Светлана Ройз: Почему ребенок берет чужое

Юлия Корж
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.

Тема детского воровства наводит на родителей ужас. Они же такому не учили, не поощряли такое поведение и всячески старались еще с песочницы научить делиться. Причины детской кражи далеко не всегда видны сразу, поэтому многим родителям непонятно, как правильно поступать в таких ситуациях и где искать причину.

Несмотря на то, что детское воровство кажется катастрофой вселенского масштаба, это частая семейная проблема. Психолог Светлана Ройз рассказала о возможных причинах и методах профилактики, если вы заметили, что ребенок берет чужие вещи.

О детском воровстве и его не очевидных причинах

Много запросов было на неделе на эту тему. Хотела написать что-то универсальное. Но причин “воровства” может быть такое огромное количество, что мне показалось корректнее – дать “точки входа” в их поиск. За “непродуктивным поведением”, как правило, сигнал неблагополучия. И “наблюдение” за всеми пунктами может быть профилактикой “симптома”. Единичные случаи – не повод для волнения, у каждого ребенка в жизни есть “пробы”, но если мы замечаем систематическое присваивание чужого – важно задуматься.

Ребенок до 3-х лет берет чужое (все, написанное ниже, может быть профилактикой того, что может проявляться в более старшем возрасте):

  1. Лобные доли мозга, обеспечивающие контроль над импульсами, только-только включаются в работу. Ребенок учится усилием воли останавливать свои “хочу”. (Мы можем, когда видим, что ребенок справился с искушением, поддержать его: “Я видела, как тебе хотелось взять чужую игрушку без спроса. И так рада, что ты смог сдержаться”. Если ребенок берет чужое: “Это чужое, когда мы берем что-то чужое без спросу – это неправильно и называется воровством. Давай спросим разрешения или поиграем чем-то другим”).
  2. Ребенок учится тому, что существуют “границы”. Он исследует правила. Ему намного легче освоить знание о чужих границах, когда мы уважительно относимся к его – спрашиваем разрешения, можно ли взять его игрушку, не заставляем делиться своими, не хватаем его на руки и не меняем траекторию его движения, как минимум, предупреждаем о своем желании. Не вмешиваемся в его рисунок без спроса. После того, как ребенок сказал о себе Я – стараемся не употреблять местоимение МЫ о действиях ребенка (мы пошли в садик, мы покакали и проч.), если в семье несколько детей – не передаем игрушки старшего без его разрешения младшему.
  3. Единственному ребенку в семье важно знать, что все-таки не все вещи мира принадлежат ему.
  4. Мы уважительно относимся к своим границам. Ребенку важно знать, что есть наше время, что не все прикосновения приятны, что есть наши личные вещи, и что нам иногда важно побыть одним.

Примеры причин воровства, с которыми сталкивалась в практике с детьми от 5 лет и до … (конечно, это все неосознаваемо у детей (и взрослых) с гармоничным развитием) и универсальных способов терапии, конечно, – нет, важно “точечно” разбираться с ситуацией.

Ребенок часто ворует игрушки в садике (берет чужие вещи в школе)

Берет вещи постоянно у одного и того же ребенка или детей одного “типа” – возможно, хочет “присвоить” себе качество этого ребенка (помните истории о том, как съедая печень индейца, соплеменник приобретал его храбрость?).

Хочет почувствовать близость к нему (хочет дружить, но не знает, как построить отношения), выбирает такой обходной способ контакта.

Мстит за обиду (как правило, ребенок телесного типа – кинестетик – выбирает для “ответных действий” канал тела. Если боится ударить – может выбрать “материальный объект”.

“Возвращает” свою боль, уязвимость тому, кто, по его мнению, “несправедливо” получает внимание и блага.

Если ребенок ворует одно и то же (например, только машинки), – возможно, потерял важную для него вещь (как правило, если у него отобрали или украли, или отдали- любимую игрушку – если “зафиксировался” на этом, может “возвращать” себе образ этой вещи с каждым “воровством”).

Ребенок присваивает постоянно разные вещи у разных людей

Возможно, таким образом ощущает себя “частью группы”.

Это может быть завуалированной формой агрессии.

Редко – способом привлечения внимания.

Ребенку важен эффект новизны. Прочитайте, пожалуйста, о дофамине, о риске. И о том, что при пресыщении нам нужно все больше стимулов и вещей для “получения удовольствия”.

Ребенок периодически ворует деньги:

Предыдущие пункты + важно узнать, на что ребенок деньги тратит. Деньги – это ресурс. На что они тратятся – на удовольствия, на вкусняшки, на друзей (возможно, ребенком манипулируют).

У ребенка школьного возраста есть потребность в карманных деньгах. Важно определить сумму и периодичность “выплат”, важно учить ребенка “распределять бюджет” – сам факт воровства может быть знаком того, что пришло время обсуждать тему бюджета и финансов.

Возможно, ребенку нужны карманные деньги и он боится о них попросить.

Возможно, ребенку нужен драйв от самого факта “добычи”, важно проанализировать его склонность к риску.

Если он берет деньги у конкретного человека:

Важно понять, почему именно у него.

Например, почему именно у мамы/папы?

  • мама/папа не заметит?
  • мама/папа не накажет?
  • у мамы/папы деньги в доступе?
  • мама/папа не чувствительны к нарушению границ?
  • у мамы/папы есть чувство вины и ребенок таким способом “компенсирует” его?
  • это месть маме/папе за невнимательность или авторитарность?
  • проявление конкуренции?
  • деньги вместо внимания, тепла, заботы?
  • или – наоборот – стремление быть похожим, “отщипнуть” себе какую-то часть?

На самом деле – таких пунктов может быть очень много. И семейные системные терапевты могут предложить поискать причину в том, что бабушки и дедушки этого ребенка могли быть раскулачены, лишены “ресурса”, пострадать от воровства. И дети таким странным образом компенсируют несправедливость.

И мы сейчас исключаем органические нарушения.

Нам важно не просто убрать симптом – сам факт воровства – нам важно найти причину. Иначе “симптом” может просто изменить форму.

За системным непродуктивным поведением ребенка – сигнал неблагополучия. И нам важно быть внимательными к сигналам и причинам.

Добрых взрослений.

Автор: Светлана Ройз

По материалам: www.facebook.com

Смотрите также:
О детском воровстве как об одном из самых жутких родительских кошмаров
Нужно ли читать современным детям
Ребенок ворует деньги: как правильно реагировать



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: