11 правил для занятий с развивающими играми

Развивающие игрушки занимают особое место в деятельности ребенка. Без таких игр не обходится ни один детский сад, ни одна мама, даже если они и не сторонники раннего развития.

Самое главное преимущество развивающих игр в том, что они помогают в игровой форме развивать способности ребенка, стимулировать его творческий потенциал и любознательность.  Дети с таким же интересом будут работать в вкладышами Монтессори, как и играть с машинками или куклами. Для них это тоже игра и увлекательное занятие, а для родителей – возможность научить ребенка новым навыкам, развивать концентрацию внимания и память.



Но такие игры нуждаются в определенной подаче и правилах проведения. Тогда такие занятия принесут ребенку пользу, а сама игра не будет пылиться на полке, забытая среди других игрушек. Хорошим подспорьем для тех, кто интересуется развитием творческих способностей и интеллекта у ребенка, до сих пор остаются книги Никитиных.

Самые важные правила для развивающих игр из книги “Ступеньки творчества, или Развивающие игры” Б. П. Никитина 



  1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Радуйтесь ему — это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. Понаблюдайте, как довольны бывают дети, если им удается нас рассмешить или обрадовать.
  2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. И еще… удерживайтесь от обидных замечаний вроде: «Ах, ты дурачок!», «Какой ты несообразительный!» и т. п.
  3. Развивающие игры — игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.
  4. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале — обязательное условие.
  5. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его.
  6. Если в семье не один ребенок, то каждому надо по комплекту игры, лучше всего, если будут коробки для всех играющих.
  7. Увлечения детей приходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц-два и даже больше, а потом «случайно» (показать, например, гостям или знакомому и научить его играть) пусть малыш вспомнит о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел. Старайтесь записывать успехи, сдвиги, достижения каждой из «волн» увлечения игрой.
  8. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.
  9. Для самых маленьких (1,5—3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
  10. Хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
  11. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках.


Автор: Б. П. Никитин (“Ступеньки творчества, или Развивающие игры”)

Смотрите также: 
Как избавление от всех детских игрушек перевернуло жизнь семьи
Какие современные игрушки вредны для ребенка
Мама троих детей удивляет мир тортами, которые не отличить от плюшевых игрушек



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: