Ребенку 4 года. Играет сам с собой: «Ды-дыжь! Бух!» И мне: «Я всех голубей застрелил». Стоит увещевать про ценность жизни?
Вопрос к психологам, скорее.
Ребенку 4 года. Сидит играет сам с собой: «Ды-дыжь.. Бух..» И мне: «Мам, я всех голубей застрелил».
Стоит ли в этом (именно в этом) месте увещевать про ценность жизни. Или в голове могут быть любые игры, и лезть не нужно?
Интересно!
«Не стреляй в воробьев, не стреляй в голубей…»(с)
Есть хороший фильм «Весна, лето, осень, зима..и снова весна». (Южная Корея,Германия, реж.Ким Ки Дук). Посмотрите. Я его случайно обнаружила В Контакте. Если что у меня там на стене есть. Очень много проясняет на эту тему..
Кратко по мне — мы все родом из детства..и вот такие детские игры во взрослом мире под влиянием сильных эмоций..могут эти детские игры перенести в реальность…
Моей только 2, ничего посоветовать не могу. Но есть вопрос: а откуда он узнал, что можно стрелять голубей? Мы с дочкой уже видели драки в фильмах и я конечно пояснила (не один раз) что это и почему происходит. Ну и что это не осень хорошо. Но как объяснить про убийство я не представляю себе. Хочу эту тему максимально оттянуть лет до 10. От куда дети сами такое узнают? В садке?
Скажите, что в голубей стрелять нельзя. И все. Не заостряйте внимание на этом. Старайтесь не показывать взрослые фильмы
Интересный вопрос, послушаю. Я в такой момент наверное выразила сожаление по поводу птиц. А потом спустя какое-то время какой-нибудь мульт или книжку показала про то, как кто-то спас птиц. О! Дядю Степу! Который спас 18 голубей, а за ними воробей). Может, и поиграла бы в такого дядю степу.
Мне тоже интересно. В мальчике наверно должна присутствовать доля здоровой агрессии, это часть мужской природы. Но где разрешать , а где пытаться увести его от этого?
А мой 3 летний сын обожает шпаги, мечи, оружие. Остров сокровищ мультик смотрит: там и стреляют пираты и про рыцарей мультиков советских много ( казаки против мушкетеров), тоже сражаются и ему надо! Три мушкетера тоже моментами смотрел))))С папой часто фехтуют:) думаю, это нормально для мальчика!
В игры не надо, если при этом ни одного реального голубя не пострадало. Вне игры нужно рассказывать, как есть на самом деле, по Вашему мнению. Например, показывать, как ухаживает за голубями хозяин голубятни, кормить голубей и читать про них книги и стихи)
Игра — это способ безопасно выразить эмоции. и чтобы ни одного голубя не пострадало, и чтобы общество (в лице родителя) не отвергло. Если поправлять в игре, то либо мы не получим никакого эффекта, либо то, что маме это не нравится, значит это тоже не легитимный выход агрессии. То есть по сути стоит не столько игре внимание уделять, сколько смотреть на обстановку в целом — как у ребенка с выражением агрессии (и других чувств), принимаются ли чувства взрослыми, есть ли возможность снять напряжение.
А вот ладно голубей мы не убиваем, а свинку? А кошечка птичек ест. Что кошечка плохая? Я планирую объяснять в том ключе, что можно убит для того, чтобы съесть. А доя забавы нельзя и вот как раз такие игры не буду одобрять.
Я бы сказала: давай сначала научимся хорошему. Тк потом на плохое может и не остаться желания. Плохое- это все, что не хорошее)) то что пока по вопросом надо ли и как обьяснить))
Я бы включилась и продолжила игру без всяких нравоучений: «И тут пришла девочка, которая дружила с голубями и каждый день кормила их вкусными крошками, увидела их мертвыми и горько заплакала. А тут мимо шла фея, увидела она плачущую девочку и спросила, что с ней. Когда она узнала, что кто-то убил ее друзей, то она очень рассердилась Она наколдавала так, что виновник появился перед ними. Она объявила, что она превращает его в голубя. Но мальчик искренне сожалел о случившемся, и девочка тоже заступилась за него, и фея простила. С тех пор мальчик никогда не стрелял по голубям, дружил с девочкой и они вместе кормили их.» Ну как-то так… Главное, чтобы интересно, без нравоучений, но показать последствие такого поступка в игровой форме.
Расскажите о верности птиц, например, лебедей. О том, что если один из партнеров погибает, то второй тоже не может жить без него. Это поможет ребенку осознать, что птицы живые, со своими эмоциями и переживаниями, это повысит ценность чужой жизни в его глазах.
Лучше жалобную историю про маму голубя которая прилетела, а сыночки плачут им больно (слово умерли не хочется применять). Хотя надо и это осторожнее, тк потом перестанет есть курицу и мясо
Да тут дилемма.. Убивать, вроде как плохо, но не всегда. Нужно какое-то правило. Когда можно, а когда нет.
для меня тоже возникал этот вопрос. Вижу такое решение:
1) никаких нравоучений именно во время игры
2) задаю вопрос нейтрально, с оттенком легкого искреннего любопытства (без ужаса и недовольства в голосе) «А зачем?» — таким образом узнаю, что за интерес побудил играть в такую игру.
3) недавно прочитала у Егора Бахотского, что если ребенок играет в злодея, то самое главное, чтобы это было совсем понарошку, т.е.без попытки устроить правдоподобные сцены (ну типа, чтоб оружие было прям как настоящее, пятна крови и т.п. — вот этого не допускать). Он рекомендует включаться в игру и отыгрывать и может быть ввести какую-то роль типа предложенной Светланой Сабуровой, девочки, которая любила этих голубей и оч.расстроилась и т.д.
4) отдельно от игры разговаривать на понятном ребенке языке о ценности любой жизни (но тут с т.зр.этики встает вопрос мясоедства…, с этим пока не знаю как быть. в принципе, я уже дочке говорила про курочек, кроликов, что когда-то они были живые и паслись и т.д., но ее это вообще не тронуло). Тема, наверное, не самая простая…
Сегодня смотрела «Морозко». Там Ваня гуся застрелил, чтобы перо получить путеводное. Потом каялся, что перо его подставило, как он думал, а жизнь у гуся-то забрал. Без комментариев сказку показывать невозможно..)
@Vera Еще жалобней и ближе детским переживаниям — остались птенчики без мамы и папы, сидят дома одни, сиротки, плачут, кушать хотят. Душедробительная история получится
Мне к теме мясоедства в детстве (4-7 лет) кстати пришлись рассказы о древних людях и некоторых (особенно языческих) религиозных обрядах/практиках: нельзя причинять вред животному, если это а) ради причинения ему страдания; б) не ради пищи, во многих случаях — выживания. Например, на Крайнем Севере христианские миссионеры были вынуждены трансформировать практику поста, так как в условиях полярной зимы местные жители едят солонину и пр. животную пищу. Им предложили воздержание от пищи в течение рабочего дня и ночной прием пищи. Вроде как у мусульман. Вегетарианцы рассказывают своим детям по-другому.
@Marta-Irina да для них в таком возрасте выстрелил не равно убил, а убил не равно навсегда. Он этого нигде не видел, просто у него есть автомат игрушечный, и этот автомат стреляет. И у мальчишек вокруг они тоже стреляют. И мальчишки играют (даже без автоматов), как будто они стреляют. Я не знаю, это на генном уровне, мне кажется :))
Да, я понимаю все ответы, но они в основном про то, можно ли реально бить птиц. И как объяснить, что нельзя.
Да, пара ответов есть по теме. А по теме — это то, что ребенок играет, в руках ничего, птицы далеко, и в птиц реальных он не стреляет.
И вопрос то в том, стоит ли в игру вообще лезть, или она имеет право быть любой, пока никто не страдает?
И вот этот вопрос к психологам бы 🙂
Психологи? Можете прояснить ситуацию?
Я, в общем-то, тоже, как @Надежда склоняюсь к тому, что зря начала рассказывать, что у голубя, наверно, мама есть и птенцы, возможно и плакать они будут, и пр. То есть по ощущению, все же не надо влезать в игру такую Но хотелось бы профессионального мнения 🙂
Я психолог:) но тут не может быть универсального ответа «по госту». Если например мама ничего не говорит ребенку и копит переживания насчет того, что ребенок не-дай-бог-маньяком-вырастет, разве то, что она будет молчать, будет однозначным благом?:) в первую очередь, если вас это беспокоит, мне кажется, надо оценивать обстановку в целом, а не вырванную из контекста игру. ну и стремиться понять, что означает вот эта конкретная игра для вот этого конкретного ребенка. иногда может имеет смысл вмешаться, как предлагали, отыграть сочувствие ли, чувства голубя, чувства стреляющего, иногда вообще не вмешиваться. главное — чтобы ребенок видел, что вы рядом, на его стороне, не отвергаете его. и если он таким образом отыгрывает какую-то проблему, а не просто исследует мир, готовы помочь ему справиться с этим..
@Надежда меня как раз абсолютно не парят такие игры, как и любые другие практически, пока от них не становится кому-то плохо. То есть, на мой взгляд, в голове можно что угодно представлять — мало ли, зачем и почему это сейчас надо.
То есть вне игры ребенок понимает, что бывает больно и пр.
Я просто решила понять, что наука на сей счет говорит 🙂
Спасибо!!
@Надежда да, вот, поняла, что я на самом деле хотела узнать: вот, я почему-то ему рассказала про плачущих птенцов и пр. Без злобы, я рядом и прочее, просто проговорили — в форме диалога, спокойно и пр.
Я, скорее, о том, не зря ли я? То есть, возможно, ребенку нужно что-то такое отыгрывать в голове, чтобы потом НЕ делать в реале?
В 4 года во время своей игры не все дети (особенно мальчики) могут подумать про воображаемого голубя, как про маму-папу птенчиков. И прочее…
Я бы понаблюдала за игрой. Если мне ребенок сообщает :»я застрелил всех голубей», я бы поинтересовалась :» для чего?» Возможно, у него была совсем другая идея. Например, он играл в охотника. Или они были «мишенью», а он, воображая, оттачивал свое мастерство. Услышать его ответы важно, чтобы потом адекватно отреагировать.
Для своего спокойствия, если ребенок в диалоге, можно сказать про то, что понарошку играть- это одно, а в реальности вам бы жалко было птичку. Ничего плохого в вашем сочувствии к птицам нет. Но сначала стоит узнать про его идею. Может, до разговора про защиту птиц и не дойдет))
@Татьяна спасибо!!
это так или иначе зависит от подхода. мне лично не близок поведенческий подход, поэтому игра сама по себе в моем понимании ничего не значит (без контекста) и делать вывод, как на нее реагировать, не берусь. чтобы не делать в реале — это как раз то, о чем я говорю — поиск безопасного выражения эмоций (слив агрессии например, совсем не обязательно. чтобы ребенок при этом злобно палил по воображаемым голубям), исследования мира, своих возможностей и тд. дети в играх убивают, умирают, оживают и тд, и это делают практически все дети — это не делает их жестокими в реале. просто они в игре не будут рассматривать ситуацию со всех сторон. Ну а в таком возрасте у них в принципе до этого мозг не дозрел:)
«Я, скорее, о том, не зря ли я?» даже если бы это было в корне неправильным, конкретные действия имеют не такую большую сил, как контекст отношений. если в этом смысле все в порядке, вы чувствуете, что ребенок не подстраивается под вас в выражении эмоций, не старается быть хороших и неагрессивным, не плаксой и тд, чтобы вам угодить, то вряд ли его это вообще обеспокоило:)
@Надежда ОК, ясно, спасибо!
Нет…если бы это было чудовище-все ок…но голуби….лучше все таки показать мультфильм….Можно ещё про историю Вити Черевичкина вот ссылка: http://www.moskva.fm/artist/%E7%E0%EF%F0%E5%F9%E5%ED%ED%FB%E5_%E1%E0%F0%E0%E1%E0%ED%F9%E8%EA%E8/song_1594791 но мне кажется он мог где-то видить. Убийство голубей…например канал дважды два….так что не волнуйтесь-просто объясните…