Старшая дочь (5 лет), когда играет с младшей, говорит только по-английски, а хочется, чтобы по-русски. Что делать?
Вопрос: старшая дочка, когда играет с младшей, говорит только по-английски. На мои просьбы играть на русском, не реагирует. Если настаиваю — обижается. Подскажите, как перевести их игры на русский язык. Я считаю, что очень важно, чтобы дети общались между собой по-русски. Иначе язык никогда не станет им родным.
(Старшей дочке 5, младшей — 1 год 3 мес). Я говорю с детьми только по-русски, муж — по английски. Старшая дочь говорит уверенно на обоих языках, но она до 3х лет жила в России. Младшая пока говорит 5-6 слов и только по-английски. Спасибо!
Старшая ходит в сад или школу? Если да, то Какой там язык?
У нас такая же ситуация
http://www.trilingualchildren.com/2014/02/language-multilingual-siblings-speak-to-each-other.html
Старшая ходит в американский при-к. Язык — Английский. Младшая, по-большей части дома, плюс занятия в библиотеке на английском и развивающие занятия на русском (1 раз в неделю)
получается она в игровых ситуациях думает по-английски. очень сложный вопрос вы поднимаете, возможно старшей нужна русскоговорящая компания, чтобы у нее нарабатывался игровой словарный запас на русском, тогда и играть с младшей ей будет легче по-русски. сейчас для нее это через силу и не понятно зачем…
Тоже проблема и у нас. Средний сын во время игр со старшей сестрой говорит по русски.а она ему отвечает по хорватски.так еще и переводит все его русские слова сразу на хорватский! А он повторяет за ней. (((( просила хоть уж не переводить раз не может отвечать на русском….не знаю как быть…
У меня сын до 2,5 лет говорил только на английском, хотя понимал оба языка, а потом после рождения сестренки просто переключился на русский, сейчас почти 3, в основном говорит на русском, даже если я спрашиваю по-английски, иногда могу попросить перевести, но не всегда горит желанием. Мне кажется, основная причина у нас была в том, что после моих родов у него стало больше русскоговорящий друзей, которые не понимали, когда он обращался к ним по-английски 🙂
Конечно же ребенку нужна мотивация))) ей еще не понятно, почему Важно. Это ведь маме важно по-русски. А ей Важно ИГРАТЬ…. Предлагаю маме включаться в игры самой. И не ругать. А все говорить говорить говорить на русском. По идеи дети должны втянуться.
Наверное, в этой ситуации большинство наших деток
У нас в семье вообще 3 языка. Но семейный-англ. Получается. Русский только между мной и дочками. Заметила что старшая играя при мне с младшей говорит по русски…а если они в отдельной комнате-излогается по арабски….моим 3 года и 1,5….
Да, хотелось бы русскоязычных друзей детям, жаль что их нет. Маме тогда играть с обоими детьми побольше на русском + русские мультики, если вообще тв дети тв смотрят. Английские мультики не показывать пока вообще.
По моему опыту с двумя билингвами — русский и датский — надо создать атмосферу во время их игры. Включить фоном, не сильно громко, русские песни, хоть бы и взрослые, или якобы мама «слушает» свой русский фильм, или мультики и песни. Это как радио волна:), настраивает их, незаметно для них, на нужный язык. Такой фон желательно в доме иметь постоянно, чтоб они не «съезжали» на иностр. язык. Жестковато, но за русс язык за границей идет борьба каждую минуту:) Дети стремятся выбрать путь полегче, конечно, т е нерусский. Иногда срабатывают призывы: «а для кого мы тут по-датски говорим? Папы нет, при маме — невежливо».
Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить. Нельзя заставлять ребёнка говорить на каком-то определённом языке! Это типичная ситуация для ребёнка, который посещает сад или школу языка окружения. Для такого ребёнка есть определённый жизненный опыт: дети, игра, — значит говорим на языке окружения. То, что эти «дети» — братья или сёстры, которые хорошо говорят не только на языке окружения, но и на русском языке, для ребёнка не имеет значения. Потом, примерно в возрасте 16-18 лет, в большинстве случаев дети будут общаться на русском языке, при условии, что русский не только не потеряется, но и приумножится к этому возрасту.
Не согласна. У меня тому множество примеров среди детей разного возраста моих знакомых.
Когда у меня встала такая проблема, я объяснила старшей дочке, что младшая со мной 24/7 и понимает только на русском, поэтому с ней надо говорить только на русском, чтобы она не путалась, а когда она подрастет, то вы сможете играть на каком захотите. Сработало, они играют с тех пор только на русском.
Спасибо! Мне кажется это дельный совет. Попробую!
Полностью согласна со Светланой выше — ребенок должен иметь право выбирать язык. Также как это делаем мы. Заставляя, Вы только вырабатываете ее негативное отношение к русскому. А вот создать среду для языка — да!
Мы выбираем язык общения в сознательном возрасте. А с пеленок нам никто не предоставлял право выбора.
Я не росла билингвом, поэтому, конечно, язык среды. А билинвизм подразумевает именно двуязычное воспитание и в этом случае ребенок имеет право выбора в той или иной ситуации. Имхо, конечно
Если некоторые вещи пускать на самотек и надеяться на разумный выбор несмышленого малыша, то ничего не будет. Дети выбирают то, что им проще и легче. В какой то момент я заметила что старшая дочка еще до рождения сестры стала играть сама с собой на арабском и пыталась «протолкнуть» его в общение со мной. Если бы я ничего не сделала в этом момент, аргументировав это «свободой выбора», то наш русский бы сошел на нет. Именно так и получилось у 2 моих подруг. Теперь им поздно локти кусать. Или например занятия спортом. Это тяжело и дети в 4 года еще не понимают зачем им это надо, если не настоять, то невозможно вырастить спортсмена. Нельзя спрашивать у ребенка что ты будешь есть кашу или мороженое, давая таким образом мнимую «свободу выбора». На то мы и родители чтобы принимать важные решения в жизни ребенка самим.
Инна, совершенно мое мнение. Я и говорю о том, что надо работать над средой. Но принуждать говорить ребенка на русском с другими — этого нельзя делать. Из принудиловки и насилия тоже ничего не вырастет
Ну какое насилие? Вы мне объясните КАК можно насильно заставить говорить ребенка? Вот спорт — это да, это насилие в каком то смысле, когда ребенок не хочет тренироваться, но его заставляют. Но и это нужно делать. Разумно.
Инна, разве не принуждение заставлять ребенка говорить с кем-то на русском? Почему ребенок не может выбрать язык общения? Мне лично очень хотелось бы, чтобы мои дети говорили между собой на русском. Но если они выберут другой язык, я приму это. Для меня это именно и есть билингвиальное воспитание — когда ребенок чувствует себя дома в обоих языках. И имеет право решать.
Ребенок в 2 года не может сделать самостоятельный выбор. Так как в этом возрасте они просто тупо не различают языки. Дети понимают значения слов. И понимают что у одного и-того же предмета например есть 2-3 наименования. И-они-улавливают взаимосвязь какое именно слово понимает мама, а какое — папа. Поэтому маленький ребенок, начиная говорить, не может чисто технически подвергаться никакому насилию. Даже слово это здесь неуместно. Почитайте специалистов в этой сфере
Инна, Вы знаете, не хочу с Вами спорить. Вы что-то свое думаете, сорри, не читая то, что пишу я и что хочу сказать. Какой-то разговор в никуда.
Представьте себе, что я читаю все, что вы пишите. Вы можете воспитывать своего ребенка как душе угодно. Я лишь делилась своим опытом. Не нравится — проходим мимо.
Инна, разделяю Ваше мнение. У меня тоже иногда противоречивые чувства — разрешить выбирать или привить привычку, направить, куда я считаю нужным… Привычка — сильная вещь! Дать им волю, будут выбирать, что проще (говорить на языке среды, тв, планшет, сладости, более легкие и пассивные занятия)… Мы спортом пока не занимаемся, но занимаемся музыкой. Сейчас уже вошли в ритм / выработали привычку, сам просит заниматься, а поначалу приходидось много играть и заинтересовывать.
У нас гимнастка растет. Вот как в 3 года дать ребенку выбор — сидеть смотреть дома мультики или идти на тренировку, где тебе будет больно и ты будешь плакать от растяжек. Тем не менее этот этап давно пройден и впереди новые цели — чемпионат страны через 3 дня. Сейчас ребенок сам заинтересован в победе и живет спортом, а если не направлять его, а дать выбирать, то понятное дело, что он сам понавыбирает…
К сожалению-это типиначя ситуация. По моим иследованиям- это происходит в 80% семей Иногда, с возрастом ситуация меняется-подросткам становиться «кульно» говорить на русском. Что делать сейчас- играть вместе с ними, просить старшую спеть или рассказать русскую сказку младшей, просить старшую » учить » младшую русскиму и выдавать за это призы. Я не знаю четко вашу ситуацию-поэтому советы достаточно общие.
Спасибо!!я примерно так и действую. Когда я играю с ними вместе, мы общаемся только на русском. Но если они играют одни, в основном по-английски. Думаю, что надо заводить как можно больше русских друзей, тогда у них будет стимул оставаться на той-же волне. А пока она автоматически переключается на Английский, те он ассоциируется с игрой и общением с ровесниками.
А мое мнение было и остается неизменным — общение между детьми только на русском! Я этого добивалась и успешно. В арабской среде никакого русского бы у них не осталось. У меня много примеров — дети либо очень плохо владеют языком с жутким акцентом либо вообще русский ушел безвозвратно. Это ужасно. А выбирать они потом смогут что захотят в сознательном возрасте, не надо будет им русский — пусть не используют, но моя задача — дать им его в совершенстве максимальный ссловарный запас, грамматику. Остальное — за ними.
а сколько детям? и как вам это удается?
Детям 7.5 и 3.5
Они говорят на 3 языках. Но между собой на русском. В Беларуси никто не отличает их от русских, никакого акцента. Как получилось — я написала выше.
А что вы делаете, чтобы они говорили между собой только на русском?
Уже ничего. Но как только родилась вторая дочка, старшая пыталась с ней говорить на разных языках, приходя с детсада например говорила на арабском, в общем разговоре с папой и с сестрой обращалась к ней на английском. Я сразу расставила точки над и. Объяснила, что маленькая девочка все 24 часа в сутки проводит с мамой и понимает только мамин язык. Поэтому пока она маленькая, чтобы ее не запутать, надо говорить с ней только на русском. Ты же мол большая, понимаешь с кем на каком языке говорить, а она еще нет. А когда подрастет вы сможете сами выбрать общий язык. Ребенок понял. Иногда путалась первые дни, но я мягко поправляла, напоминала. Все. Пошло по накатанной. Младшая намного больше развита по сравнению со старшей в этом возрасте.
@Inna понятно, спасибо за ответ. У меня скоро родится дочка. Сыну 6. Но дочка пойдет в ясли в 6 месяцев. Говорить сыну, что она не понимает по-английски не пройдет. Не знаю пока, что буду делать. Сын говорит со мной только на русском. И у нас папа американец. Так что сын будет знать, что сестра понимает по-английски.
Ну и-что? У меня тоже младшая дочка понимала и английский и арабский, но я просила старшую говорить с-ней только по русски чтобы не путать ее.
А у вас еще старше ребенок, тем более поймет вашу просьбу.
@Inna у меня один старший ребенок. Возможно, попрошу его говорить с сестрой на русском, когда мы втроем — все говорим по-русски. Но вообще, у меня такое чувство, что я не могу ему навязывать на каком языке с ней говорить. Ведь они оба на половину русские и на половину американцы. Скорее всего, попрошу сына «учить» сестру русскому. Ну и с ней, конечно, буду говорить только на русском.
@Inna У вас просто по жизни сложилась такая ситуация. Вы нашли верный выход. Это было правильное решение. И оно сработало тоже отлично.
У меня старшая очень любит языки , хорошо говорит на 3 . А младшая хуже , так вот старшая сама ругает младшую , что бы та говорила на русском . «Мы русские девочки , говори на русском «
Детям почти 8 и 6
Мои тоже говорят между собой на русском. Это был мой пунктик с самого начала. Как только начали говорить, я постоянно повторяла, что между собой надо говорить по-русски. Слышала, что говорят на другом языке, напоминала им про русский. Мне было проще, тк мои погодки. Не было вопросов «зачем, почему». Зато сейчас старшая стала часто переходить на арабский. Я ей сказала, что в Россию не поедет и русские мультики смотреть не будет тогда ???
У меня та же ситуация, жду второго. Только вчера обсуждала с 3х летней дочкой что когда малыш родиться будем с ним говорить по русски. Ну точнее я сказала что малыш будет говорить по русски на что она мне ответила что он не будет уметь говорить. Договорились что мы его научим:)
Тут я думаю никак не поможешь. У нас английский был изолировам до 5ти лет со старшим. Поэтому сейчас , ему 9, уже 4 года в школе, дети говорят только на русском, даже английские мультики не хотят смотреть. Плюс все кружки на русском : шахматы, музыка, математика
Моя старшая говорит с младшими только на русском, хотя у среднего русский хуже, и он, бывает, отвечает на английском. Но я ничего для этого не делала, просто попросила. Не со всеми «просто попросить» сработает:)
Мне кажется заставить нельзя, НО можно договорится. При чем с самого начала. Решить этот вопрос еще ДО рождения второго ребенка. И желательно, чтоб папа поддержал, а может даже и первый попросил. У нас был именно этот случай. Папа за русский просил))) Потому что видит, как я за него сражаюсь! Но старшей было 6 с половиной на момент рождения младшей. т.е. можно популярно объяснить почему русский тяжелее и почему НАДО.
Мы используем ролевые игры, в которых ему труднее говорить по-английски, чем по-русски. Наши любимые герои Лунтики, Фиксики, Чебурашки: нелогично говорить по-английски играя с русскими героями. Мы придумываем новые ситуации, в которые попадают наши герои. Книги, игрушки, мультики, игры — максимально все «русское». То есть опора больше на языковую культуру! Очень много шуток, юмора (от мамы) именно из детских русских книг. У ребёнка создаётся ощущение праздника, когда используется русский. Мы придумываем смешные рифмы, которые по-английски вообще невозможно представить, и много смеёмся. Ребёнку русский «в кайф». И конечно с другими детьми он хочет его использовать. Тут встречи со сверстниками очень важны. Особенно тематические: Русский фольклор, теремок, Масленица, 8 марта, матрешки: ну-ка поиграйте в эти игры на английском 😉
Какая Вы молодец! Что только делать мамам без фантазии, математикам, так сказать…
@Tatiana, пишите нам, лирикам, мы всегда поможем 😉
большая работа для мамы:) но оно того стоит! Буду развивать фантазию:) спасибо за совет!
Интересный подход, спасибо за идею;)
Это правда — для мамы большая работа! Но это такая приятная работа, ни на что другое я бы ее не променяла. 😉
А по делу: в ванной у нас резиновые Гена, Чебурашка, Маша, Миша и тд. Играем, пока купаемся. Мелкая моторика: из киндер-сюрпризов все герои Лунтика, мы их зарываем-раскапываем в крупах… В машинках катаем деревянных Винни, Иа, кролика, сову и др. Играем в «починялки» с Фиксиками. Мягкие игрушки союзмульт фильм для всех игр подходят (кормим, воспитываем, у кого какие хобби придумываем, эмоции разбираем, в школу с ними играем и т.д) Машинки — наша страсть. Ну конечно у нас и советский трамвай, и маршрутка, троллейбус. Все «говорят» по-русски. Книги русские читаем по часу каждый день. Даже заморские любимые герои естественнее для него на русском: мама Му, котёнок Шмяк, барашек Рассел и др. Идём смотрим мюзиклы, балеты на английском, сразу обыгрываем все на русском (Три поросёнка, Щелкунчик). Есть герои голивудские, конечно, как Томас и МакКвин, никуда не денешься. Мы их тоже любим! И так как сын в американском садике, эти персонажи для игр с американскими детками… Аудиокниги пока все русские. Сегодня читаем Мальчик с пальчик. Там волк с лисой. Он спрашивает: а как их зовут? Я объясняю: диким животным имена необязательны. А он: а вот и нет — волчок- серый бочок, а лисичка-сестричка. 😉
@Tatiana где Вы все игрушки-киндеры и тп приобретаете?
Ребёнок час слушает книжки? Ребёнку сколько?
@Tatiana, в России и по интернету. Иногда час, иногда больше. Но редко говорит: хватит, я спать 😉 3.5 г Читаем с рождения.
Ещё один такой совет- весь новый опыт, путешествия, новые чувства — все ассоциируется с русским языком. Перед поездкой на круизном лайнере, читаем детские энциклопедии (с окошечками), как что устроено, а потом сравниваем свои ощущения с книжными (а тут и лексика изученная приходит на помощь: все можем назвать). Ура! Кайф! То же самое самолёты, катера, поезда, фуникулёры, слоны-верблюды… Подводный мир читаем в книжках, играем, рисуем по трафаретам, пазлы, мозаики и т.д. И идём в «аквариумы»- океанариумы, дельфинарии и тп. Играем в космос — идем в планетарий. И тд и тд. Любимые игры (наши, например, пожарные, спасаем животных с верхних этажей, стройка, гонки, автомойки, шиномонтаж и автомастерская, поезда и аэропорты) нужно просто «озолотить» ребенка лексикой по этим темам. Иначе как ему играть, если он три слова знает. Я заметила, он даже любит, когда я сама беру его игрушки и как бы сама с собой играю в какую-нибудь игру, разыгрываю сценку, а потом его благодарю за игрушки (поделился же) и иду готовить на кухню. Слышу, а он уже сам на разные голоса играет в «мои игры». Часто приглашает с ним играть. Но намного чаще играет сам! И фантазия класс! Сейчас любит выключать везде свет: включать фонарики, фары на своих машинках и играет в ночной город. Развиваем фантазию: я всегда ему говорю: тебе не может быть скучно, если у тебя есть голова на плечах. Он знает, что такое мозг, ум и воображение. Всего лишь один раз я попросила его описать пожарную машину (очень детально, звуки, размеры, цвета, запахи, составляющие), а потом спросила, а где она (мы были в детской), огляделась вместе с ним: но мы же её представили с тобой вместе, как будто она здесь, с нами, а где она? А, она в нашей голове! И он понял, что можно создавать любые образы из своей головы, просто нам нужно как можно лучше запоминать реальные предметы, а потом их преображать. Поэтому все игры на ассоциации всегда у нас на ура! Мы смешиваем все сказки вместе и он сам говорит: это путаница. Или он говорит: «это просто шутка». Очень любим театр теней. Из рук делаем самые причудливые образы. Берем предметы, тоже придумываем, что это может быть. На потолке рассматриваем на что похожи. Читаем книжки с фонариком в темноте. Особенно наша любовь — книжки-понарамки. А сейчас он ещё любит из пальцев делать всякие фигуры и спрашивает: что получилось? У нас таким образом началась математика. Счёты и игры с ними и игрушками. И пальцы. А если мы сожмём, а если разожмём, а к маминым добавим… Сегодня обнаружили, что два пальца — это л и это перевёрнутая v, шагающий человек, и victory, и «забодаю-забодаю». А три — это не только его возраст, а ещё и тыдыщ! Утомила вас уже. Играйте на здоровье!! Спрашивайте, если что-то интересно 🙂
Так Вы перед сном час читаете? Ребёнок не засыпает? Извините что пристала, но я впервые слышу чтоб кто-то так с ребёнком занимался. Пытаюсь понять, тк я совсем по другому с детьми. Нет, я и читаю и играю, но чтоб так — не получается. С вами родители играли как-то наподобие? Или это может генетика?
Вам бы дет сад открыть! И методички писать для людей без фантазии как общаться с детьми!
@Tatiana, спасибо. Методички писать не буду: нужно быть профессионалом, а я любитель 😉 И какие методички — развитие фантазии? Вы меня заставили улыбнуться! Я писала другие методички в России (воспоминания не обязательно самые приятные ;-)) Про сад — многие предлагают-советуют. Нет, я люблю свою работу. На сад нет времени 🙂 Про любовь к книгам- я кандидат филологических наук, профессор университета (уже скоро, как 20 лет преподаю), в университете Техаса 10 лет преподаю русский и литературу. Люблю их с детства, очень. Такой красотой, как язык, может быть обладают только музыка и природа, поэтому я не представляю, как можно ребёнка не учить видеть и получать удовольствие от красоты. Мои родители мне не читали, но очень меня любили и брали в путешествия, когда могли. И много времени я была на природе (выросла в Крыму). На вопрос о генетике не могу ответить: не специалист 😉 Непосредственно о чтении сыну: мы читаем часто и не только перед сном. Тогда больше, чем час в день получается 😉 Это может быть и внимательное слушание, и он играет, я читаю (иногда он бросает своё занятие, подходит, садится рядом и слушает). Пока я ещё читаю на разные голоса. Очень эмоционально. Инвективную лексику заменяю синонимами. Но кое-что, типа «разбойники, воры, уроды, собака не той породы» читаю, как есть. Незнакомые и трудные слова объясняю по ходу. Потом при случае прорабатываем эту лексику (показываю, составляем предложения, придумываем рифмы). И нет, он никогда во время чтения не засыпает: (рассказы, сказки, всегда стихи, загадки) разные жанры каждый вечер. Иногда начинает возбуждаться, это бывает. Мы всегда заканчивает спокойными рассказами, типа Пляцковского. И каким-нибудь эпизодом или стихом про засыпание, ночь, сон, отдых. «Вот герои засыпают — и тебе пора». Засыпает он всегда сам. Если здоров, то очень быстро. Я никогда не читаю одну книгу целый час! Он купается в 7:30. А с 8 до 9 мы читаем. Да, ещё ему папа по-английски читает (по-разному, но не час, конечно!) И никогда не заснёт, если дома, без «mommy’s stories» и «а книжки читать?». Зовёт со второго этажа: не отлынешь 😉 Да, телевизор мы не смотрим. Он никогда в доме не включён фоном или не фоном. Планшет с русскими мультиками — 15 минут в день, если не путешествуем. А в дороге мультики могут быть и час, и больше, что ж поделаешь, если едешь 13 часов в день. По ситуации… Удачи вам! 🙂
У нас старшему почти 3, а младшему 4 месяца.. так вот если нас с мужем он четко разделяет (со мной по-русски, с ним на англ), то с братиком прыгает с языка на язык и то так скажет, то так.. наверно не понял еще на каком надо)
Как у вас было год назад? Вы раньше просили ее говорить по-русски? Если честно я не вижу трагедии в том что б они говорили по-английски между собой, пусть сами выбирают..
Пока старшая не пошла в сад американский, она играла только на русском. Теперь все больше не английском.
Русский НЕ будет родным, если живете вне России
Это вы кому?
Хороший вопрос. А как мужу обьяснить, что дети должны говорить между собой по-русски?
Муж у меня американец, но по-русски говорит хорошо. Но с ребёнком он говорит по-англ. Ему нравятся его достижения и, конечно, ему тоже приятно, что ребёнок учит его язык. Но когда я говорю, что успеет ещё и выучит, он не слушает. А когда дети ещё будут вообще не знаю что делать…
Английский не пострадает. Папа, окружение, сад, школа, спорт … — все на английском будет. А вот русского вообще не будет кроме мамы. Но общение с мамой очень сужено бытовыми фразами. Поэтому обязательно необходимо поддерживать русский между детьми, сначала в игровой форме, затем они будут общаться на все темы, подрастая.
Это, конечно, важно. Мои четыре все на русском между собой говорят, но чтобы поддержать язык на нём надо читать. Словарный запас маминой кухни беден, увы.
Во сколько лет Ваши дети начали читать на русском?
И сколько им лет?
Семь, двойняшки пять лет и двухлетка. Читать по слогам они уже к 3.5 умели, но читать в радость все трое старших начали в 5-5.5. Я занималась, с букварями сидела. Приятно видеть, как они и на русском и на английском книги читают.
У вас 2 языка?
Да, два. И ещё они учат испанский, китайский и латынь, но как иностранные языки, не как «домашние» языки.
Ого. Молодцы какие!
@Anastasia, podskazhi pozhalusta horoshii bukvar. Spasibo!
А почему не сказать: » Папы тут сейчас нет. Зачем ты на английском говоришь? Сестра русский понимает».
Пробовала разные уловки и про папы рядом нет и про то, что сестричка маленькая и по англ не понимает пока, тк проводит много времени с мамой. Вроде соглашается, а потом автоматически опять на Английский переходит. Ввиду наличия друзей англоговорящих в садике, именно Английский у дочки теперь с играми ассоциируется…
Суммируя все вышесказанное, самый правильный путь — наличие русских друзей (это основное), развивающие занятия на русском, мультфильмы, книги, игры с мамой и т.д.
Что ж, будем искать друзей:)
Друзья- это конечно, чудесно, но девочке явно не хватает словарного запаса для свободного выражения мыслей на русском языке. И у детей её возраста ситуация может оказаться похожей. Посадите их двоих слушать русские аудиокнижки ( пусть рисуют при этом или строят) по часу в день и читайте им много. Старшая тогда сама заговорит.
Да, правильно, у нас в машине всегда русские рассказы играют. Всего Гарри Поттера на русском переслушали 🙂
Насильно мил не будешь, как известно. К языку это тоже напрямую относится. Я бы не только дома пыталась и аудиокниги и чтение и мультики и песни на дисках слушать, а помещала бы детей в русскоязычную среду ВНЕ дома — сад, спектакли, концерты и т.д. Пойте караоке по-русски, устраивайте конкурсы и тд. Когда язык органично войдет в жизнь через естественным образом возникающий интерес и получение удовольствия от познания нового, обвалакивающий эффект не заставит себя ждать. Проверено на несчетном количестве малышей. удачи!
Большое спасибо всем за ценные советы! Будем применять на практике.
И буду очень признательна за любую информацию о русскоязычных событиях и занятиях на русском для детей в нью-Йорке.
у нас это произошло только после русскоговорящего садика, где не было возможности быть понятым на другом языке, кроме русского. Обязательно найдите такой садик