Платим за подписку на Telegram каналы

Светлана Ройз: Почему ребенок берет чужое



Тема детского воровства наводит на родителей ужас. Они же такому не учили, не поощряли такое поведение и всячески старались еще с песочницы научить делиться. Причины детской кражи далеко не всегда видны сразу, поэтому многим родителям непонятно, как правильно поступать в таких ситуациях и где искать причину.

Несмотря на то, что детское воровство кажется катастрофой вселенского масштаба, это частая семейная проблема. Психолог Светлана Ройз рассказала о возможных причинах и методах профилактики, если вы заметили, что ребенок берет чужие вещи.

О детском воровстве и его не очевидных причинах

Много запросов было на неделе на эту тему. Хотела написать что-то универсальное. Но причин «воровства» может быть такое огромное количество, что мне показалось корректнее — дать «точки входа» в их поиск. За «непродуктивным поведением», как правило, сигнал неблагополучия. И «наблюдение» за всеми пунктами может быть профилактикой «симптома». Единичные случаи — не повод для волнения, у каждого ребенка в жизни есть «пробы», но если мы замечаем систематическое присваивание чужого — важно задуматься.

Ребенок до 3-х лет берет чужое (все, написанное ниже, может быть профилактикой того, что может проявляться в более старшем возрасте):

  1. Лобные доли мозга, обеспечивающие контроль над импульсами, только-только включаются в работу. Ребенок учится усилием воли останавливать свои «хочу». (Мы можем, когда видим, что ребенок справился с искушением, поддержать его: «Я видела, как тебе хотелось взять чужую игрушку без спроса. И так рада, что ты смог сдержаться». Если ребенок берет чужое: «Это чужое, когда мы берем что-то чужое без спросу — это неправильно и называется воровством. Давай спросим разрешения или поиграем чем-то другим»).
  2. Ребенок учится тому, что существуют «границы». Он исследует правила. Ему намного легче освоить знание о чужих границах, когда мы уважительно относимся к его — спрашиваем разрешения, можно ли взять его игрушку, не заставляем делиться своими, не хватаем его на руки и не меняем траекторию его движения, как минимум, предупреждаем о своем желании. Не вмешиваемся в его рисунок без спроса. После того, как ребенок сказал о себе Я — стараемся не употреблять местоимение МЫ о действиях ребенка (мы пошли в садик, мы покакали и проч.), если в семье несколько детей — не передаем игрушки старшего без его разрешения младшему.


  3. Единственному ребенку в семье важно знать, что все-таки не все вещи мира принадлежат ему.
  4. Мы уважительно относимся к своим границам. Ребенку важно знать, что есть наше время, что не все прикосновения приятны, что есть наши личные вещи, и что нам иногда важно побыть одним.

Примеры причин воровства, с которыми сталкивалась в практике с детьми от 5 лет и до … (конечно, это все неосознаваемо у детей (и взрослых) с гармоничным развитием) и универсальных способов терапии, конечно, — нет, важно «точечно» разбираться с ситуацией.

Ребенок часто ворует игрушки в садике (берет чужие вещи в школе)

Берет вещи постоянно у одного и того же ребенка или детей одного «типа» — возможно, хочет «присвоить» себе качество этого ребенка (помните истории о том, как съедая печень индейца, соплеменник приобретал его храбрость?).

Хочет почувствовать близость к нему (хочет дружить, но не знает, как построить отношения), выбирает такой обходной способ контакта.

Мстит за обиду (как правило, ребенок телесного типа — кинестетик — выбирает для «ответных действий» канал тела. Если боится ударить — может выбрать «материальный объект».

«Возвращает» свою боль, уязвимость тому, кто, по его мнению, «несправедливо» получает внимание и блага.

Если ребенок ворует одно и то же (например, только машинки), — возможно, потерял важную для него вещь (как правило, если у него отобрали или украли, или отдали- любимую игрушку — если «зафиксировался» на этом, может «возвращать» себе образ этой вещи с каждым «воровством»).

Ребенок присваивает постоянно разные вещи у разных людей

Возможно, таким образом ощущает себя «частью группы».

Это может быть завуалированной формой агрессии.

Редко — способом привлечения внимания.

Ребенку важен эффект новизны. Прочитайте, пожалуйста, о дофамине, о риске. И о том, что при пресыщении нам нужно все больше стимулов и вещей для «получения удовольствия».



Ребенок периодически ворует деньги:

Предыдущие пункты + важно узнать, на что ребенок деньги тратит. Деньги — это ресурс. На что они тратятся — на удовольствия, на вкусняшки, на друзей (возможно, ребенком манипулируют).

У ребенка школьного возраста есть потребность в карманных деньгах. Важно определить сумму и периодичность «выплат», важно учить ребенка «распределять бюджет» — сам факт воровства может быть знаком того, что пришло время обсуждать тему бюджета и финансов.

Возможно, ребенку нужны карманные деньги и он боится о них попросить.

Возможно, ребенку нужен драйв от самого факта «добычи», важно проанализировать его склонность к риску.

Если он берет деньги у конкретного человека:

Важно понять, почему именно у него.

Например, почему именно у мамы/папы?

  • мама/папа не заметит?
  • мама/папа не накажет?
  • у мамы/папы деньги в доступе?
  • мама/папа не чувствительны к нарушению границ?
  • у мамы/папы есть чувство вины и ребенок таким способом «компенсирует» его?
  • это месть маме/папе за невнимательность или авторитарность?
  • проявление конкуренции?
  • деньги вместо внимания, тепла, заботы?
  • или — наоборот — стремление быть похожим, «отщипнуть» себе какую-то часть?

На самом деле — таких пунктов может быть очень много. И семейные системные терапевты могут предложить поискать причину в том, что бабушки и дедушки этого ребенка могли быть раскулачены, лишены «ресурса», пострадать от воровства. И дети таким странным образом компенсируют несправедливость.

И мы сейчас исключаем органические нарушения.

Нам важно не просто убрать симптом — сам факт воровства — нам важно найти причину. Иначе «симптом» может просто изменить форму.

За системным непродуктивным поведением ребенка — сигнал неблагополучия. И нам важно быть внимательными к сигналам и причинам.

Добрых взрослений.

Автор: Светлана Ройз

По материалам: www.facebook.com

Была ли эта информация полезной?
ДаНет

Смотрите также: О детском воровстве как об одном из самых жутких родительских кошмаров Нужно ли читать современным детям Ребенок ворует деньги: как правильно реагировать