Влияет ли билингвизм на развитие речи у ребёнка? Сыну 2, говорит мало
Хочу спросить: влияет ли собственно билингвизм на развитие речи у ребёнка? Сын с года фуд тайм в англоязычном садике. Дома говорим на русском. Сейчас ему два, и говорит мало. Понимает хорошо, различает цвета, формы, показывает части тела, животных, предметы. Считает до 10 на обоих языках, знает большую часть букв алфавита. Со словами понять не могу, выговаривает сложные на мой взгляд названия паровозиков: Гордон, генри, Хироу, и тд. Но например Дима — Диди. Яна -на, Сашка — ка. Причём «ка» это и белка, и собака и тд. Предложения из двух слов простейшие: попа кака, дей Акыть (дверь открыть). Чаще общается односложно: да, нет, ага, дай. На английском больше отдельные слова. Это все ещё норма или уже нет?
Если ребенок, как Вы пишете, «понимает хорошо» ,выговаривает сложные слова, связывает два слова (дей актыть 🙂 ), то поводов для беспокойства не должно быть. Билингвизм не задерживает развитие речи. Просто это развитие протекает с некоторыми особенностями. В конечном итоге ребенок выигрывает от того, что погружен в двуязычную языковую среду. Даже если уровень усвоения этих языков различен.
А в чем именно «особенности»? Хотелось бы понять. Нигде не могу найти толковой книги или информации, много воды, не более. Буду благодарна за ссылки или просто краткое объяснение 🙂
Helena Leskov Отрывок текста из статьи о билингвизме (сайт ASHA)»What should I expect when my child learns more than one language?
Every bilingual child is unique. Developing skills in two languages depends on the quality and amount of experience the child has using both languages. The following are some basic guidelines:
Like other children, most bilingual children speak their first words by the time they are 1 year old (e.g., «mama» or «dada»). By age 2, most bilingual children can use two-word phrases (e.g., «my ball» or «no juice»). These are the same language developmental milestones seen in children who learn only one language.
From time to time, children may mix grammar rules, or they might use words from both languages in the same sentence. This is a normal part of bilingual language development.
When a second language is introduced, some children may not talk much for a while. This «silent period» can sometimes last several months. Again, this is normal and will go away.»http://www.asha.org/public/speech/development/BilingualChildren/
Спасибо!
У вас все очень хорошо. Билингвизм никак не влияет, но вам вообще не о чем волноваться.
у нас такая же ситуация: дома русский, в садике англ. Заговорил к 2,3… где то… не торопите, все нормально. Читайте с ним, разговаривайте; к трём годам уже не заткнете)))) Мой балакает огого! А в садике сказали: будущий спикер.
Я уже запуталась. У нас такой же лексикон, но мне сегодня тут порекомендовали найти логопеда и пройти аудиологическое обследование.
@Victoria Каков возраст ребенка? На каком уровне понимание речи? Что он понимает? Что говорит?
американцы, если вы о них?, туповаты в этом вопросе. Они не понимают как люди по два -три языка знают? Мне в 2 года при проверке у врача тоже начали речь проверять. говорю им — он не говорит, но понимает. По русски лучше, они опять: а сколько англ слов он говорит? какие фразы? В итоге я сдалась: написала им отсебятину, они были удовлетворены…
2,4. Понимает все. Называет всех животных, предметы вокруг, но сокращает слова. Щётка — етка, витамины — итэмины, печенье — иченя. Папа коту ать — папа, иди в комнату спать. Открой — окой. Сок — шок. Ключи- учи. Считает до 10, но не уверена, что понимает значение, хотя связывает с цифрами и цифры узнает. Избегает произносить цифры: 4, 6. Неожиданно правильно говорит «шляпу, шляпа».
я про американцев: это они порекомендовали обследование пройти?
@Inna Инна, я написала, что нет, порекомендовали русские в этой группе.
@Inna Не люблю обобщений типа «все русские-нетолерантны» или » все русские-расисты и националисты». Это бы было неправдой. И американцы так не говорят, только сами русские или превозносят себя или чересчур принижают. Что касается выражения «все американцы туповаты», то даже не хочется оправдываться и говорить, что это не так. Но ради справедливости подчеркну, что именно в США есть много смешанных семей, где дети не изучают, а именно говорят на 2-х, 3-х и даже 4-х языках.
заговорит. Мы за ним все слова неправильные повторяем правильно и простим его повторять. Велипилисед, фоопарат, чипчка (птичка)…
я тоже об этом, что как раз в Америке больше билингвов. А педиатр мой сомневался в способностях речевых моего ребёнка.
@Victoria А соединяет ли 2 слова, как ребенок @ @Helena ?Например: попа кака, дей Акыть (дверь открыть)?
@Alisa папа коту ать — это не соединение? Папа, иди в комнату спать. Мама, ааги мама, помоги. Мама, айчем — мама, пойдём. Аяс упав — заяц упал.
@Victoria Мне кажется (насколько можно судить заочно) , что всё у вас в порядке. Если занятия бесплатные-то соглашайтесь и посмотрите-дают ли они вам что-то. Если платные-решайте по возможности. Можно и без них. Главное-не нужно лекарств и медицинского вмешательства!
@Victoria PS В США бы вам не дали сервисы. Так как ребенок 2-х лет , который понимает речь и начинает связывать слова в предложения, все же входит в пределы типического развития.
Если порекомендовали обследование русские логопеды пройти, то не слушайте их. Многие из них некомпетентны в диагностике раннего возраста. Они в основном занимаются постановкой звуков у детей 5-6 лет.
@Alisa некомпетентны не то слово. но вообще обследование чисто для себя я бы прошла. говорю как мама ребенка с небольшими проблемами речи. тоже ээг, проверка фонетического слуха никому не повредит. так во всяком случае маме будет или что то понятнее или спокойнее.
@Эмилия Каковы ваши небольшие проблемы? Я бы не стала мучать ребенка ЭЭГ. Этот анализ нужен в случаях, когда есть подозрения на эпилепсию. Речь здесь не при чем.
@Alisa ээг показывает нейронные связи в разных участках мозга. а также показывает эпилепсию, если имеет место быть. а какое там мучение? мой активный ребенок абсолютно спокойно прошел процедуру, длилась она минут 20. делала я ее у профессора, на руки получила 6 листов полной картины нейронных связей
п.с это не анализ а исследование
@Эмилия где вы это делали? И что вам сказала эта «картина»?
а проблемы наши схожи, только мы немного старше и есть построение фразовых предложений. но местами это только куски слов. поезд — по, если в настроении будет поЕ. ээг показало возрастную (пока что) дизритмию, и задержку в речевом центре при прекрасном и даже высоком интеллекте. занятия с дефектологами дают свои плоды плюс мы дома радикально поменяли схему общения.
@Эмилия ээг для речевой диагностики используют только в странах пост-советского пространства. Такие заключения ЭЭГ противоречат принципам доказательной медицины.
@Alisa тогда какие исследования являются доказательными в вашем мире? (простите, не знаю откуда вы)
@Эмилия я имею опыт работы логопедов в союзе и россии более 20 лет. И более 10 лет-в США. В той же специальности 🙂
@Alisa но это не ответ на мой вопрос ) я спрашивала конкретно про исследования мозга
Если ребенок не договаривает слова-то проблемы могут быть разные. Всё зависит от возраста. А Я видимо упустила-сколько лет Вашему ребенку.
@Alisa моему? 2,11. к счастью мы прошли этап когда с десяток «логопедов» на нашем постсоветском пространстве заявили что у него алалия, одни шибко умные что апраксия. я смотрела вебинары профессора кстати с США, много читала и изучала, нашла и здесь нормальных специалистов, которые просто подсказали что нужно делать, как вызывать речь и диагноз звучит как задержка темпов развития речи
@Эмилия Конкретно об ЭЭГ? Или о других исследования? В России и странах постсоветского пространства часто неврологи часто назначают ээг и ноотропы при задержках речи. В США и вообще на Западе это не принято, так как ээг не показывает каких-то проблем с речью. А действенность ноотропов не доказана. При задержкам речи в США не назначают обследований речи. И большинство детей с такими задержками даже не посылают к неврологу.
Ну если он не договаривает слова с 2-х до 3-х лет-то это вполне может быть и нормой. Если он поздно заговорил-то ему нужно время , чтобы научиться произносить слова. Особенно сложные. Какого профессора из США Вы слушали? Можно ссылки на вебинар? Просто интересно стало… 🙂
@Alisa с этим я полностью согласна. ноотропы и нам назначали, но давать я ничего не стала. не тот случай, чтобы травить ребенка кислотой. мне посоветовали различные занятия, например, Коррекция психомоторного развития способами восточных единоборств (групповые занятия), также я купила балансировочный лабиринт, занимаюсь с ним на сайте mersibo.ru, постоянно издаю звуки в игре, вызывая звукоподражание, скоро начнет ходить на групповые занятия с дефектологом и психологом. занимаюсь с ним сама по методике новиковой-иванцовой, ему она очень нравится.
@Alisa Визель Т.Г. . ссылок нет, у меня есть записи на компьютере, не знаю как сейчас, но ранее она точно давала лекции в США
@Эмилия Вы писали, что ваш ребенок говорит так же, как описанные выше дети. То есть много отдельных слов, хорошее понимание. Связывает слова в предложения. А зачем звукоподражания?
@Эмилия Визель-не американский логопед . В США никто о ней не знает , и всё, что она читает, относится к 70м-80-м годам развития нейропсихологии в Советском Союзе.
В США она не читала никаких лекций.
@Alisa чтобы поддерживать стимул повторять за взрослыми, следить за произношением. у него из русского алфавита отсутствует всего 3 буквы. но есть буквы которые в одном сочетании с другой буквой он говорит, а в другом нет. например есть дед, диван, где, но нет дай и да. но постоянная вокализация всего есть, я бы даже сказала рот у него не закрывается. это я делаю чисто от себя, по методике грузиновой, мне это никто не советовал
Alisa Hovsepyan ну значит она врет ))))) или я что то не так поняла из инфы в инете. вот на ее сайте написано так: В течение 4-х лет (с 2012 по 2016) Т.Г.Визель проживала и работала в США, где ею установлены научные и практические профессиональные контакты, а также созданы новые научно-практические концепции в рамках нейропсихологии. Среди них имеются и такие, которые основаны на сравнительном анализе уровня развития отечественной и американской нейропсихологии. В трудах, написанных в Америке, отчетливо выступают приоритеты отечественной нейропсихологии в сравнении с американской.
Среди профессиональных контактов в Америке особенно продуктивным является контакт с Helena Bogdanova — Assistent Professor of Psychiatry Director, Neurohabilitation Lab, Boston University School Medicine Investigator Psychology Research, VA Boston, HCS.
@Эмилия 😉 Да не врет она. Она интеллигентны и умный человек. Просто она не говорила такого, наверное.
@Alisa а поделитесь каким образом работают логопеды в США? как речь вызывают, ставят?
@Эмилия В 3 года отсутсвует в произношении всего 3 звука? Да он у вас вундеркинд!!!
Эмилия Богатырева В 2г и в 2 месяца редко когда занимаются постановкой звуков. Не знаю, изобрела ли Грузинова какой-то метод, но похожим методом работают многие логопеды и в США. Хотя работают только над звуками, которые соответствуют данному возрасту. А в возрасте 2-11 -это не Р, не Л и даже не Ш (хотя у некоторых детей звук Ш присутствует в 2 года иногда) Вообще в 2 года идет больше работы над пониманием и обучением коммуникации-то есть учат просить при помощи слов или коротких предложений, если у ребенка аутизм или апраксия учат языку жестов или ААС. Но с Вашим ребенком, скорее всего все в порядке и нужно просто играть и общаться с ним.
@Alisa по отдельности, да, я проверяла по азбуке все звуки )))) а вот в речи, компановка слогов хромает. и трехсложные слова пока на грани фантастики. например, научила говорить «памаги» по слогам, потом он это переварил и теперь это уже звучит как «паиги мне». у логопеда, когда он занимался (сейчас мы туда не ходим) ставили звуки по какому то порядку, занимались пополнением пассивного и активного словаря и артикуляционной гимнастикой. вот она ему букву П поставила, такую твердую. уверенную, до этого он ее только шепотом говорил. Ш у нас есть и С есть. нет Л, Р и Щ, а и забыла З, таки 4 звука, а не три, но я от него их и не требую
Alisa Hovsepyan с ним играют и общаются много, он умеет строить проекции городских дорог с мостами, паркингами, ж/д, кому показываю у кого даже постарше дети, никто такое не делает. а это еще учитывая что один умник нам СДВГ поставил ))))) хочу ему детский коллектив организовать, но у нас проблема с садами. поэтому пока что только групповые 1,5 ч занятия нашла с дефектологом и психологом. думаю, что хуже ему не станет от этого
@Эмилия Знакомы ли с методиками игры? Мне кажется, что свободная игра важнее всего в возрасте до 7 лет. Дальше важной становится и учебная деятельность, но игра тоже продолжает оставаться важным видом деятельности. Что касается произношения, то у ребенка с 3-х до 7 лет ещё есть много времени на его усовершенствование. Чтение, знакомство с буквами и письмом поможет завершить этот процесс. http://jablogo.com/playing-learn-to-live/children-role-playing-game.html
@Alisa спасибо за рекомендацию. Все платное. Лекарств и тем более медицинское вмешательство не планировала
Victoria Mayasmom Ну и прекрасно, что вашему ребенку ничего этого не понадобится. Мне кажется та ссылка об игре, которую я привела выше, может Вам понравиться ((Егор Бахотский).
В два большинство деток мало говорят
Действительно, понятие норма в развитии речи, особенно для билингвят очень относительно. Но и полностью игнорировать их тоже не нужно. Важно насколько правильно родители выстраивают процесс общения с ребёнком, идет ли накопление словаря ( пока в пассиве через чтение, игру, потешки, колыбельные и тд), потом это все выйдет в активный словарь. «прорыв» в речи может быть от 2,5 до 3,5. Но это должен быть хорошо подготовленное со стороны родителей в отношении малыша процесс: когда ВДрУГ у него стало получаться, и слов хватает, чтобы выразить мысль. Если родители неправильно общаются с ребёнком, то это «вдруг» затягивается или просыпается очень скудно.
А как это собственно, «неправильно» и «правильно»?
Вам многие завидуют. Всё у вашего мальчика хорошо. Развивайтесь спокойно.
гордон, генри, хироу — это не русские слова.
Собственно это не «слова» даже, это имена 🙂 Написала это как пример. Сын так же говорит например кран, краб, куртка. Но НЕ говорит гораздо более простое имя Яна. Или Дима. Хотя это имена родных, и их повторяем гораздо чаще чем слово «краб» )))) Было интересно, почему так. Звуки говорит хорошо все, когда называет буквы алфавита. А вот Дима- Диди, Яна- На.
Русские имена сложные для произношения, поэтому и не говорит. Английские простые.
@Tina А что сложного в «Дима» или «Яна»? Ну, по сравнению с тем же Хироу, Гордон, Гарольд, Перси, Спенсер?
Не знаю, но такова реальность. Есть знакомый Дима в США, говорил реально проблема. В имени Яна есть буква я, она вообще непроизносима во многих сочетаниях.
Вот моё имя — Кристина — легко говорить. )
@Tina Киса? Корова? Собака? Белка? ))) У него просто вот не знаю в чем «затык» с одними словами, и при этом полная дружба с другими. Дело не в букве, потому что когда прошу сказать «ДИ»- ди. «МА» — ма. Скажи Дима? Ди-ди.
Вот и американцы не могут. )) Люси могут, а люба нет.
Мой ребёнок заговорил в 2 года 4 месяца. Маленькими предложениями. До этого почти совсем не говорил.
Зато сразу все звуки, даже сложные «ы», «ч», «щ» и проч.
Автор, у нас трилингв, тот же возраст, тот же примерно словарный запас. Говорит ограниченные предложения из 3х слов, на английском. Другие 2 языка понимает, говорит отдельные слова.
Вы серьёзно?! 🙂 в два года считает! Цвета различает! Буквы знает! Все у вас отлично ? продолжайте разговаривать на русском, конечно среда возьмёт своё. Не переживайте, заговорит, потом не заткнешь ?
Спасибо 🙂
Нам два, мы не говорим (10 слов) и не считаем, цвета не различаем (хотя учим). Болтает на своём «каля-маля», слова повторяем плохо..
Моя дочь такая же была в два года. В 2.5 её прорвало и в 3 она уже болтала, не остановить.
@Elvira спасибо, успокоилась)). А то как почитаю как в 2 года и говорят и пишут и читают, аж страшно становится))). Мы недавно спрашивали у специалиста, он нам тоже подтвердил, что все ок, ребёнок понимает, решает логические задачки (сложить/разобрать/принести). Но все равно иногда немного переживаю)).
@Lana я поэтому и спорю по поводу норм, вот так напугают, а мы потом паникуем. Я так же переживала за свою дочку, она у меня первая.
@Elvira точно!?
Дорогие мамы, только для информации: 1 ноября начинаю Дистанционный курс «Как развивать речь ребёнка-билингва от 0 до 4 лет». Обо мне информацию можно посмотреть на моем профиле, О курсе информацию поставим сегодня на FB страничке моего Центра Yes!School — Центра Развития Навыков и Способностей Детей, Toronto, Canada. Девочки, это не реклама, это единственный способ сказать, что есть на этом материке профессионально в помощь родителям.
Можно ссылку в личку? Или подробности прямо тут? Цена, время, как зарегестрироваться, что будет на курсе. Спасибо!
И мне пожалуйста )))
Читайте книгу «Растим двуязычного ребёнка: Практические советы для родителей и педагогов» https://www.amazon.com/dp/B00YPOK10G