Ребенок левша и правша одновременно?
Хочу посоветоваться по теме левша-правша (немного длинно :(): девочке 7.5 лет, начала писать в садике Монтессори с 4 лет, карандаш у нее оказался в правой руке, хотя у меня были подозрения, что ребенок — левша, о чем у меня был разговор с педагогом, но ей так не показалось. Пишет правой несколько лет, соответсвенно. Также правой рукой рисует, очень охотно. При этом может взять карандаш и спонтанно начать писать левой, почерк левой принципиально качеством не отличается от того, как она пишет правой (в целом печатные буквы, как учат в школе). Где-то пол-года назад педагог по фортепиано, который понимает в кинезиологии и неврологии, сразу же сказала, что ребенок левша, и левая рука «дышит» лучше, чем правая, и что гаммы нужно играть левой:правой в соотношении 3:5, чтобы был одинаковый прогресс обеих рук. Теперь, основной вопрос—на каникулах у бабушки в России, я пригласила логопеда с целью научиться красиво писать курсивом по-русски. Пришла молодая энергичная девушка, специалист по дисграфии, логопед в каком-то поколении, дело знает, велела купить тетрадку с мелкой диагональю и в ней писать, через полчаса занятий вдруг говорит ребенку: а ты пиши левой рукой, если тебе удобней. Не настаивает, а предлагает в формате «тебе решать» Ребенок не может понять, какой удобнее, и я тоже не могу понять, какой ей легче—почерк по-русски левой получше, похоже, ей легче выдерживать наклон. В итоге при том, что стаж писания правой уже 4 года, т.е. полжизни, если гаммы играть почти в 2 раза легче левой, не стоит ли все же перейти на левую? И что это будет значить—ежедневно писать левой для практики? Я немного в растерянности. Поделитесь соображениями, пожалуйста. Спасибо.
Могу рассказать про себя: я с детства писала двумя руками, только в школе не разрешали писать левой рукой. Но дома я писала так как хотела. Потом в университете это умение очень пригодилось, когда конспектируешь лекции в бешеном темпе и руки устают )) во взрослом возрасте левая рука пригодилась, когда два раза ломала кисть правой. Много лет уже приоритетно использую правую руку, но умение писать левой не потерялось, может немного угловатый почерк стал.
А что касается фортепиано: я сама педагог по фортепиано по первой профессии, с образованием Петербургской консерватории)) упражнения и гаммы, соотношения нагрузки на каждую руку нужно корректировать постоянно. Мне никто не говорил в детстве, что одной рукой надо играть больше, другой меньше. Существуют проверенные сборники упражнений, в которых развиваешь не только каждую руку, но и координацию движений с постепенным усложнением.
спасибо за ответ. педагог музыки у меня вызывает большое доверие—у меня 2 ребенка одного возраста у нее занимаются одновременно, такое соотношение она выдала только ей, сказав, что у нее был такой же опыт с собственным сыном. педагог консерваторский преподаватель. но ребенок мой все же утомляем, может, думаю имеет смысл писать левой.
@Natalia я ни в коем случае не хотела как-то усомниться в профессионализме педагога, рассказала исключительно свой пример)) конечно педагог лучше видит ситуацию живьём!!
Не прекращайте писать левой рукой, потом ребёнок скажет спасибо))
@Natali а как Вы думаете, сколько минимально нужно писать левой—и обязательно ежедневно? спасибо
@Natalia я в детстве все уроки кроме русского делала левой, чтобы учителя не замечали почерк, в левой немного другой наклон. Лет после 12 чаще писала правой, но навыки хорошо сохранились))
@Natali да, завидная пластичность, ниже мне про дядю написали, который в 52 года просто кисть в другую руку переложил после травмы. а Вы сами подпольно решили практиковать обе руки или кто-то подсказал?
@Natalia сама)) я рано самостоятельная стала и вообще никого не слушала кроме деда с военно-медицинской профессией ? вот думаю как теперь дочку воспитывать, времена теперь другие, да и деда такого кто бы воспитывал в армейском режиме рядом нет уже 20 лет.
Дядя переученный левша, тогда всех переучивали. Художник. Когда в возрасте 52 лет случилась страшная травма с правой рукой, он переложил кисточку в левую и успешно рисует дальше уже 30 лет.
Для него не было никакой разницы.
Мне кажется, пусть ребенок спонтанно решает сам. Но я не специалист.
мне сказали недавно остеопаты, где-то пол-года назад, что я переученная левша. я фехтовала левой рукой в юности в спортсекции. почерк плохой, левой писать не смогу.
@Natalia Дяде уже за 80 и я не знаю как его учили, не при мне было:) Я просто знаю результат — что он владеет обеими руками равнозначно.
@Irina это звучит очень круто, 80 лет, амбидекстр—хотелось бы узнать, как его учили, вообще интересно.
Я не врач, но смею предположить, что у вас может быть амбидекстр от природы. У меня так было у бабушки: всё могла делать и делала обеими руками. И теперь, кажется, это у моей дочери, но она ещё слишком мала для того, чтобы понять. Но мячик кидает обеими руками, имитирует расчёсывание, чистку зубов обеими, мелки держит обеими, берёт данный ей предмет обеими (ну, в смысле, через раз; обычно дети всё это делают ведущей рукой). Просто переученным именно неудобно всё делать другой рукой, нужно прилагать усилия. Судя по вашему рассказу, у вас другой случай.
Амбидекстр девочка. Пусть пишет какой ей удобно. Без разницы ведь для неё.
разница какая-то тонкая, но есть какие-то неврологические разные трудности—девочка довольно быстро устает, зеркалила при письме довольно долго, да и сейчас бывает.
Моя подруга так т осталась амбидекстером, хотя в наше время левой было нельзя писать. Она все равно с этим останется, что бы вы не делали. Пусть сама выбирает.
Амбидекстрия проходит у большинства детей к 6-7 годам. У кого-то намного раньше. Но есть дети, очень маленький процент, кто остаются с этой особенностью на всю жизнь. Это особенности созревания определённых участков мозга. Правильно, когда преподаватель не решает за ребёнка, а даёт выбор. И здесь не нужно так сильно загружаться по этой теме, если ребёнку комфортно.
спасибо, хочу обдумать варианты, поэтому решила посоветоваться, немного загрузилась, но вроде опция не загружаться у меня есть, вот думаю, может имеет смысл практиковать писать левой, как мне выше посоветовали, на личном опыте. пока этот логопед к нам приходит, еще могу ее спросить, но все, что мне тут пишут, помогает понять о чем спросить, логопед времени на разговоры со мной не тратит, у нее все четко по секундам с ребенком, не отпускает внимание ребенка.
@Natalia вы поговорите сами с ребёнком. Уже возраст вполне сознательный. Проведите вместе эксперимент. Если удобно и так и так и писать, и играть и тд, тогда можно также вместе обсудить и составить план, как пользоваться этой способностью. Развивать или нет навыки глубже — это решение в тч и ребёнка, тк нагрузка возрастает вдвойне.
Я знала одну художницу амбидекстр. Те можно развивать и практиковать что-то одно.
@Anastasia спасибо. нагрузки вобщем уже хватает, я отчасти думаю с точки зрения—не сократит объем нагрузок ли переход на левую
@Natalia если ребёнок левша, только тогда сократит.
@Anastasia вот и я о том же
@Natalia но в 7,5 лет ребёнок может определяться сам, без помощи посторонних. Именно поэтому вам нужно самой разбираться с ребёнком. Тут специалисты не нужны.
@Anastasia ну, да, вроде соображает ребенок, но в этом вопросе не так-то просто сообразить, мозг с его латерализацией штука непростая. но когда толковый хороший специалист рядом—это так приятно, такой luxury experience—уже что-то подустала я все сама да сама…
@Natalia доверяйте больше решениям ребёнка в 7,5 лет! Особенно в плане выбора рук.
я доверяю, Вы сказали ключевое слово «решение»
Мне кажется, Вы усложняете и излишне драматизируете ситуацию. Дайте ребёнку самой выбирать, когда, что и какой рукой ей делать. Будут обе хорошо развиты — ей же лучше, поможет в жини, как тут многие написали. Из личного опыта: я, вроде бы, правша, но когда на год лишилась возможности писать правой, выучилась делать это левой. А если бы уже умела, было бы проще.
наверное, просто хочу для себя понять по-лучше, специалиста спросить, но как-то осмысленно. немного меня шокировало предложение логопеда писать левой, если честно.
Может вот такая штучка поможет ещё …
классно, спасибо, покажу нашему логопеду, но мне нравится.
из личного опыта: правой писать слева направо сподручнее. ручки сейчас хорошие — не пачкают. в этом проблемы нет. но если разницы в руках почти нет, то я бы посоветовала писать правой.
да, ценность амбидекстрии—разными руками разные системы письма. насчет ручек, которые не пачкают—я умудрилась добыть перьевые ручки, мы в чернилах все. это мой trip down the memory lane…
на сколько помню гаммы на фо-но играют двумя руками параллельно, в этом и смысл чтоб оба полушария мозга задействованы одновременно. Да ладно, вы похвастаться решили, или вы реально считаете что амбидекстр это проблема? Пусть параллельно обе руки развивает, не давите ее выбором прям сейчас и немедленною Ее подсознание само решить какая рука, в какой момент выигрышей. А своим давлением с определенностью в 7 лет, вы весь ее энтузиазм убьете.
давления нет, пожалуйста, не заставляйте меня думать, что Вы проецируете. амбидекстрия не проблема, но если левой будет меньше нагрузка, то я склонна пройти по этому пути, как ненавязчиво подсказывает специалист. смущает меня, что полжизни шли другим.
Ну играю то параллельно, но много всяких упражнений делается и одной рукой тоже. Может быть просто имелось в виду, что левой девочке добиться того же результата в 2 раза легче.
Наталья, пос отриие лекции и выступления профессора, академика РАО, директора института физиолонии развития Марьяны Безруких. Она много останавливается на вашей проблеме. Ребёнка рано (увы) стали учить писать, когда ведущая рука ещё не установилась, и возможно её неправильно выявили.
спасибо большое. обучение преференциально пользоваться правой рукой идет очень глубоко—я сама это вижу, когда с очень маленькими детьми работаю—вот, например, висит на стене треккер-в нем отверстие с одной стороны—и уже это сделано под правшу, уже идет переучивание.
@Natalia основам письма можно начинать не раньше 5-6 лет, а лучше позднее. Не раньше. Это физиология развития ребёнка. Раньше начинать-вредить ребёнку.
https://youtu.be/qpuPl481uMg
@Katya в Монтессори в 4 уже, конечно, пишут, причем не то, чтобы обучали, так все простроено, что ребенок как бы сам себя научил. но это зона strong opinions. можно было бы и не учить, я не настаивала, я потом не смогла сама поддерживать навык писать курсивом.
@Natalia профессор, академик Безруких так сказала о так называемых Мотессори:система Монтессори была разработана доя умственно отсталых детей. Факт. Сейчас даже от неё ничего не осталось в садиказ, ЯКОБЫ, работающих по её системе. От себя добавою: Есть маркетинг частных компаний — садиков, зарабатываюших на модном у всех на слуху трендовом слове.
@Natalia этому следует обучать детей по возрастам
@Katya это не совсем так, Монтессори сначала дали умственно отсталых детей—она им простроила нервные пути, и они пошли сдавать экзамен, который сдали наравне с детьми «нормальными»—в этот момент Монтессори подумала, что не так в обучении нормальных детей, что они не лучше моих бедных детей. Она стала искать возможность работать с обычными детьми, получила ее через несколько лет в очень социально проблемном месте, и на этом специальное образование в общем закончилось. Общие принципы—не предполагают патологичны, например, изоляция навыка—ничего в этом плохого нет для нормотипичного ребенка. А вот уже позже в Германии человек по имени Теодор Хельбрюге применил метод для различных патологий развития, и его работа поддерживает мнение, что Монтессори — это для патологии.
про макретинг согласна.
@Natalia все это прекрасно на словах, но если они начинают учить писать в 3 года (например), не учитывая параметры фидиолорического развития ребёнка, то грош цена такой методике. Впрочем, более ста лет назад сложно было многого от этой системы ожидать. Сейчас наука далеко ушла. Не надо кидаться на умные трендрвые названия. Посмотрите лекции Безпуковой. Сложится ясная чёткая картинка в каком направлении работать в плане обучения ребёнка.
@Katya Они не начинают, ребенок сам идет по среде. Но как я говорю—это сфера strong opinions, тут лучше не спорить, я послушаю Безрукову, я не успеваю всех слушать, мне еще нравится Ясюкова. Чтобы критически разбирать Метод Монтессори, его нужно изучить, а адекватный тренинг занимает пару лет довольно интенсивной учебы.
@Natalia сама увлеклась Ясюковой, но она в основном по другой теме :о проблем обучения в школе, о неправильности обучения чтению в начальной школе. Все-таки, отвлекитесь, посмотрите выступления Безруких. У неё за плечами 20 разработки уникальной программы, чёткость мысли, к тому же научно обоснованной. А главное, у неё есть ответ ы, конкретные ответы на проблемные вопросы. У Ясюковой этого нет, или не совсем.
@Katya я уже начала смотреть, я давно уехала, поэтому с ней не пересеклась раньше, я сама вышла из кафедры психофизиологии
@Natalia как всегда это бывает, если и руководитель садика и емеет (дай Бог) знания или прошёл тренинг по системе, то воспитатели часто без среднего, не то что высшего пед образования. У нас в Кембридже такой садик Монтессори есть. Бог ты мой! Мне рассказывали, что так, для рекламы дали название Монтессори, накидал сенсорных игрушек, на общем фоне садиков теперь он выделился зазывным названием. А то что там работают воспитательницы после школы, едва сами умеющие читать, то родители на это не обращают внимание.
@Katya может быть, любая лажа, к сожалению, как-то незащищенно имя как бренд оказалось, но когда хорошо, то очень хорошо, как минимум как вариант нужно смотреть аккредитацию АМИ.
@Katya вообще идея иметь высшее дошкольно-педагогическое образование в массах—это достижение социализма, как ни иронично это может прозвучать
@Natalia я не поняла тезис про иронию, но да, в советских саликах воспитатели должны были иметь высшее пед образование по профилю дошкольное образование. А это было п, ть лет обучение в пед ВУЗе, ср сложными предметами (история , психология, физиология, литература, иностр литература, язык и тл). Очень хорошее качественное было образование
http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200901702
Безруких автор большого числа учебников для дошкольников под серией Ступеньки к Школе. Там есть в том, ислк программа обучения письму леворуких детей.
да, Выготский очень Монтессори критиковал, что дети там пишут, но я про себя подумала, когда его критику читала «ну, Лев Семенеыч, give me a break”—он тоже не понял,что там происходит. Хотя я его люблю и уважаю, и сама вышла из его школы, но когда я случайно зашла посмотреть в садик по соседству, что там происходит, то увидела, что там выдержаны все законы детского развития, как меня учили по Выготскому. огорчило, что я про это узнала таким образом—но это другой разговор
@Natalia а во сколько вашу дочку стали обучать письму в садике Монтессори?
@Katya Вы что-нибудь знаете об аппарате Монтессори? этот вопрос с одной стороны простой, с другой очень глубокий—детям дают обводить большие буквы, иногда даже до того, как ребенок научился говорить (если у ребенка есть интерес). я сама так с аутичным мальчиком работала, ему было интересно обводить буквы—а там надо железно делать то, что интересно ребенку, подолгу мог. может быть, это упражнение вошло в копилку того, что помогло ему выйти на указательный жест. дети текстурами интересуются—это и есть положительное подкрепление в шершавых буквах Монтессори. это все довольно большие темы, честно говоря, даже не хочется впопыхах об этом писать.
я б не переучивала, если ей правой несложно все это делать, пусть и делает правой
но логопед профессионал сразу подметила, что возможно, левой легче. мне решиться на левую после уже 2 лет школы—как-то стремно, сама она тоже, может, думает, что так надо. есть такой анекдот—человек садится на гвоздь, но думает, что так надо
@Natalia слушайте ну ключевое слово «возможно», а это значит что возможно и нет.. если то как она делает ей удобно, так зачем что-то менять? честно не понимаю этого загона. если ребенку будет некомфортно, то она сама начнет использовать др руку
А в чем вопрос вообще заключается, в чем проблема? Вы ходили в Монтессори садик тем более, там вообще специально развивают обе руки обычно, чтобы ребёнок владел и правой, и левой. Даже есть специальные Монтессори тренажёры для развития моторики обеих рук. Если ребёнок владеет обеими руками практически одинаково, то пусть сам выбирает, какой писать и рисовать
@Natalia Монтессори система действительно делает акцент на равномерном развитии обеих рук. Например, ребёнок делает сортировку правой рукой, его специально просят повторить это же упражнение левой рукой. Или ребёнок пишет правой рукой, его просят сделать это же левой рукой (это для детей постарше). Возможно, в садике вам и развили правую руку не хуже левой, хотя я не знаю, с какого возраста и как долго вы туда ходили. Я ваш длинный пост прочитала внимательно, но проблема мне показалась не проблемой. Это плюс для вашего ребёнка, что обе руки развиты в плане моторики достаточно хорошо и он может писать обеими руками
@Anna спасибо, что внимательно прочитали, я ниже в комментариях писала, что стоит вопрос утомляемости. я уточню у тренера АМИ действительно ли просят написать другой рукой, я такого не видела. даже на стадии упражнений подготовки к письму не видела, что бы просили делать другой рукой. но я уточню—если Вам интересно, я могу Вам отписаться.
@Anna я тоже в США, спрошу в понедельник
Дайте ей самой выбрать.
У меня дочь — амбидекстр, в меня, нам нет разницы правая или левая, пишет правой, может и левой, но предпочитает правой, есть сами приучили правой, а всё остальное — как придётся.
Тренер по фехтованию, кстати, без ума, говорит, что это большое преимущество в «боевом» спорте, где можно менять руки в зависимости от предпочтений противника
Я с детства пишу 2 руками нет разницы даже сейчас ни кто не отличает какой рукой написано, дочка из двойни пишит тоже двумя руками а сын и дочка погодка пишите левой ..как выбирать так и будут писать
Гм…я двурукая,??использую как при письме , так и по жизни обе руки… Проблем нет!!!! И моя старшая сестра Тэд двурукая, ее в школе пытались переучить….но бестолку?✌
Сын мой .. .3 года, похоже тэж двурукая. ..и проблемы я в этом не вижу!!!!!
Почитайте про амбилекстеров. может дочка из них
У меня сын левша)) А ложку я его учила держать в правой, что зря. Писать стал левой. Потом начались трудности в школе и вроде как из-за леворукости. В Германии есть специалисты, которые могут с помощью тестов с очень большой точностью определить какая рука главная. Мы были у такого. Оказалось дело в технике леворукого письма. Теперь проблемы нет. Я расспрашивала про «двуруких»( у меня знакомая такая), говорит, что иногда это переученные левши (у таких много трудностей, но они их научились замечательно преодолевать), а иногда настоящие двурукие (амбидекстры). Вот у них это приятный бонус от природы)) Может у Вас такой ребенок?
Какие советы вам ещё нужны? Педагог и ребёнок нашли путь удобный и комфортный для ребёнка. Не вмешивайтесь, чтоб не навредить!