Ты меня уважаешь? или Как научить ребенка быть счастливым?

schastlivye deti

Мы знаем что, как и когда делать нашим детям. А всегда ли мы правы в том, что знаем? И как мы говорим об этом? Наши любимые фразы: «пора спасть, пора кушать, пора заниматься». И реакция детей на наши «пора» предсказуемая: не пора, не сейчас, не хочу.

Почему так происходит? Возможно, мы не проявляем должного уважения к ребенку? А человек, которого не уважают, не умеет уважать ни себя, ни других. Не отсюда ли тянутся будущие обиды и разочарования?

Давайте попробуем советоваться с детьми по самым разным поводам! Чаще задавайте простые вопросы:

  • Как ты думаешь?
  • Куда сегодня пойдем на прогулку?
  • Что ты хочешь на ужин – это с этим или то с тем или только это и чуточку того?
  • Ты собираешься сначала погулять или сделать уроки?
  • Кого ты пригласишь на день рождения?
  • Как ты считаешь, стоит мне надеть сегодня шапку?

Это трудно, требует дополнительного времени и сил. А мы устаем на работе, в дороге, домашние дела ждут, и еще хотим сериал посмотреть. Обсуждение и диалоги с ребенком точно потребуют дополнительного внимания и времени. Но диалог превращает собеседника из ответчика в советчика.

Могут задаваемые вопросы вызвать неприятную ответную реакцию? «Никуда», «не хочу», и прочее. Безусловно, могут. Приводим свои аргументы и доводы, задаем свои вопросы, пытаемся услышать и понять мнение ребенка. Если ситуация заходит в тупик, задаем вопрос неожиданный и ломающий шаблон:

  • Почему крокодилы не летают?
  • У страусов есть зубы?
  • Почему листья зеленые?

У каждого возраста свои вопросы, нужен такой, который переключит, поменяет настроение и роли. И диалог сына-балбеса и уставшего родителя превратится в веселую болтовню равных.

Вы скажете, что с таким подходом ребенок останется голодным и не выучит уроки. Да, возможно. Но в этом-то и заключается правда. Уважая человека, мы предполагаем, что он вправе поступить не так, как мы ожидаем. И мы должны быть готовы принять и понять это. Но есть и обратная сторона медали: тот, кто умеет уважать, с пониманием отнесется и к нашему отказу.

А может решение, которое принял ребенок, разочаровать и его самого, и нас? Может. Но, давая ребенку право выбирать, мы даем ему и возможность ошибаться, и принимать ответственность за это. В чем главный плюс взаимного уважения? Уважая партнера (а ребенок – наш партнер в жизни) и получая отказ, мы не расстраиваемся и не злимся.

И в этом заключается абсолютное преимущество уважения к себе и к окружающему миру. Ребенок, воспитанный в уважении, готов к тому, что все может пойти не так, как он хотел. И это не обескуражит его и не вызовет бурю эмоций. Он примет вызов, поменяет тактику, перестроится, выиграет время. Согласитесь, время сегодня – очень ценный ресурс.

Подумайте, если бы мы в своей взрослой жизни были чаще готовы услышать и принять отказ, мы стали бы счастливее?

Смотрите также:
Учим детей радоваться жизни и быть счастливыми
Чтобы ребенок был счастливым
Как научить детей быть счастливыми

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: