Похвала может стать отличным помощником в воспитании детей, если уметь ею пользоваться, отмечают многие современные психологи. И правда, одни хвалят – не нахвалят своего ребенка, а у него уже выработался иммунитет к словам родителей, которые он слышит по поводу и без. Через некоторое время взрослые удивляются, что ребенок перестает стремиться к лучшим результатам и работать над собой. Ведь у него уже есть установка, что он самый лучший.
Другие родители скупятся на слова одобрения и поощрения и добиваются такого же эффекта, но ребенок начинает думать: “Зачем стараться, ведь я и так ни на что не годен”. А кто-то вроде бы и хвалит за дело, но ребенок словно не хочет верить словам взрослого и воспринимает их в штыки.
А весь секрет в формулировке, считают всемирно известные специалисты по общению между взрослыми и детьми Адель Фабер и Элейн Мазлиш. У каждой из них по трое детей и проблемы в их воспитании привели Адель и Элейн на курсы к известному американскому психологу. Они не только успешно изменили свой метод общения с детьми, но и поняли, что им есть чем поделиться с другими родителями. Книги Адель Фабер и Элейн Мазлиш о том, как наладить общение с детьми, стали бестселлерами, получили престижные награды и благодарность тысячи родителей.
О похвале из книги “Идеальные родители за 60 минут. Экспресс-курс от мировых экспертов по воспитанию”:
“Почему дети отнекиваются, когда я их хвалю? Я говорю дочери, что она умная, а она отвечает: «Лиза умнее». Я говорю, что она красивая, а она: «Я толстая». Я говорю, что она – замечательная старшая сестра и одаренный художник, а она пинает младшего и говорит, что не умеет рисовать. Порой мне кажется, что она стремится доказать, что я неправа.
С сыном еще хуже. Он бросал мяч в баскетбольную корзину и наконец попал. Я закричала: «Отлично! Ты – настоящий баскетболист!» Он бросил мяч и ушел в дом. Не понимаю. Каждый раз, когда я пытаюсь похвалить своих детей, мои слова оказывают противоположное действие”.
Вы только что указали на проблему глобальной похвалы, связанной с оценкой детей. Такие слова, как “умный”, “красивый” и “прекрасный” не только заставляют их сосредоточиваться на собственных недостатках, но еще и подталкивают их к прекращению попыток. Если я уже прекрасный, зачем рисковать – ведь в следующий раз может и не получиться!
Значит ли это, что нужно перестать хвалить детей?
Это значит, что если мы хотим помочь детям поверить в себя и продолжить старания, то нам нужно избегать оценок. Забудьте такие слова, как «хороший», «отличный», «фантастический», «лучший». Научитесь просто описывать. Вы можете описать то, что видите или чувствуете.
Опишите то, что видите:
- «Ты боролся с этой проблемой, пока не нашел решение!»
- «Ты все-таки сделал этот бросок! Мяч попал точно в корзину!»
- «Хотя у тебя были собственные дела, ты помог сестре сделать домашнее задание».
Опишите свои чувства:
- «Мне нравится твоя картина “Закат на море”. Она создает ощущение счастья и покоя»
- «Каждый раз, когда я вспоминаю твою шутку, не могу удержаться от смеха».
Описание того, что мы видим или чувствуем, оказывает почти магическое действие. Мы не только подтверждаем ценность усилий ребенка, но еще и помогаем ему поверить в себя. Мы мотивируем его к дальнейшим усилиям. Внутренний посыл такого описания очень отчетлив: «Я не сдался, пока не решил проблему…», «Чем больше я тренируюсь, тем лучше получается!..», «Я могу быть добрым даже в сложных обстоятельствах…», «Я умею шутить…», «Я нарисовал отличный пейзаж…».
Не сомневайтесь в этом. Описание – отличное средство для воспитания уверенных в себе и ответственных детей.
А вот еще один вариант полезной похвалы.
Суммируйте то, что вы видите, в словах:
- «Ты репетировал, пока не выучил все до последней ноты. Это я называю упорством».
- «Я вижу, что ты оставил последний кусок торта для твоей сестры. Вот это сила воли!»
- «Ты сгреб все листья и собрал их в мешок. И я тебя даже не просила! Вот это я называю ответственностью!»
А если хвалить не за что? Представьте, что школьный автобус вот-вот подъедет, а ваша дочка еще не одета… Или ребенок жалуется, что учитель слишком много задает и успеть все сделать просто невозможно.
Бывают моменты, когда нам страшно хочется высказать детям все, что мы о них думаем.
- «Почему ты так медленно одеваешься? Посмотри на себя! Ты еще не обулась! Так ты никогда не успеешь на автобус!»
- «Если бы ты сел за уроки, когда я тебе сказала, а не играл в дурацкие видеоигры, то все успел бы. Ты вечно ищешь оправдание собственной лени!»
Но поддаваться соблазну не следует. Нужно описать ребенку то, чего он достиг, даже если эти достижения незначительны.
- «Ты оделась, позавтракала и почистила зубы. Теперь тебе осталось лишь найти туфли и носки. И ты готова!»
- «Давай-ка посмотрим… десять упражнений на сложение и вычитание дробей. Это утомительно. Но я вижу, что ты уже решил два первых примера. Похоже, ты на верном пути».
Отмечая достигнутый прогресс (пусть даже малый), мы вселяем в детей уверенность и желание продолжать старания.
Но, допустим, хвалить ребенка не за что. И предположим, что у вас – один из тех сверхчувствительных детей, которые расстраиваются до смерти, понимая, что сделали что-то не так.
Помогите ребенку понять, что его ошибка может оказаться важным открытием. Одна мама рассказывала нам о том, как ее трехлетний сын, разговаривая с ней, тряс чашку с соком. Неожиданно крышка с чашки слетела, и сок пролился на рубашку мальчика и на пол. Мальчик начал истерически рыдать.
– Сэмми, – торжественно произнесла мать, – ты сделал открытие !
Мальчик перестал плакать и удивленно на нее посмотрел.
Очень размеренно мать сказала:
– Ты только что обнаружил, что, когда ты трясешь закрытую чашку, крышка может слететь, и тогда сок расплескается!
На следующей неделе в дом приехала бабушка. Она положила свою сумочку и очки на кухонную стойку. Через минуту она потянулась за сумочкой и уронила очки. Бабушка воскликнула:
– О нет!
Сэмми потянул ее за кофту и очень торжественно произнес:
– Бабушка, ты только что сделала открытие!
– Открытие? – удивилась она, поднимая очки.
– Ты открыла, что, если положить очки на край стойки, они могут упасть!
– Надо же! – восхищенно сказала бабушка. – Я это запомню!
Авторы Адель Фабер и Элейн Мазлиш
Смотрите также: Анджелина Джоли и Брэд Питт: советы от звездных родителей Как правильно хвалить ребенка Разница между похвалой мальчиков и девочек. А вы знаете?