В чем смысл Курочки Рябы? Давайте посмотрим на детали, в чем там символизм, что он означает?
В чем смысл Курочки Рябы?
Добавлено: давайте посмотрим на детали, в чем там символизм, что он означает?
В чем смысл Курочки Рябы?
Добавлено: давайте посмотрим на детали, в чем там символизм, что он означает?
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Над ответом литераторы, философы и обыватели бьются не одно десятилетие.
мысль не моя, но кратко — не нашли применения по сути подарку судьбы 🙂
Другой вариант истории об изгнаниии из рая. На смену золотому веку приходит наш обычный мир.
Опаньки. Как неожиданно. Интересно, что брать валерианку, вино или запустить томиком Потебни о символике русской сказки???
возьмите меня в собутыльники, коллега 🙂 история-то длинная…
С удовольствием))))
Можно и я к вам присоединюсь? ?
Конечно)))) кажется, у нас уже складывается вечеринка))))
@Ekaterina соображаем на троих пока))
Жизнь есть боль!
О развале золотого века( мое мнение)
Не в золоте счастье, когда голодный)))
Вот я с жетства как-то ьак же воспринимаю))) но всегда есть литератооы, которые найдут тайный смысл ? еще у кураева, по-моему, когда-то слышала версию, что это просто до нас дошла только половина сказки. Рассказывал целиком. Он дядька начитанный- есть основания верить.
Девочки, а я многие сказки Носова не понимаю. Вот вчера читала детям, как мальчики огурцы украли и как сын маме сказал, что у сторожа ружье и мама заявила пусть лучше сын умрет, чем вором будет. Прямо какая-то жестокость
если у Носова жестокость, то что ж у Андерсена и Гримм…
Я своему пропускаю такие моменты. Как то интерпритирую.
Был пост об этом рассказе. Обсуждали смысл.
Идея такова, что надо вспомнить, когда был написан этот рассказ. Для того времени и тех реалий ситуация обыденная
Зачем такое читать. В мусор. Сколько прекрасной детской литературы всё за одно детство неперечитать. Я сказки тоже своим не читала они давно уже не к чему не учат детям. Кроме тех кончено которие им школе и садике задавали и где много выбора на более современный текст и с юмором. Вся детская литература младших классов должна быть с юмором и очень доброй с долькой волшебности. Вы Roald Dahl читайте детям вот его работах интересная точка зрения на некоторые нами возлюбленные сказки..
Время было такое, Павликов Морозовых. Нормально стучать на всех, а на тебя настучали — опа, значит я того, неблагонадежный.
А я думала я одна в недоумении от всех этих «детских» сказок
а в сказке душа есть мне кажется — и дети ее любят ? культурное наследие как и репка, колобок, теремок
Eh? А по вашему Пусть лучше вор или убийца, зато живой? Что, серьезно?
Кстати у Roald Dahl есть места и похлеще, взять того же вилли вонку
Новый виток ?
О жизни и смерти
Не в золоте/красоте счастье
@Anna
Я больше думаю — почему яичко развивается от падения, а дед с бабой как не били так и не разбили …. ?
Самое странное — чего они плачут, если сами хотели разбить?)
от досады что не они разбили…?
Это символизм старости и смерти..что уже старые и слабые, так что мышка яичко разбила, а они не могли..потому и плачут..читала одну из версий
Я тот же вопрос как-то задала у себя на страничке. И мне понравился комментарий, что имеем не ценим, а плачем когда теряем ??
вот это и есть логичное объяснение… слабые они и старые, даже мышка разбила. Вот как тут не заплачешь?
Золото извините и молодому не разбить ?
а вот, золотое скорее переносный смысл… необычное яйцо… мышке под силу, а старикам нет… или что иногда слабые и маленькие могут больше, чем сильные и большие.
А для меня это символ тщетности суеты: человек предполагает, а Господь располагает.
Есть вариант, что яйцо — символ счастья) которое дед с бабкой не ценили, а испытывали на прочность. Потому стали плакать, когда мышь разбила. И «не золотое, а простое» это про хрупкость счастья.. ну, как-то так
Золотое яйцо не несет жизни, оно оказалось пустым, когда разбилось. поэтому дед с бабой плакали. А простое яйцо — продолжение жизни. Очень философская сказка. Я тоже много источников перерыла, пока нашла ответ
Интересно. А в сказке разве написано, что золотое яйцо было пустым? ?
А у нас в книжке из него обычное содержимое выливается… ?
Совершенно правильно)))
@Olya Эта сказка для взрослых, не для детей. Дед с бабой плакали, потому что яйцо несло весть о смерти. Я много исследований перерыла на тему сказок и нашла этот ответ. Мышка тоже несет роль, но я забыла в качестве кого она выступает…связь с загробным миром не помню..давно читала
@Svetlana книжка — не первоисточник, раньше сказки передавались из уст в уста. а картинки — домысел художника и издателя..
А вообще мне кажется меньше анализа — жизнь не всегда умом понять можно ?
Не помню где читала/слушала, но там смысл интерпретироваои так — дед и баба не могли понять, что делать с золотым яйцом и даже с разбитым (видимо выкинули), поэтому настоящее курочка снесла. Его съесть можно. «Однажды бледнолицые поймут, что деньги есть нельзя» как гласит индейская пословица, тоже может быть в тему смысла.
Как и в сказке о золотой рыбке ?
Смысл в том, что золото не сьешь ? В войну брильянт-цена курицы
О шансе в жизни: https://youtu.be/qLYMSmSus2Q
Ха ха мы одновременно написали.
Да! вот это совпадение!:-)
Ага ?
Я имела шанс стать третьей в этом синхроне )))
Спасибо, гениально. Потом посмотрю его другие видео.
Об этом есть целая передача у Михаила Казиника. Обожаю его
Михаил Казиник на эту тему размышляет https://youtu.be/qLYMSmSus2Q
Вот как раз только что нашла эту ссылку и хотела вставить!
А я думала, что это моему мужу больше не наливать…
@Ekaterina я увидела предыдущие комменты только после того, как опубликовался мой:-). иначе бы не написала)))
@Inga не поняла вас, простите)
Никогда не задумывалась, а как Казиник классно говорит! спасибо за ссылку!
Очень его люблю за его нестандартный подход ко многим вопросам!
Olga Ukhova В смысле, ядумала, что мой » сюрит». Но поняла, что в сравнении с этим автором, не всё так плохо. Уж слишком примитивно, на мой взляд. Без всякого смыслового подтекста. Золото-повезло, хватай
@Olga хочу вам выразить огромное спасибо, за то что вы мне открыли Михаила Казиника! Послушала его на youtube про «код бога» — у меня взрыв мозга, я где-то что-то понимала, а тут он так классно все рассказывает!?
Смысл классно объяснен профессором Агранович в лекции для психологов. На 13 минуте начало 🙂
https://youtu.be/4GdgRVdzTTE
Да!! Только хотела запостить))
Таки я посмотрела все 1 час 17. Но у меня тот же вопрос — где ответ??????
Ой да… ее немного сложно слушать … там несколько лекций
Слушается прекрасно! Я в полном восторге. Просто она не успела ответить — они на перемену ушли))))
Там 9 (девять!!) лекций !! Но они чудесные! Очень рекомендую все послушать , она кроме смысла курочки-рябы много чего рассказывает интересного.
Яйцо — символ жизни. Золото — смерти. То есть курочка принесла смерть. Мышка (трикстер — медиатор между тем миром и этим) разбила яйцо. Ну и курочка снесла им простое яйцо — новая жизнь.
Баба-яга с её избушкой тоже медиатором работает между миром живых и первых.
Мне про Гамлета лекция понравилась очень. Вообще, ее слушать сплошное удовольствие. Спасибо тому, кто ее снимал и выложить эти сокровища в сеть.
Счастье не в золоте..
Хороший пост:)) спасибо!
Буквально только вчера искала этот вопрос в гугле. Для 2хлетнего ребенка объяснения не нашла
А он спрашивает? Помню, что у меня самой никогда не возникало вопроса — почему?
@Olga_Ukhova @Svetlana_Dinar Мы тут все на одной волне похоже.
Людям свойственно отпускать удачу из своих рук. Не каждый верит, что достоин подарка судьбы, а из зоны комфорта выходить не готов. Новое и неизведанное вызывает страх.
Лучшее враг хорошего.
Не ценим то, что имеем, а потеряем-плачем.
Спросила у мужа..сдуру.. уже 5 минут слушаю… Короче, смысл в том, что надо верить в Бога . Каждый понесет свою участь. Бабка и дед били яйцо и разбить не смогли. А маленькая мышка смогла. Каждый из нас несёт своё ношу и от нас ничего не зависет. Курочка символизирует Бога ( я понимаю, что этому парню » больше не наливать»), она дала яйцо..но то была ноша мышки, которая просто пробегала и разбила. А деду и бабке она пообещала дать, то что разбить им будет под силу. Ну это ещё одна мысль о смысле..
Я читаю своему 1.5 летнему и тоже размышляю, что вот интересно, в разных странах же разные первые сказки (а Рябу ведь мы наизусть знаем) влияет ли это как-то на ребенка и какой смысл дети понимают. Очень любопытно. Мой малыш пока сопереживает бабе и деду что они плачут))
Оля, ты когда то Дубынина посоветовала?
Да, мне нравятся его лекции)
Спасибо большое теперь и мне тоже. Я еще Савельева смотрела. Если интересно, на тему сказок есть лекции Агранович
Вау!!!! Какой интересный пост !!! Теперь и по другим сказкам стало интересно
Вот думаю что Герр Синяя Борода был за тип…
Мне вообще сказки не интересны позапрошлий век. Детям тоже. Читаем рассказы и всякую разнообразную полезную детскую литературу. Сама читала очень много сказок в детстве поэтому наверное не нравится.
Да уж… Сколько смысла то в пяти предложениях! ??? Мы до Курочки только доросли и пока только плачем вместе с мышкой. Безо всякой сути, есть грустная мышка — сопереживаем! ?
Если коротко, то я так думаю: о тщетности бытия.
Думала об этом, решила для себя так, когда голодный, то не до золота ))) или не были богатыми и не будем ?
Для меня смысл в том, что я могу курочку рябу рассказывать даже наполовину во сне ;))) — это на тот случай , если мама уже отрубается , а ребёнок хочет сказку
Не знаю, но человек, которого я очень уважаю, говорит, что в этой сказке нет смысла, для нас. это записка в будущее. И однажды родятся дети которые поймут послание ? может это и не так, а может и так ?
О боже..ну что еще?!
Кого символизируют дед, баба, Ряба, мышка и яйцо?
Ряба- Бог, дед-баба-это Я ( в смысле мы..), мышка-это то, что отличное от Я ( точнее факторы от нас независящие)
Сказка о родительском принятии. Дед и Баба — дети, капризные, неумелые и непоследовательные. Хотят разбить яйцо, плачут, когда разбивают, не знают, что делать с золотом. Курочка — родители, которые дают блага просто так, не обижается за порчу плодов своего труда, обещает дать ещё) Мышь — это Бог, или, если угодно, Судьба, неотвратимая и неумолимая
Не, ну Вы с моим мужем просто гении..чо уж ? Классное обьяснение ?
Мы не сговорились)
Да наверное что то вроде этого ?Все на этом я иду спать ☺️
Но по вопросу Бога вы разошлись. Он считает , что Бог создатель.
Надо спросить у профессионала Razida Tkach
Да привалило деду и бабе богатство к которому не были готовы?
Да, или шанс на удачу, а они ее профукали
Увидеть может каждый то, что хочет. Как в этом современном фильме Ряба : https://www.youtube.com/watch?v=DCXFgMVSBK0 Или не увидеть-ведь не во всем же надо искать глубокий смысл.
Мультик не для детей, конечно. Гениальность — порок, когда кругозор малый. Завтра мужу покажу, ему понравиться.
Смысл прост, повтор с вариацией на род (мужской и женский) что завораживает ребёнка, повтором и необыкновенном яйцом, и одновременно учит, повтором и вариацией.
Курочка ряба — это кусок кумулятивной сказки (ещё их называют цепочными). В них нет смысла в нашем современном его понимании, а сюжет развивается вслед за повторяющимися фрагментами диалога или наоборот диалог повторяется вслед за сюжетом, примеры таких сказки — это «как петушок бобком подавился» или «репка». Вот курочка ряба тоже была в своё время такой сказкой: википедия пишет, что это сказка об оплакивании горя, ещё есть предположение, что сказка комическая — началось с того, что разбилось яйцо, закончилось — сгорела вся деревня. В современной версии длинная сказка сократилась до одного фрагмента, но эта версия достаточно новая, она была зафиксирована собирателями в 1911 и, видимо, так и попала в сборники детских сказок. Добавилось нравоучение, что золото имеет меньшую ценность, чем настоящая еда. Но все равно в ней есть какая-то незаконченность, неясность для взрослого человека.
В репке смысл, что вместе мы -сила..не?
Вооот! Незаконченность! Чего-то нам недоговаривают! Теперь понимаю, почему смысл не сразу виден.
@Inga не факт. В первой публикации этой сказки у Афанасьева ещё были какие-то пять ног, которые тоже дёргали эту репку. Я давно не слежу за современными исследованиями в области фольклористики, но что помню по университетскими годам, цепочные сказки — это игра с сюжетом, временем и пространством, комизмом и т.д. Их причесывали при публикации сильно, чтобы были понятнее, а в оригинале они, мягко говоря, странноватые для современного читателя.
одна из целей таких сказок-обучение детей языку.. Ритм, рифма, повторяемость, противопоставление рода-бил, била и тд.
@Alisa Ну.. как бы слишком просто..? Но тоже может быть
Alisa Hovsepyan согласна, в современном виде точно. Но сомневаюсь, что на эту тему кто-то рефлексировал, когда они складывались. Мне кажется, это была скорее, игра с языком, образами, мотивами и тд. Эти сказки они близки небылицам, на мой взгляд.
Спасибо, очень интересно
@Maria Ну, тогда всё это делалось интуитивно. Занять ребенка, изобретая для этого доступные средства. Так же учились языку на народном и детском фольклоре, хотя специально никто не думал о развитии речи, когда всё это создавали. «Я шел, шел , шел и корзиночку нашел, в этой маленькой корзинке, что угодно для души…и тд» .. Дора дора, помидора,мы в саду поймали вора…»… «Эники беники ели вареники..» и тд «Цынцы – брынцы балалайка,
Цынцы – брынцы заиграй-ка». –
«Цынцы – брынцы не хочу,
Цынцы – брынцы спать хочу». – 🙂
Помню, что мне в детстве было немного обидно, почему курочка не снесла опять золотое яйцо. А также присутствовали оттенки чувства досады: зачем разбивать золотое яйцо? 🙂
В «Репке», смысл для меня, иногда может не хватить совсем малого, что бы достигнуть большого. Мышка мала, но она необходима.
Когда мы были маленькими, нас учили коллективизму. Репка была как раз » в струю». Вклад каждого в общее дело важен. 🙂
если брать наиболее полный вариант сказки о Курочке-Рябе, то видно, как пишут исследователи, что это остаток от мифа. Золото в мифическом сознании — смерть, потому нужно было уничтожить золотое яйцо, а простое яйцо-жизнь, второй очень важный момент мышка — которая является животным медиатором, то есть живущим между миром живых и мертвых, а потому очень страшно, когда именно она разбивает яйцо, поэтому дед и баба плачут, дома качаются, девки ведра с водой побросали, попадья оправу вылила, поп все книги сжег и расстригся
Я этим вопросом тоже озадачена глубоко пару месяцев уже.
Может смысл в том чтобы учить детей что во многих жизненных ситуациях и событиях или поворотах судьбы смысл искать бесполезно?
https://youtu.be/AdqMwLJq3_4
Почитайте Курочка Ряба — Классический текст Иудаизма с комментариями Раши. Интересно.
Девочки, а дети вас спрашивают про смысл тли вы сами рассказываете от себя?
Мне кажется, только взрослые начинают задумываться, в чем смысл. В детстве все кажется логично и просто в Курочке Рябе.
Очень рекомендую прослушать в исполнении Татьяны Пельцер. Запасайтесь попкорном, вином и попытайтесь не ржать 🙂 http://mp3tales.info/tales/?id=618
Очень понравилось, даже без попкорна) Я так не смогу, язык сломаю)))
?? Одна из моих любимых версий.
Так это совсем другое!!!! В книжках-то «дед бил бил -не разбил, баба била била-не разбила , мышка бежала, хвостиком вильнула, яичко (золотое)упало и разбилось. Все плачут…»..
Похоже немного на «Умную Эльзу» братьев Гримм и ее армяский вариант » Смерть Кикоса»: http://hobbitaniya.ru/armenian/armenian62.php
супер
Когда я перевела сказку мужу, то он сказал, на французском есть подобная сказка о курице, которая несет золотые яйца. Бедняку попадается такая кура, но он ей откручивает голову, что бы посмотреть, что там внутри…ну и остается совсем «на бобах».
У русских сказка добрее…курочка несет 2 яйцо, дед с бабой хоть не голодные.
Я вообще не всегда понимаю эти странные сказки типо «Ряба», «3 Медведя», шедевр «Гуси-Лебеди», где всегда надо что то съесть, что бы тебе услужили.
Русская душа неисповедима, поэтому и сказки такие.
Гуси-лебеди в переложении Даля называется Привередница, и там все ясно. Она отказывается есть ржаной хлеб, так как дома у батюшки пшеничные не едятся и все в таком духе.
Гуси-лебеди — съксть, выпить, т.е. Помочь, выручить и т.д.
Ты помогаешь и тебя выручают. Сделаное добро возвращаеттся к тебе.
@Anna читала Даля. Но странно, простой люд всегда ел ржаной хлеб и только попраздникам белый
А кто-нибудь из вас ребёнка спрашивал, что он/а думает?
Сказка об избалованности и неблагодарности .
Это наверно больше «Гуси-Лебеди. Но я вообще не всегда понимаю русские сказки.
@Svetlana я не туда комментарий тиснула. Да, гуси лебеди выше обсуждают
Да уж, в нашем фольклоре как ни у кого другого полно метафизики.
Как раз как и у всех остальных
У немцев нет, у французов нет,..
Нет…у немцев ничего подобного нет. У франзузов есть сказка о курице несущей золотые яйца. Но там все понятно, т.е. сказка без секрета)
Мы не ценим то, что имеем, в потом плачем, когда теряем. И потерять самое дорогое, что у нас есть очень легко (мышка хвостом махнула)
Мне понравилась ваша мысль. Спасибш
Этот вопрос был в Что Где Когда. Знатоки правильно ответили что сказка пасхальная, о том что старик и старуха так одряхлели что и яйца на пасху разбить не могут. Даже мышка бежала хвостиком махнула и разбила. Это то что я запомнила, может где то можно найти эпизод той игры и пересмотреть ответ
Вопросов об интерпретации в ЧГК не бывает. Игра не на знание, а на смекалку.
Я не помню как он был сформулирован но точно был, зачем мне это придумывать? Хотите поройтесь в архивах и найдете
Вы это имели в виду? В таком случае вопрос о вопросе ребенка. Идиотский вопрос (не ребенка, а в рамках ЧГК).
https://vk.com/video-29959250_456239063
Литературное произведение — это все-таки не математическое задание. В этом и прекрасна герменевтика, что, важна в первую очерень, процедура понимания и аргументация, а не «компьютерно точный» один-единственный правильный ответ.
https://www.1tv.ru/shows/chto-gde-kogda/vypuski/tretya-igra-vesenney-serii-chto-gde-kogda-vypusk-ot-10042016
Смотрите с 41 минуты
Спасибо, что нашли. Сейчас гляну.
А, так это был неофициальный вопрос,а для беседы 🙂 Тогда понятно, просто одна из интерпретаций, а не «правильная» версия.
Я с пелёнок всё пыталась понять в чём же смысл этой сказки ))) Всё искала логику. Потом дошло, поняла (по-своему).
Дед с бабой бедные. Может и необразованные. Может им и некуда деть это яичко золотое. Где в деревне им ювелира или ростовщика найти? Им обед нужен. Ну, или завтрак. Потому они его и разбить пытались, чтобы зажарить. Но не получилось. Мышка яйцо разбила, съесть не получилось, потеряв последнюю надежду, они плачут, а курочка разобралась в проблеме, поняла, что не поняли они ее старания с этим яйцом золотым, и не поймут, и успокаивает их, обещая им в следующий раз снести простое яичко. По-моему так
Мне кажется они думали, что яйцо целиком золотое, а оказалось нет и они расстроились, остались совсем без золота
Тогда в чем смысл «Не плачьте, я Вам простое яичко снесу»?
Da, ja sama imenno tak i dumala s detstva — im nuzhno imenno prostoe jajco dlja edy, zdes’ i sejchas.
Я вот до сих пор не понимаю смысла золотого ключика. Ни книги ни фильма. Ну нет там моего логического зерна. Разве только музыка и фсе! А где смысл сказки??? Мораль в конце концов??? Отсутствие ПОЛНЕЙШЕЕ!!!
@Zarina я кстати по памяти ребёнку всегда рассказывала «не плачьте, я вам не простое снесу, а золотое» и удивилась, когда прочла, что в оригинале по-другому:) ну она же курица, ей не понять наших мук)))
а я всегда думала, что золотое яйцо пустое, для красоты. а им нужно было с начинкой, съедобное
@Irina
Как же нет. Во-первых Буратино — это Пиноккио в русском варианте.
Оба они — деревянные куклы, которые не хотят быть куклами, марионетками, зависимыми и тд. Пиноккио в конце превращается в человека. Буратино — ищет ключик к дверям кукольного рая, где все куклы свободны и театр — не марионеточный, а настоящий. По-моему так
Irina Heinz а я в детстве мучалась, как же дед и баба его не смогли разбить, а мышка с одного раза грохнула ??
@Zarina не понятно все равно. Слишком сложно для детских мозгов. А в моем нежном возрасте и подавно не катит.
А так же в чем смысл буратино ???
Вверху ответила, перепечатаю сюда )) . Во-первых Буратино — это Пиноккио в русском варианте.
Оба они — деревянные куклы, которые не хотят быть куклами, марионетками, зависимыми и тд. Пиноккио в конце превращается в человека. Буратино — ищет ключик к дверям кукольного рая, где все куклы свободны и театр — не марионеточный, а настоящий. По-моему так
К первоисточникам обращаться нужно, уважаемые согруппники и согруппницы. Ищите смысл литературного произведения? Обратитесь к филологам. В.Я.Пропп «Исторические корни волшебной сказки», например.
Филологи насочиняют ? Это же ДЕТСКАЯ сказка, наверняка изначально она несла простой смысл, либо вообще преследовала другие цели: выучить слова, научить изменению глаголов по родам благодаря повторам бил-бил, била-била, а сюжет вообще вторичен 🙂
Evgeniya, это не детская сказка. Впрочем, можно не читать первоисточников, а довольствоваться досужими домыслами в комментариях и блогах.
@Oksana, откуда столько снобизма? Сидим тут все необразованные, Проппа не читали? Представьте читали, но имеем собственное мнение.
@Evgeniya, молодцы вы, собственное мнение! «Детская сказка» — чудо как хорошо ?)))
@Oksana, что это сказка детская в данный момент — это даже не мое мнение, а очевидный факт.
@Evgeniya ??
А была ли она изначально недетской — тоже домыслы, сказка-то народная, значит передовалась из уст в уста и письменных свидетельств не существует.
Необразованный народ такие сказки заумные «недетские» сочинял, где нам самим понять, пусть филологи разбираются?
Ksana, а самое смешное, что в книге «Исторические корни волшебной сказки» нет ни слова про Курочку Рябу, так как по классификации Проппа она не является волшебной 😀
Ну и вот вам доказательство, что и Пропп считает эту сказку ДЕТСКОЙ, цитата из его книги «Русская сказка»: «В повторениях и состоит вся прелесть этих сказок. Весь смысл их в красочном художественном исполнении. <...> Исполнение их требует величайшего мастерства: они иногда приближаются к скороговоркам, иногда поются. Весь интерес их — это интерес к слову как таковому. Нагромождение слов интересно только тогда, когда и слова сами по себе интересны. Поэтому такие сказки тяготеют к рифме, стихам, консонансу и ассонансу и в этом стремлении не останавливаются перед смелыми новообразованиями. <...> Эти особенности кумулятивных сказок делают их любимыми детьми, которые так любят новые, острые и яркие словечки, скороговорки и т. д., поэтому кумулятивные сказки
с полным правом могут быть названы, по преимуществу, детским
жанром».
Дед и баба не хотели заморачиваться с охраной и уходом за золотым яйцом. Просто хотели есть.
А мне вот интересно, зачем они его разбить хотели? И почему расстроились, когда разбить не удалось?
Потому, что на пол, а не на сковородку?
Золотое яйцо — символ нашей суетности,.. стремимся к богатству, а оно в руки не даётся, а если и дается, то отымается легко. Мышка — символ случая,.. взяла и отобрала. А разбить старики хотели — значит хотели золотом воспользоваться.
Получили удачу и не знали, что с этим делать. Они хотели его употребить в обычных целях. Не оценили стоимости и выгоды. Удача мимолётна, а то, что обыденно более повторяется в нашей жизни. Курочка пообещала обычные яйца. Всё встало на круги своя.
Est’ oni hoteli. Im nuzhno bylo prostoe jajco. Eto skazka is serii «horosha lozhka k obedu».
А я читала, что золотое яйцо — символ смерти, они должны были его разбить, не мышка ?
Вариант: разбилось, а съесть всё равно нельзя. От голода плачут 🙂
Для меня ясно, что нашей современной логикой эту сказку не надо объяснять. Это символизм.
У софьи залмановны аграновской на ютубе есть лекция про эту сказку. Не так-то все просто)
плюсую к Софье Залмановне
Да!
Агранович:) продолжаю слушать все ее остальные лекции, просто заслушаться можно. Я теперь переступаю порог и к стене руки прикладываю тоже со смыслом :))
Не осилила все комментарии. А вы читали полный текст сказки? В книгах печатают сокращенный.
Курочка Ряба (полная версия)
Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал.
Попова дочь за водой пошла, ведра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко.
Поп идет: «Что это ты, поподья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!
Теперь , в полной версии, можно и про смысл сказки рассказать. А он очень глубок и показывает устройство мира
@Nataliya тут конечно тоже сокращенно как-то. Там начинается с разбитого яйца, и каждый новый этап бед повторяет все предыдущие и завершается новой бедой. Как матрешка.
Зато в таком варианте хоть понятно, о чем речь. Золото-символ мира мертвых. Курочка, снесшая золотое яйцо разрушает картину мира.из него ничего не родится.поэтому все плачут и делают дурости.мышка-символ связи мира живых и мертвых, разбивает мертвое яйцо и все становится в норме
Мне всегда казалось, что это про талант/мастерство/готовность к чему-то. Не может неталантливый/неготовый человек управиться с чем-то челиким, золотым, не по уровню. Дедка и бабка плакали от злости и зависти к мышке, которой это оказалось под силу. И что яйцо оказалось не для них (а для «дурачка», тема дурачка, «недостойного персонажа» в русских сказках). А курочка предложила им то, что им было по силам.
А почему обязательно должен быть глубокий символизм в этой сказке? Да какая-нибудь нянька-мамка могла малышу просто так походу дела такую сказочку сочинить, а потом кто-то кому-то её пересказал, а потом кто-то её записал, так она и сохранилась до наших дней. Зато мы теперь — современные умные головы докапываемся до зашифрованного смысла и символизма в сказке, в которой вполне возможно его и нет.
Коллеги, вы серьезно? ??! Более 170 комментариев….такой животрепещущий вопрос?
Я тоже за версию, что золото менее ценно, чем еда. Когда в годы неурожая люди умирали от голода, им не до золота было.
Как то читала в нете о Курочке Рябе. Очень древняя сказка о жизни и смерти.. подробности не помню
Я ни когда не говорила о смысле Курочки рябе и Колобке
Мне кажется, что смысл в том, что люди не ценят, то счастье, которое имеют и разрушают его. Утраты, учат ценить и видить счастье в простых вещах.
@Iryna
за бытовыми нуждами второстепенные предметы красоты не нужны. Какое золото, есть есть нечего. В физическом мире нет времени и места на метафизическое, имхо, у меня такое видение.
Вообще место на метафизическое есть. Но не тогда, наверное, когда есть нечего.
вот да!
Агранович объясняет, что эта сказка очень урезанный вариант. На самом деле она длинная, и там ещё внучка или дочка фигурирует. По сути золото- это смерть ( она много смыслов приводит, чтобы объяснить логику). Курочка принесла смерть в дом. Все всполошились, там случился дурдом в сказке, все порасшибали себе голову, дом вверх дном, не получается у них избавиться от яйца. А мышка- это агент между нашим миром и миром мертвых, так как живёт между подземным миром и нашим ( ее, кстати, поэтому все и боятся, особенно женщины, у которых связи с иными мирами сильнее, недаром ведьмы- женщины). Она справилась с задачей, разбив яйцо. А плакали все оттого, что не знали, чего ждать от золотого разбитого яйца!. Когда кура обещала снести нормальное яйцо, всем полегчало, жизнь вернулась в привычное русло. Сказка о жизни и смерти, о хаосе и порядке . Древняя сказка со смыслами.
как все непросто ?
Ирина, спасибо. Данко, несущий огонь людям, всегда найдёт себе приложение ?. Меня в этот раз хватило только на то, чтобы вызвать на свет божий Проппа, да и то не все читать хотят, всем готовенькое подавай.
Я прям заскриншотю ваш комментарий!
Спасибо!!!!!
Ksana, когда маленький ребенок спросит, зачем дед с бабой пытаются яйцо разбить, потом плачут, когда оно разбилось, вы предлагаете ему Проппа зачитать?
Мне кажется какие эмоции вложишь в сказку такой смысл и будет. А проинтерпретировать можно по разному это в любом случае додумывание. Смысл конечно заложен, но многие сказки переведены, укорочённы, изменены поэтому сложно найти разумное. Сказки и называются народные потому что складываются субъективно от каждого рассказчика свой вариант. Мне нравиться версия что в сёлах и у стариков живших без помощи детей еда была нужнее золота. Курица даёт яйца и мясо а за кусок золота могли и убить или отобрать кто посильнее.
Вадим Руднев «Тайна курочки Рябы: Безумие и успех в культуре».
Сксзка о курочкиной доброте и снисхождении к старикам
https://m.youtube.com/watch?v=3QEapXl0a0U в принципе, тут сходится с мыслью Казиника.))
Сказка ведь НАРОДНАЯ, неужели мы глупее людей, живших до нас, что со всеми своими знаниями не способны самостоятельно понять смысл детской сказки, не прибегая к помощи филологов и психологов?
Недавно сама искала смысл этой сказки, их по интернету списками. А часть сказок(про 7 козлят и подобные,даже не читаю малышам — где живот распорола, камней коза «бедная» набила и зашила..)..
Мне интересно, я одна такая, что не пытаюсь искать какой-то скрытый смысл и символизм в детских сказках и книжках?
сказка ведь должна чему-то учить))вот поэтому, я например, и ищу смысл или суть ее))
Некоторые сказки сложны для понимания, та же Ряба. Я такие попросту не читаю. Вообще как-то у нас с русскими народными сказками не очень сложилось, мы их читали мало)) Хотя вот ребенку нравится про Емелю, а я считаю, что там нехорошая мораль) Но это осознаешь только во взрослом возрасте. У Пушкина сказки в стихах намного интереснее и правильнее.
Нет, не одна. ?
Если дети его не ищут, то зачем родителям искать?
послушайте на ютюбе лекции для психологов по сказкам и мифам Софьи Залмановны Агранович.получите удовольствие и массу информации,которая и для жизни может пригодиться))).
не отчаиваться по пустякам
Имеем — не ценим, теряем- плачем.
В. Я. Пропп «Русская сказка»: «В повторениях и состоит вся прелесть этих сказок. Весь смысл их в красочном художественном исполнении. <...> Исполнение их требует величайшего мастерства: они иногда приближаются к скороговоркам, иногда поются. Весь интерес их — это интерес к слову как таковому. Нагромождение слов интересно только тогда, когда и слова сами по себе интересны. Поэтому такие сказки тяготеют к рифме, стихам, консонансу и ассонансу и в этом стремлении не останавливаются перед смелыми новообразованиями. <...> Эти особенности кумулятивных сказок делают их любимыми детьми, которые так любят новые, острые и яркие словечки, скороговорки и т. д., поэтому кумулятивные сказки с полным правом могут быть названы, по преимуществу, детским
жанром».