В каком возрасте у детей возникает понятие «буква»? Дочке 3 года.
У меня — двухязычный ребёнок. Но сейчас у меня — «общий» вопрос. Моя дочка хорошо говорит (ей 3 года). Я давно написала её имя по-русски и повесила на стенку. Я ей часто показывала и проговаривала букву за буквой. В последнее время она стала интересоваться текстом в книжках (водить и тыкать на буквы). Я написала букву «Б» и повесила её на стенку. На что мне она сказала: «Это нет буква. Буква София!» В каком возрасте у детей возникает понятие «буква»? Как-нибудь можно на это повлиять?
Ни в каком не возникает, это искусственное понятие цивилизации, само собой оно не возникает.
Позднее школы не возникнет.
Повлиять? А зачем? Может, Ваша дочка — гениальный художник, певица, танцор, телеведущий? К чему фиксация на буквах?
Я просто думала ей «помочь», потому что она часто «читает», водя пальцем по тексту в книжках.
@Natalia Ищите сильные стороны именно своего ребенка, зачем гнаться за формальными мерами.
Было исследование, что раннее обучение «академическим» навыкам — чтению, счету, письму, — не дает никаких преимуществ, зато недостаток детских активностей — лепки, игры с песком, ролевых игр, командных игр со сверстниками, — может серьезно навредить. Исследование проводилось долгое время, сравнивались успехи выросших детей, закончивших колледж.
@Kristina У неё — много интересов. Мы ходим на музыку, гимнастику, плавание. Она все это обожает. Но самое любимое из всего этого — занятия русским языком в школе для детей, которые живут в двухязычных семьях. Она — в группе детей 3 до 4,5 лет. Это — 2 часа по субботам.
@Natalia Ну вот видите) Ну и к чему вам буквы при такой насыщенной интеллектуальной жизни)
Школу еще никто безграмотным не окончил, у вас есть лет 15 на незамысловатое дело грамоты.
@Kristina Поэтому я и не стрессу. Мне просто захотелось не оставлять без внимания то, в чем мне показалось, у неё был интерес…
Мама, вы правильно делаете, если есть интерес, то давайте сейчас! У нас в 3 был интерес, очень хотел научиться, начинал читать, но я вот такие же советы слышала, не спешить. В итоге в 6 гораздо меньше мотивации и у меня чувство, что надо было в 3 давать. Теперь буду прежде всего интересам следовать с младшим.
Я думаю, что лучше подождать, мы с ребёнком читаем разные азбуки, очень удачная для этого возраста азбука Дарьи Герасимовой (у нас Азбука превращений и простая азбука едет).
Потом на постарше читать Алю кляксич и Потерявшаяся буква
У нас интереса и понимания толе особо нет. Мне кажется, что сейчас париться не стоит, лучше постарше словить момент и научить читать, а знание букв — это такое дело
А сколько лет Вашему ребёнку?
@Natalia , 3,3
Лепим из пластилина, раскрашиваем, но без фанатизма. И читаем азбуки
Вот по такой книге стараюсь заниматься: тут и постановка звуков, и развитие фонематического слуха, не скажу, что уж так прямо сильно классно, многое пересекается с альбомом этого же автора:
@Anna , подскажите, пожалуйста, буквы на фото из чего сделаны?
@Maria , на Амазоне называется playmais
@Anna спасибо
Мой сын стал играться с флешкартами и у него комп детский с алфавитом. К 2.6 он стал повторять за компом, узнавать флешкарты. В три я могу тыкнуть на букву он скажет что за буква
А кроме тыкания в буквы, ребенок спрашивает,что это? Проявляет активный интерес?
А что Вы имеете ввиду «активный интерес»?
Natalia Grigorian ,спрашивает,что это,указывая на букву? Показываете Вы на букву, а он такую же показывает? Нсли да, ВАм Анна выше ъорошие книги посоветовала- в них буквы как образы представлены ( они легче запоминаются), с них отлично бы начать, если у ребенка есть интерес. Начинать с гласных. Называть буквы звуками. А если интереса нет, а больше ВАше желание, я бы подождала.
Нет! Она на отдельные буквы не показывает. У меня нет такого желания. Мне важно, чтобы у неё все было естественно, чтобы не отбить у неё желание учить что-то новое и чтобы не повлиять негативно на её самомнение.
Мой в три интересуется, называет букву, слово и со мной вместе слово по звукам уже проихносит
Знакомство с буквами можно начинать в 3 года, но необходимо, прежде всего, чтобы ребёнок научился различать звуки. Чтение — процесс осознанный и, как правило, эффективно обучение чтению с 5 — 6 лет.
@Lily А как научить различать звуки?
Начинайте с гласных звуков (а — девочка плачет, у — ветер дует, ы-кораблик плывёт, например). Можете написать элпочту. Подробнее отвечу.
@Natalia у новиковской есть неплохая книга с заданиями как раз на различение звуков, мы занимаемся с переменным успехом, думаю, что ещё раз повторим
Natalia Grigorian , в таком случае, я не понимаю, какую цель Вы для себя ставите, показывая буквы, и поста? Развить интерес к буквам или проверить,есть ли интерес? или что-то другое? В остальном присоединяюсь к рекомендациям Лилии и Анны, плюс работа над фонематическим слухом, ассоциациями, нахождение схожих черт и различий и прочее, чтобы когда время и интерес придут, ребёнок будет готов к усврению грамоты. П.с.Вождение пальчиком по тексту может быть имитацией увиденного действия.
ещё такой момент. В садах у нас обычно уже с трёх лет дети начинают копировать своё имя( сначала обводят печатные буквы, позднее — копируют , и так далее). Вы написали выше, что дочку познакомили с ее именем. Старайтесь теперь вместе подписывать все работы ее именем ( держите ручку вместе с дочкой и сами пишите),находить ее имя в книгах и прочее. Так она запомнит образ своего имени, привыкнет к буквам в нем, возможно, сможет их называть с Вашей помощью, а потом по асссоциации Вы будете находить их в других словах. И возможно, интерес и мотивация появятся.Все делаем ненавязчиво, без фанатизма)
Сейчас у ребёнка совсем другие задачи, не спешите с буквами — это может подождать до 5-6 лет
Я так и думала. Просто когда она начала брать книжки, водит пальчиком по тексту и «читает» как бы по буквам… Тогда я решила «показать» ей буквы.
Там прогресс налицо! Узнала, что этой буквы в её имени нет. Если хотите начинать, я бы по порядку алфавит не брала. Напишите следующее слово: например «мама» — и пусть висит рядом с «София»
Так она будет и это слово воспринимать одной буквой. Тогда она будет знать 2 буквы: «София» и «мама». ?
Показывать буквы с картинками, повторяя Б, Б, Б — Барабан (или что там на картинке). Такое занятие формирует фонетический слух, что в дальнейшем сильно поможет при письме. Ну и буквы выучит. Только имейте в виду — называть букву надо исключительно тем звуком, который она обозначает. То есть, именно «б», а не «бэ».
Я начала показывать буквы где-то в этом возрасте, по паре букв. Ребенка это не напряжет, но сформирует привычку работы с книгой. Без фанатизма, конечно- надо следить, чтобы ребенок с радостью все делал.
Порекомендую ещё серию мультиков Сергея Меринова «пластилиновая азбука». Есть на youtube. Каждая буква представлена в виде песни и картинок. Например: https://m.youtube.com/watch?v=eYL1QsTy8-E
Или
https://m.youtube.com/watch?v=pGMAbvqwrLk
А это для 3 лет рано?
@Natalia я думаю, нет. Мы с дочкой эти песни слушали с 2,5 до 3х -4х. Даже если ребёнок не знает, что такое ракета или пират, как раз будет повод обсудить эти темы;))
Если ребёнку интересно-помогите ему. Вас всегда кто-нибудь будет обвинять в форсировании, но очевидно же что интерес идет от ребенка
3-4 года — как раз то время, когда и я, и мой муж стали учить алфавит и читать по собственной воле, из собственного интереса
Совершенно верно — именно тот! 🙂
И? Я в 5 лет начала читать, что теперь? ?♀️
@Anna, совершенно ничего. 🙂
Я не понимаю в чем проблема для того, чтобы поддерживать этот интерес у ребёнка, будь ему 3 или 5? Ваш ребёнок спрашивает у Вас о буквах, Вы закрываете у него перед носом книгу со словами «тебе ещё рано»? Естественно, что если ребёнку это нравится, если ребёнок этим интересуется, то почему бы и не подать эту информацию в игровой форме без натягивания на уши ?
Хочу поделиться историей из личного опыта, или точнее, из опыта в моей семье. Мой дядя, когда у него родилась дочь, решил заниматься с ней с первых дней её жизни. Он нарисовал яркими красками буквы, показывал их несколько раз в день и называл. Потому появились слоги и слова. В итоге, девочка могла читать в полтора года. Хочу сразу всем сказать, что она никак не была ничем загружена, всё это происходило в естественном каждодневном процессе в игровой форме. Она не стала никаким гением, это ей не повредило, но и не помешало. В два года её мама отдала её на занятия художественной гимнастикой. Позднее, в школе, она уже показала большой спортивный талант, что привело к тому, что она должна была много часов проводить на тренировках, а школа оказалась где-то сбоку. Но тут-то и пригодился ей тот детский талант чтения в полтора года. Она ничем не выделялась от одноклассников, кроме как спортивным талантом и… необыкновенной памятью. И память помогала ей по жизни. Она закончила школу на отлично, хотя учиться рядом с гимнастикой почти не было возможности. Она стала рано мастером спорта, ездила на разные олимпиады по Европе и занимала там даже первые места. В общем, раннее развитие может облегчить жизнь. Это совсем не значит, что нужно заставлять детей, мучить и т.д. Я сама научилась читать в три. Свою сестру научила тоже в три читать я. Никогда нас ничему не учили насильно. У меня тоже двое детей, которых я ничему не заставляю насильно, но интенсивно занимаюсь с ними. Всё зависит от подхода и возможностей заниматься.
@Vera , именно, надо смотреть по ребёнку: кто-то готов, кто-то нет.
@Anna, конечно! Одно не должно протеворечить другому — есть определённый возраст для того или иного этапа в развитии ребёнка, который выделяется теми или иными особенностями, как например, учиться ходить, учиться ходить на горошок, разговаривать и т.д. Об этом можно прочитать в психологи развития ребёнка. Но это не значит, что нет исключений, что пропустив этот период, нельзя уже ничему научить и научиться. Об этом речь 🙂
@Анастасия , проблема не в этом, мы играем с буквами, но я делаю упор на развитие фонематического слуха, так как мне лично видно, что мой конкретный ребёнок ещё не готов читать.
Интерес у нас появился из-за Азбуки превращений, которую я выше упоминала, но не скажу, что вот все буквы выучили по ней, какие-то он запомнил, но очень выборочно. Более того, мне кажется, что он ещё не очень понимает само понятие «буква».
Любой интерес можно повернуть в нужном русле, мне кажется, что именно у нас на данном этапе будет больше пользы от развития фонематического слуха, сейчас ищу комплекс упражнений на отработку звуковых пар, у Новиковской неплохо дано сравнение твёрдых/мягких согласных, но мне хочется что-то интересное на пары звонких/глухих. У Новиковской есть, но мало.
Языковая среда будет вытеснять язык одного из родителей — это известный факт. Один из способов этот процесс ослабить — научить читать ребенка и привить интерес к чтению настолько рано, насколько это возможно, но так, чтобы ребенку было интересно и не становилось заменой активных игр или времени с друзьями. Дочка стала читать сказки на русском и японском сама себе в 4 года. В итоге перестала путать окончания и сколнения в русском, словарный запас стал шире, естественно.
Т.е. что хочу сказать: если у Вашей дочки не возникает отрицания, то продолжайте. Не акцентируйтесь на различии между буквой и словом: девочке еще рано это уловить. Вы же называете «А» «буква А», т.е. со временем понимание само придет. Мы тоже около 3-х начали потихоньку.
А сын лет до 4 и видеть буквы не хотел. Сейчас сам заинтересовался, на русском слова несложные может прочесть.
Моей дочке 3,5 года, она тоже двуязычная, но русский язык пока доминирует. Запомнила первую букву своего имени и ищет ее во всех книжках, другие слова на эту букву не признает ?, я пока тоже не могу добиться понимания привязки начальной буквы к слову
Наташа, дети разные. Я не могу Вам посоветовать поддерживать или нет этот интерес у Вашей дочери. У некоторых деток это проявляется раньше, чем у других. Мой сын начал рано интересоваться алфавитом. Я не стала этого откладывать. К 2м годам он знает буквы 2х алфавитов. Те, кто говорят, что «ещё слишком рано», не знают Вашего ребёнка. Только Вы сможете ответить на свой же вопрос
Мы читали книги, ребёнок тыкал пальцем в букву, я начала ему эти буквы называть, он начал их запоминать. Это пошло само собой, совершенно естественным путём. Когда читали книги на английском, он тыкал пальцем на «кэй» и говорил «ка» или «экс» — «ха». Естественно пришлось обьяснить, что это «другие буквы» с другим произношением, хоть и выглядят одинаково. То есть, ребёнка никто не заставлял. Ему это было интересно и я начала подавать эту информацию в игровой форме. Подъезжаем к магазинам, например, тыкает в витрины и произносит буквы вслух. Папа американец. Русского не знает. Но наш папа к 3-м годам читал по слогам, поэтому я подозреваю, что этот интерес к буквам перешёл от папы. Ничего дурного в этом не вижу. Ребёнку нравится? — Пусть учит
Те, кто говорят «еще слишком рано» — знают особенности возрастной психологии)))
Возрастной психологии кого, простите?? Вы признаете факт выходящих из вон особенностей одних детей от других? Вы знакомы с моим ребёнком? Вы знаете его уровень восприятия информации? Ещё раз: один ребёнок другому рознь. Не ровняйте всех под одну линейку и не советуйте людям как воспитывать их деток, не зная ни их детей, ни родителей, ни методов, посредством которых подаётся та или иная информация их детям.
@Анастасия я даже спорить не буду, те кому нужно — поймут))
https://mel.fm/blog/anastasiya-mironova/4692-kogda-ranneye-razvitiye-privodit-k-otstavaniyu
А мы не спорим. Мы дискутируем ?
https://www.google.com/amp/s/www.popsugar.com/moms/3-Signs-Your-Preschooler-Gifted-27334273/amp
Есть законы, по которым развивается психика ребенка. Всему свое время. И не нужно «кормить» ребёнка тем, что ему ещё не нужно. Буквы и цифры выучит — никуда это от него не денется. У каждого возраста — свои задачи.
Есть дети, которые этому «закону» не придерживаются. Им от природы дана жажда знать все быстрее остальных детей. Они схватывают материал налету. Поэтому этот «закон» — закон для одних и не закон для других. Это моя обязанность как родителя суметь это увидеть И поддержать в своём ребёнке
Любой ребёнок от природы впитывает всё как губка и в раннем возрасте каждого ребёнка можно «накормить» информацией не по возрасту — нет более умных и более глупых детей. Вот только умный родитель, которые знает законы развития психики, понимает, что развитие прежде все должно быть гармоничным, а другие — начнут соревноваться в достижениях своих детей.
@Лана , я согласна с Анастасией. Детки все разные: кто- то на горшок в 1.5 ходит, кто то в 3, кто- то говорит в 1.5, кто то только к трём, и так во всем- зоны мозга дозревают индивидуально. Мой сын интересовался буквами до 3, сам , спрашивал- а это что?, а дочки даже в школе мало мотивации было. Если обучение мотивировано( у ребёнка есть тяга- интерес), не вызывает стресс, считаю , развивать эту направленность нужно. А если ребёнок не готов, то я хоть что сделаю, но результат будет или — ноль, или отрицательный- стресс и негативизм. Надеюсь,Вам интересно будет почитать про зону ближайшего развития( Выготского).
http://mamazanuda.ru/vred-rannego-razvitiya/
Лана Шуликина , абсолютно согласна со статьей. Она написана для тех, кто хочет детям дать того, что их дети взять не могут( не готовы). Но есть исключения- дети, которые сами « берут», родителей стимулируют, чтобы им давали новые знания. Если этого не делать, тяга к обучению пропадёт
@Лана , накормить инфо через силу- для меня это из области фантастики.У одного из моих детей iq и eq находятся в великом дисбалансЕ. Учеба через силу- двойной стресс для неё, со всеми последствиями, описанными в статье.
@Лана сейчас известно что даже то что вывел Пиаже не относится ко всем детям…. Так что есть законы детского развития, а есть дети исключения. Вы же не будете дислексика учить читать так как обычного ребенка. Так же и со способностями-того кто схватывает учебу на лету вы не будете сажать за парту в 7 лет чтобы он учил букву А если он уже Войну и Мир читает
@Olga, о дислектиках речи не идёт — я говорю исключительно о нейротипичных детях. Я уверена, что Ваши дети — исключительно те что схватывают всё на лету и уже наверное Войну и мир читают)) У меня всё)))
Лана Шуликина правильно уверены ? Поэтому я в теме разбираюсь, а вы нет 😉 Откуда вы знаете что трехлетка интересующюяся буквами нейротипична? Или не дислексик? Что мы вообще знаем про этого ребенка кроме того что обозначено в посте?
@Olga если трёхлетка, интересующийся буквами, не нейротипичный — это лишний повод задуматься нужно ли стимулировать этот интерес к буквам или нет))) конечно я не в теме)) считаю нашу дискуссию законченой)))
@Лана в три года не всегда можно понять нейротипичный трехлетка или нет.
Не всегда, нозачастую можно.
У меня ребёнку 3.2: алфавит она знает с 1.10, по тексту находит буквы, различает некоторые слоги, может написать несколько слов, но… дальше этого я пока не хочу двигаться. Я вижу что сейчас она просто визуально все запоминает и копирует, но это очень механический навык, без осознания что происходит.
Играйте в игры, например в зверобуквы, они очень хорошо идут у трёхлеток
Кстати да) у нас ещё хорошо пошла магнитная азбука
Зачем вам в 3 года понятие ребенком букв?
Начнем с того что ребенок должен к этому возрасту осознать то что ему необходимо.# Первое понятие семьи и родных.Второе,то что его любят.В третьих- ребенок личность.А остальное придет в свое время.Не торопитесь?
Моя дочка английские буквы в 1,5 года выучила сама. И знак stop, например, по буквам произносила. Те могут понимать и раньше. У вас у дочки нет проблем с этим пониманием. Просто для неё пока главная буква, с которой начинается ее имя. И она заигрывает с вами просто.
Если остановиться на вопросе в посте — как быть с понятием буква, то ответ не так уж и сложен. Ребёнок может на очень раннем уровне понять, что такое буква. Часто даже без особых объяснений. Не важно и то, будете ли Вы называть букву или лишь звук. Но не может быть ничего осуждающего в том, если оставить этот термин на потом. Кто-то из детей быстро сообразить, что это и для чего. А другой ребёнок научиться распозновать буквы и читать без того, чтобы знать, что такое буква. Главное, это последовательность в продвижении к цели и заоострение внимания именно на том, что необходимо для того или иного навыка.
Спасибо, Вера.
Я не совсем поняла — «буква София» на букву Б? Она пока буквы ещё не знает, так?
Нет. Как я поняла, она имела ввиду, что все слово «София» является одной буквой. ?
@Natalia а если попробовать «с-софия! С-собака и тд.» ?
У нас висит азбука, без претензий на чтение в 4 года. И у нас есть понятие чьей-то буквы. ..То есть заглавной буквы имени. Сын неплохо узнает, на мой взгляд понимает , что такое буква,словами не интерисуется вообще
У нас висела азбука «знаток», сын в 1,5-2 года ее любил и постоянно играл с ней. А вот та, что со слогами вместо букв не стала таким хитом. Ее повесила когда первая сломалась
Я против такого раннего введения букв, слогов и обучению раннему чтению, ничего это не дает особенного, но лично мой сынв 2.3 года в книгах начал показывать на крупные буквы (типо начало скажзки Жили были….), показывает на Ж и спрашивает эта? Я говорю это буква Ж, он начал листать страницы а эта, а эта? Так я ему рассказала буквы 3-4, через пару дней он увидел слова и уквы на улице на баннерах, начал кричать мама это А, я в шоке как он запомнил, в общем проявлял активный интерес и мы с ним наверно за неделю выучили весь алфавит, кроме шипящих. Сейчас везде ищет буквы, на улице, в магазинах, ему интересно, для него это игра, а если у ребенка туго идет, то я б пока и не учила.
Вот и я о том же. Уметь рисовать лошадку гораздо более сложное занятие. Буквы, подумаешь, буквы все знают. А вот лошадку я, например, не могу =(
я тоже не могу лошадку)))
Я согласна — если есть интерес и вопросы, то надо объяснять. Буквы, знаки на улицах и в общественных местах тоже узнавать не помешает;) кому что интересно!
Уважаемые участники дискуссии, я хочу напомнить всем о взаимном уважении.
Ваш модератор
мой ребенок знает все буквы месяцев с 13, выучил сам по звуковой книжке, все показывал правильно, сейчас в 2г10м под диктовку иногда балуемся -пишем простые слова в телефоне в смс, первую букву он всегда знает и пишет в словах сам, вторую букву в слоге на слух- в процентах 50 понимает и пишет, легкие слова в принципе иногда чуть ли не сам пишет. Специально его не учу вообще читать и писать пока, ибо не хочу мозг забивать ему, ему лучше анг язык надо учить срочно. Но это к вопросу во сколько дети могут понимать что такое буквы или звуки. Кстати в книге были именно буквы озвучены, по которой он выучил, но теперь звуки ему не мешает это понимать и писать в телефоне.
у меня дочь дошла до норм чтения- при обучении слогам в садике,много норывками я учила по многим методикам..правильно-не правильно(ти буква ма на м)после обучения н языке среды в школе,вероятно там им более доступно обьяснили или просто дошла..уметь читать и любить читать -это не одно и то же..дочь подруги научилась читать в салике,ей мама за прочитанную просто так книгу уже подарки-взятки покупает..моя читает взахлеб ..тут мы идем по пути-ребенок выбирает,что читать,чтобы не было «дневников …»,дается в школе автор и дети выбирают книгу или давали колличество страниц,сколько должно быть и дети выбирали в магазине,ребенок должен принимать чтение как удовольствие..лучший метод-читать ребенку,водить там иногда по строчкам ,сам ребенок и научится..вопросы задаст ,отвечайте,что за буква..у меня младший начал «ма -машина,)ра-работа..я даже не исправляю..
А сколько лет Вашему ребёнку?
Мой сынок так же — м- машина, п- папа и тд. Просто так или когда видит написанные буквы. ?
В 3,7 у дочки начался интерес(!) к буквам. Постоянно вопросы : а что тут написано, а эти буквы я знаю. До я год ей показывала буквы, плакаты, рисовали и т д. И она называла слова, а не буквы, и не читала МАМА а угадывала уже знала слова на память ))
Тут же ребёнок сам и теперь с ручкой и блокнотом не расстаётся ))) так что просто подождите))
Сейчас 4, по Жуковой учимся читать слоги. Очень хорошо идёт.
А кубиками Чаплыгина не пробовали пользоваться? Я по ним начала со своим. Вроде нравится
@Anya кубики у нас вообще не идут. Ни с одним ни с вторым ребёнком.
@Tetiana мой вначале паровозы только из них строил. Наигрался где-то к 2,5 и начали заниматься
@Anya нет. Дочке уже 4, ни дома ни на спец занятиях ей не идёт.
А вот рисовать в блокноте буквы — это самое то )) пока что так
@Tetiana у нас все наоборот ? все детки разные
Я сначала тоже своей дочери написала ее имя (Алиса), так она потом букву А ни в каких других словах не воспринимала как букву. Тогда я написала Автобус, Акула и все встало на свои места. «А» теперь — самостоятельная буква 🙂
Я в 1 и 8 мес знала что такое буква 🙂 все индивидуально