Какие современные игрушки вредны для ребенка

У наших детей просто огромный выбор игрушек: от самых простых, которыми играли еще их родители, до навороченных, которые стоят как месячная зарплата мамы и папы. А так как со всех сторон твердят, что ребенок развивается посредством игры, то любящие родители не скупятся покупать самые разнообразные детские игры и игрушки. Но рано или поздно приходит разочарование. Ребенок просит все больше, в квартире места все меньше, а в итоге – большинство купленных игрушек остается не у дел. Дети очень быстро теряют к ним интерес и хотят следующую новинку.

Поэтому родители часто задаются вопросом, какие игрушки действительно нужны ребенку, а от которых можно и отказаться. Психолог Юлия Гусева рассказывает, какие из современных игрушек не представляют никакой пользы для развития ребенка.

О вреде некоторых современных игрушек

Мария Монтессори более чем прохладно относилась к игрушкам.Как известно, она говорила о том, что дети с большим интересом работают с реальными предметами. При этом сейчас трудно себе представить детскую комнату или игровую в детском центре или детском саду (если только это не место, организованное по принципам Монтессори), не наполненную игрушками.

Значит ли это, что нужно отказаться от игрушек?

Так как нам известно, что Мария Монтессори разрабатывала свои идеи почти столетие назад, нам важно учитывать исторический контекст. Какими игрушками играли дети того времени? Если мы почитаем художественную литературу начала ХХ века, посмотрим фото, где представлены игрушки, то мы сможем ответить на этот вопрос. Игрушки были двух типов: совсем простые (глиняные свистульки, простые фигурки из дерева, оловянные солдатики) и невероятно сложные (механическая карусель, шарманка, дорогие фарфоровые куклы в богатых платьях).

У детей того времени не было много игрушек. И дорогими игрушками они не играли. На такие игрушки с восхищением смотрели… Причем преимущественно взрослые. Была какая-то особая польза от этих игрушек? Нет, не было. Развивающий потенциал таких игрушек практически нулевой. В современном мире их аналогом являются интерактивные игрушки и те игрушки, которые очень точно воспроизводят реальность.

Чем же плохи интерактивные игрушки?

Конечно, одна такая игрушка не помешает ребенку. А если такие игрушки преобладают у ребенка? С забавным говорящим щенком нельзя играть. На него можно только смотреть и, нажимая ему на животик, слушать его слова. Точно так же на летающую куклу можно смотреть, управляя ее полетом. Особенностью этих игрушек является то, что ребенок не может сам решать, как играть этими игрушками. Способ игры предопределен функциональными возможностями игрушки. То же самое касается «почти настоящих» игрушек, которые, однако, таковыми не являются. «Варить» суп из пластмассовых овощей однозначно не то же самое, что помогать маме или папе резать настоящие овощи… Эти игрушки совершенно бесполезны и однозначно менее интересны, нежели настоящие бытовые предметы.

А что же простые игрушки? Нужны ли они детям?

Самые простые игрушки дают возможность развитию у ребенка символической репрезентации. Символическая репрезентация (symbolic representation) – это способность представлять прошлые и настоящие события, опыт и понятия с помощью слов, изображений, жестов или других знаковых средств.

Появление у ребенка символических репрезентаций – это важный этап развития мышления. Как появляются первые символические репрезентации у ребенка? Вот ребенок берет деревянный брусок и подносит его к уху. Это телефон. А через пять минут этот же брусок становится машинкой, потом кусочком хлеба, которым ребенок «кормит» зайчика, и так далее. Конечно, можно купить ребенку и телефон, и машинку, и даже игрушечные продукты. Но ведь мир настолько многообразен, что мы не сможем создать в детской его уменьшенную копию. Да это и не нужно.

Имея в арсенале самые простые игрушки, с помощью символической репрезентации ребенок воссоздаст все, что хочет. И тогда это будут развивающие игры. Ребенок придумывает себе игру, и если для этой игры нужны какие-то предметы, то он находит в окружающей среде то, что ему нужно. Помните, как дети вместо тарелочек используют листочки, а вместо каши песок? Заменяя один предмет другим, ребенок проявляет поисковую активность, эффективно адаптируется в окружающей среде. Такой ребенок проявит сообразительность и в будущем.

Пожалуй, современным родителям, бабушкам и дедушкам стоит ориентироваться на свои игрушки. Советским детям в этом смысле повезло. У них уже не было бесполезных дорогих, вычурных игрушек и еще не было еще более бесполезных интерактивных игрушек. Советские дети обычно имели кубики, набор посуды, машинки, куклы, несколько мягких игрушек. Все остальное появлялось за счет символической репрезентации и за счет участия в обычной жизни семьи (уборка, стирка, работа в огороде).

Нужны ли игрушки? Ответ прост. Самые простые игрушки ребенку нужны. Но никакие интерактивные игрушки не заменят ребенку реального мира.

Автор: Юлия Гусева

По материалам: www.vk.com

Смотрите также:
Три мягкие игрушки, которые ребенок может сделать своими руками
Монтессори дома: какие игрушки нужны ребенку от 6 месяцев до года
Эко-игрушки: преимущества и польза



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: