Как научиться хвалить ребенка безоценочно

Похвала может стать отличным помощником в воспитании детей, если уметь ею пользоваться, отмечают многие современные психологи. И правда, одни хвалят – не нахвалят своего ребенка, а у него уже выработался иммунитет к словам родителей, которые он слышит по поводу и без. Через некоторое время взрослые удивляются, что ребенок перестает стремиться к лучшим результатам и работать над собой. Ведь у него уже есть установка, что он самый лучший.

Другие родители скупятся на слова одобрения и поощрения и добиваются такого же эффекта, но ребенок начинает думать: “Зачем стараться, ведь я и так ни на что не годен”. А кто-то вроде бы и хвалит за дело, но ребенок словно не хочет верить словам взрослого и воспринимает их в штыки.

А весь секрет в формулировке, считают всемирно известные специалисты по общению между взрослыми и детьми Адель Фабер и Элейн Мазлиш. У каждой из них по трое детей и проблемы в их воспитании привели Адель и Элейн на курсы к известному американскому психологу. Они не только успешно изменили свой метод общения с детьми, но и поняли, что им есть чем поделиться с другими родителями. Книги Адель Фабер и Элейн Мазлиш о том, как наладить общение с детьми, стали бестселлерами, получили престижные награды и благодарность тысячи родителей.

О похвале из книги “Идеальные родители за 60 минут. Экспресс-курс от мировых экспертов по воспитанию”:

“Почему дети отнекиваются, когда я их хвалю? Я говорю дочери, что она умная, а она отвечает: «Лиза умнее». Я говорю, что она красивая, а она: «Я толстая». Я говорю, что она – замечательная старшая сестра и одаренный художник, а она пинает младшего и говорит, что не умеет рисовать. Порой мне кажется, что она стремится доказать, что я неправа.

С сыном еще хуже. Он бросал мяч в баскетбольную корзину и наконец попал. Я закричала: «Отлично! Ты – настоящий баскетболист!» Он бросил мяч и ушел в дом. Не понимаю. Каждый раз, когда я пытаюсь похвалить своих детей, мои слова оказывают противоположное действие”.

Вы только что указали на проблему глобальной похвалы, связанной с оценкой детей. Такие слова, как “умный”, “красивый” и “прекрасный” не только заставляют их сосредоточиваться на собственных недостатках, но еще и подталкивают их к прекращению попыток. Если я уже прекрасный, зачем рисковать – ведь в следующий раз может и не получиться!

Значит ли это, что нужно перестать хвалить детей?

Это значит, что если мы хотим помочь детям поверить в себя и продолжить старания, то нам нужно избегать оценок. Забудьте такие слова, как «хороший», «отличный», «фантастический», «лучший». Научитесь просто описывать. Вы можете описать то, что видите или чувствуете.

Опишите то, что видите:

  • «Ты боролся с этой проблемой, пока не нашел решение!»
  •  «Ты все-таки сделал этот бросок! Мяч попал точно в корзину!»
  •  «Хотя у тебя были собственные дела, ты помог сестре сделать домашнее задание».

Опишите свои чувства:

  • «Мне нравится твоя картина “Закат на море”. Она создает ощущение счастья и покоя»
  • «Каждый раз, когда я вспоминаю твою шутку, не могу удержаться от смеха».

Описание того, что мы видим или чувствуем, оказывает почти магическое действие. Мы не только подтверждаем ценность усилий ребенка, но еще и помогаем ему поверить в себя. Мы мотивируем его к дальнейшим усилиям. Внутренний посыл такого описания очень отчетлив: «Я не сдался, пока не решил проблему…», «Чем больше я тренируюсь, тем лучше получается!..», «Я могу быть добрым даже в сложных обстоятельствах…», «Я умею шутить…», «Я нарисовал отличный пейзаж…».

Не сомневайтесь в этом. Описание – отличное средство для воспитания уверенных в себе и ответственных детей.

А вот еще один вариант полезной похвалы.

Суммируйте то, что вы видите, в словах:

  • «Ты репетировал, пока не выучил все до последней ноты. Это я называю упорством».
  •  «Я вижу, что ты оставил последний кусок торта для твоей сестры. Вот это сила воли!»
  • «Ты сгреб все листья и собрал их в мешок. И я тебя даже не просила! Вот это я называю ответственностью!»

А если хвалить не за что? Представьте, что школьный автобус вот-вот подъедет, а ваша дочка еще не одета… Или ребенок жалуется, что учитель слишком много задает и успеть все сделать просто невозможно.

Бывают моменты, когда нам страшно хочется высказать детям все, что мы о них думаем.

  •  «Почему ты так медленно одеваешься? Посмотри на себя! Ты еще не обулась! Так ты никогда не успеешь на автобус!»
  • «Если бы ты сел за уроки, когда я тебе сказала, а не играл в дурацкие видеоигры, то все успел бы. Ты вечно ищешь оправдание собственной лени!»

Но поддаваться соблазну не следует. Нужно описать ребенку то, чего он достиг, даже если эти достижения незначительны.

  • «Ты оделась, позавтракала и почистила зубы. Теперь тебе осталось лишь найти туфли и носки. И ты готова!»
  •  «Давай-ка посмотрим… десять упражнений на сложение и вычитание дробей. Это утомительно. Но я вижу, что ты уже решил два первых примера. Похоже, ты на верном пути».

Отмечая достигнутый прогресс (пусть даже малый), мы вселяем в детей уверенность и желание продолжать старания.

Но, допустим, хвалить ребенка не за что. И предположим, что у вас – один из тех сверхчувствительных детей, которые расстраиваются до смерти, понимая, что сделали что-то не так.

Помогите ребенку понять, что его ошибка может оказаться важным открытием. Одна мама рассказывала нам о том, как ее трехлетний сын, разговаривая с ней, тряс чашку с соком. Неожиданно крышка с чашки слетела, и сок пролился на рубашку мальчика и на пол. Мальчик начал истерически рыдать.

– Сэмми, – торжественно произнесла мать, – ты сделал открытие !

Мальчик перестал плакать и удивленно на нее посмотрел.

Очень размеренно мать сказала:

– Ты только что обнаружил, что, когда ты трясешь закрытую чашку, крышка может слететь, и тогда сок расплескается!

На следующей неделе в дом приехала бабушка. Она положила свою сумочку и очки на кухонную стойку. Через минуту она потянулась за сумочкой и уронила очки. Бабушка воскликнула:

– О нет!

Сэмми потянул ее за кофту и очень торжественно произнес:

– Бабушка, ты только что сделала открытие!

– Открытие? – удивилась она, поднимая очки.

– Ты открыла, что, если положить очки на край стойки, они могут упасть!

– Надо же! – восхищенно сказала бабушка. – Я это запомню!

Авторы Адель Фабер и Элейн Мазлиш

Смотрите также:
Анджелина Джоли и Брэд Питт: советы от звездных родителей
Как правильно хвалить ребенка
Разница между похвалой мальчиков и девочек. А вы знаете?



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: