуже всех «упакована». Вот скажите мне: какого еще беса ей не хватает?!
Из своего исследовательского прошлого я полагаю, что если есть четко сформулированный вопрос, на него почти всегда можно получить ответ.
Если вопрос встает часто, то ответ, по всей видимости, очень актуален для родительской общественности.
Поэтому я провела небольшое исследование. Его результаты представляю уважаемым читателям ниже.
Детей и подростков я разделила на довольно узкие группы, резонно, на мой взгляд, полагая, что в разных возрастах «нехватки» могут и должны быть разными. Группы были такие: 6–8 лет, 9–11 лет, 12–14 лет, 15–17 лет и 18–20 лет.
Детям младше шести и молодым людям старше двадцати, разумеется, тоже чего-то не хватает, но они в данном исследовании находились за пределами моих интересов.
В бланках, которые от меня получали «подопытные», был всего один вопрос, тот самый («Чего тебе не хватает на сегодняшний день?»), несколько уже готовых вариантов (можно было отметить галочками сколько угодно из них) и пустые строчки, чтобы вписать туда свои индивидуальные нехватки, не вошедшие в мой стандартный список.
Стандартный список несколько различался по возрастам (понятно, что в бланке для 18–20 лет уже не было предположения, что им не хватает игрушек), но были и общие для всех пункты.
Ниже я привожу полный список того, что я туда вообще включала.
Итак, на сегодняшний день мне не хватает:
- внимания (впиши от кого)
- игрушек (если можешь, впиши каких)
- гаджетов
- любви (впиши от кого)
- карманных денег
- общения (впиши с кем)
- времени
- прогулок с друзьями
- разговоров и совместного досуга с родителями (игр с родителями — это для маленьких)
- кружков, секций
- друзей
- посещения музеев, выставок, иных культурных пространств
- прогулок в лесу, на природе
- кино, театров
- возможности любить
- чтобы оставили в покое
- домашних животных
- экстрима, остроты жизни
- времени, возможности играть в компьютерные игры
- одежды, аксессуаров
- общения, серфинга в интернете
- путешествий
- жизненного пространства, своей комнаты
- интересов
- еды, напитков
- смысла жизни
- возможности учиться тому, чему хочется
- свободы
- движухи, тусовок
- увлеченности чем-нибудь
Всего я опросила 98 человек.
Среднее количество отмеченных «галочек» на один бланк — 5–6. Есть два пункта, которых равномерно «не хватает» приблизительно половине всех возрастных групп, — это «путешествия» и «карманные деньги». Среди опрошенных была одна тринадцатилетняя девочка, которая аккуратным почерком вписала внизу на свободных строчках «мне всего хватает». Я ей не очень поверила: кажется, она решила, что я все-таки покажу анкету ее родителям (хотя я это сразу и категорически отрицала, говорила, что это исследование и индивидуальных результатов никто не увидит).
Теперь сами результаты.
Чего не хватает самым маленьким, 6–8 лет?
Я не внесла в свой список «мультики». А выяснилось, что их не хватает более чем половине опрошенных. Также почти всем не хватает «игр с родителями», «домашних животных» и «прогулок на природе». Из удивительного: больше половины отметили «возможность учиться тому, чему хочется». Я попыталась уточнить, решив, что малыши как-то не так поняли вопрос. Ничего подобного. «Я бы хотел учиться ездить на мотоцикле», «я бы хотел изучать физику», «я бы хотела на ферме учиться ухаживать за большими животными» — все они поняли и ответили правильно. Внимания и любви этой возрастной группе хватает (только одна отметка, и то — нужно внимание не родителей, а старшей сестры). С друзьями тоже как будто бы все в порядке. Их не хватает только двоим. Трое хотят свою комнату. Внимание, родители: не нашлось ни одного ребенка, которому не хватало бы игрушек, одежды, театров или музеев! Из вписанного внизу: «Я бы очень хотела своего друга-дельфина (он не домашнее животное)».
9–11 лет
Резкий рывок социальных дефицитов: почти всем не хватает внимания, дружбы, общения или всего этого разом. Много запросов на внимание родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер, даже, как ни странно, учителей. При этом — ни одного запроса на «любовь» (не очень понимают, что это такое?). Из материального — уже очень хочется гаджетов и свою комнату. По-прежнему в чести прогулки на природе и домашние животные. По-прежнему не наблюдается ни малейшего дефицита походов в музеи и театры. Время и возможность играть в компьютерные игры — очень умеренно, чуть меньше половины.
Из вписанного внизу: «мне бы хотелось, чтобы меня замечали», «не хватает ласки» и самое загадочное — «не хватает жизни на других планетах». Сам он там хочет жить или просто хочется, чтобы мы были не одни во вселенной, я так и не поняла, мальчишка не из разговорчивых.
12–14 лет
Пик дефицита компьютеров, гаджетов и прочей виртуальности. Видимо, уже есть острая потребность, а родители все еще пытаются ограничивать. Тот или иной связанный с этим пункт отмечен почти у всех.
Очень четко сформулировано про «разговоры и общение с родителями»: да, хочу, не хватает, только не про учебу и здоровье. Этого — не надо.
Появилась одежда. Не хватает той, которая либо «как у всех», либо просто «модная». В равной степени — у мальчиков и у девочек, что для меня удивительно (я росла в другом мире).
Как-то рассосался дефицит «прогулок на природе», зато появилась выраженная недостаточность «тусовок», что совершенно понятно: это возраст начала биологической «реакции группирования».
Не надейтесь: дефицит музеев и театров при этом не прорезался.
Уже не хватает свободного времени. Из вписанного внизу: «просто полежать и подумать».
Только двоим не хватает «своей комнаты» (у остальных она есть?). Одному двенадцатилетнему «буревестнику» не хватает только свободы и смысла жизни (других дефицитов у него нет). Одного надо «оставить в покое».
«Домашние животные» — в устойчивом тренде.
Еще из вписанного: «поездок на море», «мало футбола». Трагическое: «очень не хватает папы, он умер». Опять несколько загадочное: «игр со сказочными друзьями, которые были у меня в детстве».
15–17 лет
Подростковый гормональный «жор» или подростковые же диеты? Почти половине вдруг не хватает «еды или напитков». Огромный и понятный дефицит «любви». Опять появляются «прогулки на природе» (романтика?), но практически исчезают «домашние животные».
Гораздо меньше хочется «разговоров с родителями». Зато очень хочется и не хватает общения с друзьями, «настоящей и верной дружбы». Потребность в «тусовках» — умеренная, вероятно, к этому возрасту они уже потеряли свою новизну и романтичность.
Всем не хватает «карманных денег».
Появились экзистенциальные запросы: двоим не хватает смысла жизни, троим «увлеченности чем-нибудь». Двоих следует «оставить в покое».
Троим не хватает экстрима, остроты жизни.
Внизу в этой группе не вписано ничего! Но я всегда знала, что подростки все-таки довольно стандартизированы.
18–20 лет
Время выходить в жизнь — и, неожиданно, прямо-таки коллективный вопль: «Оставьте нас в покое!» Боятся выходить, должно быть. Отчетливые эскапистские тенденции. Опять тусовки, опять прогулки на природе, вдруг — театры и музеи (вы рады? Я — не очень).
Суммарно дефицитов больше, чем во всех остальных группах.
Нет смысла, нет увлеченности, нет настоящих друзей.
Правда, дефицит любви поменьше, чем в предыдущей группе. Нашли или разочаровались?
Никаких компьютерных дефицитов.
Опять (как у самых маленьких) несколько человек: «возможность учиться тому, чему хочется» — наверное, родители запихали в угодный им, а не чаду институт.
Про карманные деньги никто не упоминает, видимо, стесняются.
Наконец-то — один человек на всю выборку: полюбить самой! Из вписанного внизу: «поговорить с кем-нибудь умным», «разобраться в себе», «побывать на Луне», «попробовать наркотики», «жить в лесу», «выиграть миллион долларов», «не хватает решимости отстаивать себя и свои интересы», «общительности», «здоровья».
Вот где-то так. Кое-что проясняется, правда? Всегда можно спросить. И получить ответ.
Автор: Катерина Мурашова
По материалам: www.snob.ru