Развивающие игрушки занимают особое место в деятельности ребенка. Без таких игр не обходится ни один детский сад, ни одна мама, даже если они и не сторонники раннего развития.
Самое главное преимущество развивающих игр в том, что они помогают в игровой форме развивать способности ребенка, стимулировать его творческий потенциал и любознательность. Дети с таким же интересом будут работать в вкладышами Монтессори, как и играть с машинками или куклами. Для них это тоже игра и увлекательное занятие, а для родителей — возможность научить ребенка новым навыкам, развивать концентрацию внимания и память.
Но такие игры нуждаются в определенной подаче и правилах проведения. Тогда такие занятия принесут ребенку пользу, а сама игра не будет пылиться на полке, забытая среди других игрушек. Хорошим подспорьем для тех, кто интересуется развитием творческих способностей и интеллекта у ребенка, до сих пор остаются книги Никитиных.
Самые важные правила для развивающих игр из книги «Ступеньки творчества, или Развивающие игры» Б. П. Никитина
- Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Радуйтесь ему — это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. Понаблюдайте, как довольны бывают дети, если им удается нас рассмешить или обрадовать.
- Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. И еще… удерживайтесь от обидных замечаний вроде: «Ах, ты дурачок!», «Какой ты несообразительный!» и т. п.
- Развивающие игры — игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.
- Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале — обязательное условие.
- Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его.
- Если в семье не один ребенок, то каждому надо по комплекту игры, лучше всего, если будут коробки для всех играющих.
- Увлечения детей приходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц-два и даже больше, а потом «случайно» (показать, например, гостям или знакомому и научить его играть) пусть малыш вспомнит о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел. Старайтесь записывать успехи, сдвиги, достижения каждой из «волн» увлечения игрой.
- Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.
- Для самых маленьких (1,5—3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
- Хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
- Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках.
Автор: Б. П. Никитин («Ступеньки творчества, или Развивающие игры»)
Смотрите также: Как избавление от всех детских игрушек перевернуло жизнь семьи Какие современные игрушки вредны для ребенка Мама троих детей удивляет мир тортами, которые не отличить от плюшевых игрушек