Запрещать или разрешать? Вот в чем вопрос…

запрет



“Не трогай!”, “Нельзя!”, “Нет!” и т.п. Часто вы говорите эти слова своему малышу? Большинство из нас, родителей, применяет эти запрещающие фразы и слова каждый день, десятки раз в день… Но последнее время все чаще встречаются родители, которые вообще никогда не пользуются запретами, разрешая ребенку все, таким образом предоставляя ему свободу. Кто же все-таки прав? И к чему приводит тот или иной подход в воспитании?

Если малышу запрещать много и часто. Если он живет в постоянных “Нельзя!” и “Нет!”

  • Малыш может начать манипулировать родителями (с помощью плача, нытья, истерик, даже может заболеть, лишь бы только разрешили).
  • Ребенок будет протестовать против этих запретов настолько сильно, что это превратится в его обычный стиль поведения. Рискуете получить упрямого малыша, который все указания и даже просьбы воспринимает в штыки.
  • Ребенок может начать защищаться от этих рамок, а лучшая защита – это нападение. Малыш начнет проявлять агрессию: драться, пинаться, кусаться и т.п.
  • Или же ребенок может закрыться в своем собственном мире, стать безынициативным, робким, неуверенным в себе.

Таким образом в итоге имеем нервного, плачущего, агрессивного, малыша, который постоянно шкодничает, или наоборот запуганного и забитого. А также родителей – раздраженных и от этого раздражения уставших.

Если ребенку все разрешают, воспитывают во вседозволенности, не ставят никаких рамок.
Для того, чтобы понять чем грозит такой подход в воспитании, давайте задумаемся, что такое запрет? Запрет – это ограничение действия. Главной целью всех родительских запретов является желание защитить ребенка от возможной опасности. “Нельзя гулять по проезжей части”, “Нельзя играть с огнем” и т.д. на самом деле защищают жизнь и здоровье ребенка. И хотя дети злятся и раздражаются от родительского “Нельзя!”, запрет, как любая граница, рамка, успокаивает. То есть, запрет структурирует мир вокруг. Ребенок понимает, что такое плохо, что хорошо, он чувствует, что рядом есть взрослый (серьезный, опытный, сильный и надежный), который защищает его, а значит, можно быть спокойным, значит я в безопасности.

Итак, если таких успокаивающих границ нет:

  • Ребёнок растет тревожным, беспокойным.
  • Часто малыш просто носится и не знает, чем бы ему заняться, поскольку для него все размыто и неструктурированно.
  • Ребенок может начать провоцировать родителей на то, чтобы они все-таки ввели запрет (совершает такое, что родитель просто вынужден запретить), для того, чтобы убедиться, что все хорошо, что мир безопасен.
  • Кроме того, такая вседозволенность может восприниматься малышом, как безразличие по отношению к нему. А это для него знак, что его не любят…

Таким образом, без запретов все-таки нельзя… Но стоит найти золотую середину: оставить 3-4 однозначных “Нет”, а остальные убрать или заменить на “Можно”.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: