Многие родители сталкиваются с вопросом режима дня ребенка. Некоторые утверждают, что он абсолютно не нужен, другие же наоборот, не представляют своей с ребенком жизни без рассчитанного по минутам дня. Разберемся с этими мнениями и выберем для себя оптимальный вариант.
Содержание
Режим дня ребенка: необходимость или грубая ошибка в воспитании
Как создать режим дня ребенку
Сон
Еда
Прогулки
Режим дня ребенка: необходимость или грубая ошибка в воспитании
Чтобы понять, нужен ли вообще режим дня, необходимо заглянуть в истоки его происхождения. Ранее, лет 20‐30 назад на просторах бывшего СССР режим дня был как атрибут советского воспитания подрастающего поколения. «Так надо» и «Так должно быть» даже не обсуждались. Польза от режима дня подтверждалась педиатрами, педагогами и психологами. Вариантов «не спать днем» и «кушать когда захочу» не было. Это послужило тому, что многие психологи Запада начали прямо высмеивать такой подход в воспитании ребенка. Так, А. Фрейд, в своей книге «Детский психоанализ» приводит следующий пример: «В детском саду, работающем по принципам режима дня, детям раздали конфеты. Малыши держат их, но не едят. Потом им дается команда: «Разверните конфету» — развернули. «А теперь кушайте» — и только после этого дети ее кушают». Таким примером дочь известного психоаналитика хотела показать обратную сторону режима: дети привыкают делать только то, что НАДО, только то, что от них требуют, и не осознают своих потребностей. И в этом есть доля правды. Заставляя ребенка делать то, что он В ДАННЫЙ МОМЕНТ НЕ ХОЧЕТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ, В ЧЕМ НЕТ ПОТРЕБНОСТИ ОРГАНИЗМА, мы обрекаем его на безволие. Это было очень удобно для тех времен:
- не нужно было ходить за каждым ребенком и изучать его потребности, интересы — все в одинаковых условиях: спать — значит все спать, есть — значит всем сейчас все съесть, чтобы потом не просили;
- воспитывался человек-исполнитель.
Именно поэтому многие современные родители придерживаются мнения, что режим дня совершенно лишний.
Но и это мнение не совсем верно. Ведь не зря все же была проведена масса исследований, наблюдений теми же советскими педиатрами, педагогами и психологами.
Первый аргумент того, что режим все же нужен — это тот факт, что при получении пищи в одно и тоже время в организме вырабатывается условный рефлекс: за некоторое время до еды в желудке уже начинает вырабатываться желудочный сок, что способствует лучшему пищеварению. Поэтому перекус, еда как попало, где попало и когда попало — вред для здоровья ребенка. И с этим трудно не согласиться.
Вторым аргументом является то, что засыпая в одно и то же время, организм тоже свыкается с этим и уже готовится. Дневной сон необходим для обеспечения психического здоровья ребенка.
Исходя из этого: отсутствие дневного сна у ребенка влечет перенапряжение нервной системы, растормаживает ее, и тогда возбуждение доминирует над торможением. Как результат, ребенок не может справиться с собой, своими эмоциями — он перевозбужден, плохо спит, нервничает, капризничает. Мы же не можем справиться с малышом, начинаем злиться, и возникает конфликт. Потом мы посещаем психологов, неврологов, невропатологов и корректируем то, чего можно было избежать: неадекватные реакции, психозы, неврозы.
Именно по этим причинам режим дня ребенка должен быть! Его только нужно правильно организовать.
Как создать режим дня ребенку
Первым правилом выработки режима дня у ребенка (как в месяц, так и в два‐три года) является добровольность. Не мы принуждаем малыша, не он к нам подстраивается (что просто нереально, так как волевой сферы у него нет пока), а мы присматриваемся, прислушиваемся, пытаемся понять потребности маленького организма! И только так!
Необходимо помнить, что природой уже заложен ритм жизни ребенка. Его организм «сам знает», когда спать, когда есть. Ведь не зря каждый новорожденный просыпается, чтобы поесть, в час ночи, в три и пять утра. Да, каждый ребенок! Вспомните своего малыша, когда ему был месяц‐два. И нарушать этот режим — значит спорить с матушкой-природой во имя своих человеческих амбиций.
Как тогда быть? Понаблюдайте за ребенком, в какое время приблизительно он проявляет желание есть — плюс‐минус 30 минут, и постепенно подведите к этому времени каждый прием пищи (таких 5 в день плюс 1–2 ночных кормления для малышей до года). Составьте меню: что и сколько должен ребенок съесть в сутки, и распределите это по времени.
Также и со сном, прогулкой. Отметьте себе, во сколько просыпается малыш, подготовьтесь заранее к прогулке, и выходите гулять каждый день в одно и то же время.
Почему ребенок сбивается с режима? Так удобно маме, папе, бабушке, еще кому‐то: сегодня у мамы хорошее настроение, она быстро собралась на улицу, и ребенок тоже ДОЛЖЕН «хотеть дышать свежим воздухом сейчас», а завтра маме в это же время хочется поспать, сварить суп или еще что‐то, и он ДОЛЖЕН спать, гулять в доме. Таким образом, мы сами путаем малыша, что когда делать.
Как вывод, второе правило создания режима дня — регулярность, систематичность: одно и то же в одно и то же время.
Есть еще третье правило в вырабатывании режима дня — это «золотая середина». Об этом будем говорить ниже.
В режиме дня каждого ребенка должны быть: сон, питание, прогулки на свежем воздухе. Все эти составляющие рассматривать отдельно нельзя, так как они взаимосвязаны, взаимообусловлены и являются системой.
Сон
Для восстановления сил каждого живого организма природой предусмотрены биоритмы: время бодрствования и время отдыха. В то время, когда ребенок спит, отдыхает его тело, нервная система, во снах он переживает в новом качестве свои дневные эмоции (страхи, обиды, разочарования), избегая, таким образом, перенапряжения. Поэтому роль сна для организма трудно переоценить.
Какие же нормы дневного и ночного сна рекомендуют педиатры?
Всеми любимый Е. О. Комаровский приводит такие нормы:
«Средняя суточная потребность во сне у детей такова:
- до 3 месяцев — 16—20 часов;
- 6 месяцев — 14,5 часов;
- 12 месяцев — 13,5 часов;
- 2 года — 13 часов;
- 4 года — 11,5 часов;
- 6 лет — 9,5 часов;
- 12 лет — 8,5 часов».
Все знают, что ночной сон ребенка должен длиться от 8 до 12 часов — в зависимости от возраста малыша. Также стоит помнить, что малыш не спит больше трех‐четырех часов подряд, а новорожденный (это ребенок от 0 до 2 мес.) не бодрствует больше двух часов подряд. При этом до 6 месяцев у ребенка 3–4 дневных сна, от 6 месяцев до года — 2, а к полутора годам он переходит на одноразовый дневной сон.
Сколько раз будет малыш просыпаться ночью, зависит от его питания: сколько еды съедает — одни детки кушают мало, но часто, другие много, но реже (это особенности организма: у кого‐то желудок больше, у кого‐то ― меньше), сколько жидкости выпивает до сна (касается малышей, которые спят уже без подгузника).
Как малыш распределит время для сна и бодрствования, зависит от многих факторов: активности, насыщенности дня, от общего физиологического состояния (если ребенок плохо себя чувствует или заболевает, то и спит больше), эмоционального фона, от ритма и образа жизни семьи в целом.
И вот здесь стоит обратить внимание на то самое правило «золотой середины»: если ребенок малоактивен во время бодрствования, то и засыпать он будет неохотно, сон будет кратким. В свою очередь, сверхактивность приведет к перевозбуждению нервной системы, и малыш снова будет плохо засыпать и просыпаться ночью. Поэтому время бодрствования должно быть продуктивным (ребенок общается, познает мир, занимается спортом), но не слишком насыщенным (посещение гостей, цирка, театра в один день).
Придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Отслеживайте признаки усталости ребенка (трет глазки, теребит себя за ушки, начинает капризничать) и укладывайте его спать. Биоритмы младенца сами подскажут, когда это происходит — обычно это одно и то же время. То есть это уже и есть режим. Иначе, перегуляв, малыш будет плохо засыпать.
- Избегайте перед сном активных, эмоциональных игр и мероприятий, которые могут вызвать перевозбуждение.
- Заведите ритуал отхода ко сну: купание, еда, сказка.
- После двух месяцев рассказывайте и показывайте малышу свое отношение к ночному сну: выключайте свет, не поддерживайте игр ночью, успокаивайте (шикайте, обнимите спокойно).
- Откажитесь от плохих привычек: укачивание, засыпание с едой, будь то грудь или бутылочка.
Правила детского сна расскажет Е. О. Комаровский:
Еда
Следующий очень важный режимный момент — приемы пищи.
Как было сказано ранее, ребенку важно есть в одно и то же время, так как тогда его организм заранее начинает готовиться к приему пищи, что способствует лучшему пищеварению. Но нужно помнить и то, что насильно заставлять есть ребенка нельзя, иначе сформируется негативное отношение к этому процессу, потом к еде в целом, и, как результат, можем получить отказ от приемов пищи, повлекший за собой дистрофию. Что делать? Прислушиваться к ребенку! Его потребности все те же, что и вчера, и позавчера, в одно и то же время. Дело за мамой — ее задача быть готовой накормить вовремя.
Как известно, чем младше ребенок, тем чаще он ест, но это не значит, что больше. Плюс важно учитывать индивидуальные особенности каждого малыша: кто‐то просит есть через 3 часа, а кто‐то каждый час (это особенности организма каждого ребенка — размер желудка у каждого свой). Но считается нормой, когда новорожденный кушает каждые три часа. То есть до двух месяцев у ребенка это 6–7 приемов пищи в сутки. С двух до четырех месяцев малыш более социален, он начинает общаться, познавать мир, и время активности увеличивается. Поэтому и на питание переходит 6-разовое. А к году — 4-разовое.
Аппетит ребенка также зависит от активности и общего физического состояния малыша. В этом помогут прогулки на свежем воздухе, физические, интеллектуальные, эмоциональные нагрузки. Об этом в следующем разделе.
После года уже четко прослеживается такой режим питания (4 основных приема пищи и 3 дополнительных):
- первый завтрак через 30 минут после сна (дальше это время увеличивается к двум годам до часа, к пяти‐шести — до двух), лучше если это будет каша молочная или на воде с яйцом или отварным мясом — основной прием пищи;
- второй завтрак — через полтора‐два часа: легкий перекус: фрукты или молоко (сок) с печеньем — дополнительный прием пищи;
- обед — еще через тот же промежуток времени: первое, второе, после года — основной прием пищи;
- полдник — после сна, все тот же легкий перекус: кисломолочные или молочные продукты — основной прием пищи;
- второй полдник — легкая еда, например, фрукты — дополнительный прием пищи;
- ужин — обычно это второе блюдо с мясом или рыбой — основной прием пищи;
- второй ужин — за час‐полчаса до сна: кефир, йогурт — дополнительный прием пищи.
Дополнительные приемы пищи можно совмещать с прогулками.
Видео о режиме дня ребенка до года:
https://www.youtube.com/watch?v=62eYY21iaEI
Прогулки
От качества этой составляющей режима зависит и аппетит, и сон ребенка. Качество — это:
- наполняемость прогулки — можно сидеть каждый день в одной и той же песочнице, и это будет «прогулка», а можно ходить в парк, посещать зоопарк, театр, цирк. Во втором варианте важно придерживаться правила «золотой середины» и не переусердствовать: не более 1 мероприятия в день;
- активность прогулки — можно ребенка в 2–3 года усадить в коляску и ездить по парку, а можно приучить его наблюдать природу, искать что‐то необычное, бегая и прыгая с мячом, корзинкой или просто так.
Длительность прогулки определяется временем года и физиологическим состоянием ребенка. Это от двух до четырех часов в день. Гулять нужно как в –15, так и в +30, просто необходимо корректировать время и место пребывания на улице. Если же малыш болен, у него температура, от прогулки лучше воздержаться.
Более подробно о прогулках рассказывает Е. О. Комаровский: