Приемы легкого запоминания
- Эффект Зейгарник. Смысл этого эффекта состоит в том, что незавершенные действия сохраняются в памяти намного лучше, чем завершенные. На этом эффекте, кстати, построены все сериалы. Как можно использовать этот эффект? Пусть ребенок бегло прочитает необходимый параграф, затем прервется, сделает домашнее задание по-другому предмету. И вновь вернется к прочитанному параграфу. За это время полученная информация уже успела сохраниться в памяти. Ее останется только закрепить. Вот как по-другому можно применить этот эффект. Если у ребенка не получается справиться с задачей, начните решать ее вместе, но не заканчивайте. Это позволит заинтересовать ребенка, а незаконченность мотивирует его доделать прерванное задание.
- Новый материал на базе известного. Запоминание будет успешнее, если новая порция информации будет содержать около трети уже известных сведений. Попробуйте напомнить ребенку то, что он уже знает по новой теме из своего опыта: из книг, фильмов, путешествий.
- Эффект начала и конца. Вы замечали, что лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце разговора? Вы помните, чем кончилась книга, но не помните, что было в середине? При выполнении домашнего задания учитывайте это. Акцентируйте внимание на том, что было в середине параграфа, чтобы информация не пропала бесследно. Вернитесь к самому важному в конце уроков.
- Повторение. Как бы банально ни звучало, но именно многократное повторение поможет ребенку запомнить необходимую информацию. Ученые установили, что 40% новой информации забывается через 30 минут, еще 35% — на следующий день, и 20% — через месяц. В памяти остается всего 5%. Поэтому то, что надо надолго запомнить, стоит повторить неоднократно. Причем постоянный повтор намного менее эффективен, чем повтор через определенные промежутки времени. В первый раз стоит повторить сразу после прочтения, во второй — через полчаса, в третий — через день, в четвертый — через месяц. Этот совет хорош при изучении стихов и иностранных языков.
- Два секрета запоминания Соломона Шерешевского. В начале XX века жил известный репортер Соломон Шерешевский, который обладал феноменальной памятью. Он мог без труда буквально по часам вспомнить, как прошел каждый день его жизни, начиная с самого раннего детства. Для него слова и цифры не были просто словами и цифрами. У него рождались визуальные, вкусовые или осязательные ассоциации. Шерешевский говорил: «1 – это острое число, независимо от его графического изображения, это что-то законченное, твердое… 5 – полная законченность в виде конуса, башни, фундаментальное, 6 – это первая за «5», беловатая. 8 – невинное, голубовато-молочное, похожее на известь». Когда он ел, Соломон не мог читать. Читать газету за завтраком для него было просто физически невозможно, вкус слов перебивал вкус пищи. Он даже выбирал еду по звуку и не мог есть майонез, поскольку «з» портит вкус.
- Метод ассоциаций. Этот метод поможет ребенку, к примеру, при изучении правильного написания слов. Приведу простой пример. Как пишется слово винегрет? Чтобы навсегда запомнить его правописание, к нему нужно подобрать два созвучных слова «винт» и «негр» и составить из них сюжет: «винт негру попался в винегрете». Спросите у ребенка: «Что напоминает этот рисунок или это слово?» Хорошо научить ребенка придумывать ассоциации между любыми словами, цифрами, символами. Например, цифры можно запоминать, связывая их с памятными датами (днями рождения, номерами квартир, домов). Имена и отчества – с именами известных людей или родственников.
- Метод мест, или метод Цицерона. Попросите ребенка слова или образы, которые нужно запомнить, расположить мысленно в хорошо знакомом месте: в его комнате, по дороге в школу. Причем нужно соблюдать последовательность мест, где будут размещаться запоминаемые слова. Этот метод хорош для запоминания цифр, текстов, телефонных номеров. Допустим нам надо запомнить слова чайник, кикимора, лось, занавеска, пианино. Вы в воображении заходите в комнату ребенка: допустим, слева располагается шкаф, на него ставим кипящий чайник, далее следуем слева направо по знакомой комнате. На шведскую стенку карабкается кикимора. В аквариум водрузился лось и с интересом рассматривает рыбок. На стол упала занавеска. Из платяного шкафа торчит пианино. Чем смешнее и ярче будет образ, тем лучше он запомнится.
Была ли эта информация полезной?
ДаНет
Смотрите также: Вот это да! Маленький аутист нарисовал карту мира по памяти! 5 лучших игр для развития памяти и детей, и взрослых Как развить память