Правда, что дети, которых учат языку жестов, потом легче начинают говорить? Нам 1,9
Здравствуйте!
Сначала опишу ситуацию. Дочке 1 год 9 месяцев. Говорит очень мало. Звуки за мной повторять не хочет. По логопедическим пособиям заниматься не хочет. Заинтересовать не получается ни у меня, ни у мужа. Живём в Канаде, я и муж русские. У дочери фактически один язык — русский. Английский она, конечно, слышит на площадке, на улице, в магазинах, но это очень маленький процент от всей слышимой ею в течение дня речи.
У нас есть возможность походить на занятия, обучающие английскому языку жестов (занятия для родителей, которые потом этому языку должны научить своих детей). В аннотации к занятиям пишут, что дети, которых учат языку жестов, потом легче начинают говорить.
Собственно вопрос. Даже два. Действительно ли есть исследования на эту тему? И имеет ли смысл учить ребёнка английскому языку жестов, если слышит она только русский?
Дочке 2,3. Только сейчас начала повторять слова на русском. На фр выдает предложения, по-русски только начинает. Не беспокоюсь пока, у билингвов все с опозданием часто идет.
Оставьте дочь в покое с занятиями и языками )) Вы живёте в англоязычной среде, когда она пойдёт в садик, школу и т.д. будете ещё переживать, чтоб русский не пропал! Это я к тому, что во-первых, в год и 9 ожидать свободной и обильной речи ещё рано, а во-вторых, язык среды очень быстро догонит и перегонит русский, не сомневайтесь ?
Я полностью согла7сно с @Alona . Ощущение что не знаете чем себя занять поэтому приходят мысли о языке жестов….наслаждайтесь каэдой минутой с вашей дочкой, она очень быстро вырастит не успеете заметить. Вместе играйте, рисуйте, творите, просто наблюдпйте как она познает мир говорите и объясняйте что она видит вокруг и она непременно заговорит . А если все равно этого мало, завидите еще малыша и некакие языки жестов не понадобиться
О, про второго малыша — это точно ? тогда автор даже и замечать не будет, как дни пролетают ?
А если не заговорит 2й, рожать третьего?
У меня третий поздно заговорил ))) язык жестов может очень помочь, часто дети очень нервничают, когда не могут выразить словами то, что хотят.
Ну если вы обратите внимание как раз Вика Раскина не поддерживает эту идею,а она логопед. Не боитесь ли вы что потом ребенок будет заменять слова именно жестами и в результате меньше говорить?
Я бы походила, если есть время и желание. Занятия точно будут стимулировать развитие коры головного мозга и нейронные связи будут образовываться, так сказать, интереснее.
у свою дочку учила с 8 месяцев языку жестов — жест английский, слово русское — сейчас ей 1,1, она знает и показывает 9 разных жестов, что значительно облегчает общение — при том, что я говорю с ней только по-русски, а муж канадец только по-английски.
и, кстати, новые жесты теперь учатся намного быстрее — мы три новых учим, уходит в среднем два-три дня если это что-то, что вы делаете/видите каждый день
Julia Worthington, спасибо, Ваш опыт обнадёживает!
Anastasia Evstropova и, кстати, не обязательно совсем никуда ходить — я брала видео из интернета, прекрасно и просто все. вся фишка в том, чтобы повторять жест каждый раз, когда произносите слово — это на первых порах очень трудно, я наверное месяца два первых скорее себя тренировала ?? когда сама привыкаешь, то проще намного. а занятия нам не понравились особо, разве что сходить пообщаться. все дело в практике.
а вообще, все детки разные, имеет смысл заморачиваться только если вам самой это надо, и не факт, что язык жестов у нее пойдет тоже — может она просто через годик заговорит сразу предложениями 😉 хотя, конечно, мне уже сейчас легче намного, когда человек вместо капризов может объяснить, что ей надо 🙂
@Julia, если брали видео из интернета, то почему выбрали английский язык жестов? По русскому нет мануалов в сети? Или они хуже качеством? Или Вы начали учить английский язык жестов на занятиях, а потом просто решили продолжить самостоятельно и чтобы не переучиваться на русский продолжили изучать английский язык жестов?
@Anastasia более универсально мне показалось — так она здесь сможет общаться тоже, и будет уже понимать сразу «по-английски» по жесту 🙂 русский язык жестов тут вряд ли кто знает ?
У меня подружка-американка начинала учить дочку языку жестов ещё до года наверное.. было очень интересно наблюдать, как малышка могла жестами обьяснить, что она хочет не умея ещё толком говорить. Моя старшая в pre-k тоже учит язык жестов. Каждую неделю по пару новых мне показывает, уже начали объединять их в предложения. Мне кажется, новые знания это здорово, это возможность общаться с большим количеством людей.
До 3х лет можете не париться. Все дети разные. Моя в вашем возрасте уже предложениями говорила, а дочь подруги молчала до 3х лет, а потом начала говорить сразу предложениями. Сейчас им по 6,5 — 7 лет и никакой разницы нет.
у нас в саду в Канаде(да) деток с года обучали жестам, показывать чего они хотят, помойму это очень полезно, а по делу я бы перебдела и взяла направление у педиатра к кому надо, учитывая как это долго в Канаде то лучше перестраховаться
Alexandra Yasny, мы уже направление взяли, слуховой тест прошли (всё нормально у дочки), а теперь вот ждём, когда дадут занятия со speech specialist. И да, судя по слухам, ждать будем ещё долго. Уже сходили по мужниной рабочей страховке к частному логопеду, но там покрытие маленькое, особо не находишься.
@Anastasia молодцы что все это сделали!
@Anastasia занятия со спич терапистом в таком возрасте обычно не дают. у вас скорее всего будет прием, через пол года еще один прием..
Язык жестов пойдет на пользу! На классы необязательно, просто посмотрите или прочитайте про несколько жестов, которые были бы в ходу каждый день. Моему 1 г и 6 м, в ходу ещё/more, всё/all done и пить/water. Можно бы и больше, но он начинает потихоньку слова использовать, и нам хватает. Удачи!
Ещё пожалуйста/please и спасибо/thank you у нас в ходу.
Мне вообще не нравится язык жестов. В итоге он тормозит обычную речь . Понятен только тем, кто знает эти жесты.
Далее. Вы пишите — ребёнок с вами не занимается. Почему вы считаете , что она будет заниматься с вами жестами?
И если уж заниматься, то по специальной программе развития направленной на речь -http://vikaraskina.com/product/weekly_6_1g-2
Мой сын использовал язык жестов с 8 месяцев. К 18 месяцам говорил 40 слов на английском и 20 на русском. Дочке 17 месяцев. Языком жестов отказывалась пользоваться. Только одно слово еще показывает с 14 месяцев. Говорит дай, сюз (shoes), buy, hi, мама, дада, гав. Звуки недавно начала повторять немного. Я использую большую книжку с большими картинками букв и предметов, на которые они начинаются.
Не переживайте, начнёт ваша дочь говорить и по-русски и по-английски. У нас в общении почти 4 языка. Сыну 2,6 года. Говорит по русски простые предложения. И это при том, что только я говорю с ним на русском. Муж говорит на испанском, но мало развивает его речь. Поэтому сын при общении смешивает 2 языка. В садик ходим, там говорят только на голландском. По голландски не говорит, только простые слова. Между мной и мужем английский язык. Я даже не слышала , чтобы учить язык жестов. Сын смотрит мультики на 3 языках. С сыном стараюсь говорить на 3языках используя лёгкие слова, т.е. то что ему интересно. Например, о машинах, и начинаю, машина красная,колёса большие, ну и т.д. Вот как то так.
Мы тоже русскоязычные в Канаде, дочка заговорила после двух, так что я бы пока не волновалась, если нет других проблем
Именно, если других проблем нет. Плюсую 🙂
А вы с педиатором посоветовались- слух, общее развитие? 1.9 это очень поздно начинать язык жестов учить.
Не поздно
Не удержался… Прям так действительно «очень поздно» в 1,9?!)))))
Я бы для себя для начала ответила на такой вопрос : для чего учить язык жестов( для выражения своих желаний, развития речи или чего-то другого)? Вспомним, что изначально он создан для общения глухонемых людей. Язык жестов конкретен.Это либо сочетания букв,либо символы слов, так?! Конечно, выучив ряд жестов, малышу будет удобнее выразить свои желания( что-то конкретное). Вспомним,так же, что в полтора года малыши изучают и совершенствуют звукоподражания( животным, машине, звукам ( типа, кап-кап,топ-топ, короткие слова ). Как мне кажется, для развития речи намного важнеев это время просто играть, слушать,наблюдать, имитировать что-то или кого-то. Рожицы перед зеркалом строить( типа, артикуляционные мышцы тренируем), Сороку Белобоку делать( или массаж, или с водой играть, с камушками, и прочим). То есть идя от простого к сложному( от звукосочетаний к словам), ребенок учится, преодолевает трудности, что очень важно. Кстати,помню, нам в институте говорили, если у слабослышащего человека хоть в какой-то мере есть слух, детей стараются научить говорить, а не останавливаться на использовании языка жестов. ИМХО
Я поленилась разобраться с темой языка жестов, а вот когда сын сейчас пошел в прескул — пожалела. Было бы очень удобно, если бы он мог какие-то базовые вещи показывать, менее стрессово на самых первых порах.
Это очень круто. Правда. У нас нет такого. Но это лучше, чем сидеть и ждать чего то. Мало ли что.
Не читала, что говорили ранее. Да, есть исследования, что это работает. Я бы не рассматривала это как панацея. Но сходите, вай нот. У нас в финляндии это тоже один из этапов. У меня старший особенный мальчик . Пособия всякие пошли только после трех лет. Занимайтесь на взаимодействие: бросайте друг другу мячик и тд.. главное делайте по очереди, то есть развивайте ты, я, ты, я.. найдите дефектолога и занимайтесь так же дома. Дети разные, не факт что у вас проблема. Добивайтесь невролога, психолога. У вас же есть там early intervention? Обратитесь 🙂
Дочке 2,7, повторять ничего не хочет до сих пор, это ее твердая позиция, разве что в шутку, в игре) При этом речь развивается. Нам сказали, что это ещё и вопрос характера)
У меня тоже отказывается повторять, речь развивается с опозданием, мальчик
@Anna у нас тоже с небольшим опозданием, но исключительно по моим ощущениям, в целом все вроде как в пределах нормы( Правда, есть проблемы со слухом по мелочи, лечимся.
Моя дочь начала говорить в 2,7. До этого лишь пару слов говорила, и те на детском лепете. Когда чего-то хотела, указывала пальцем и произносилась такой мычащий звук. Но при этом все понимала, приносила указанную вещь, даже если эта вещь находилась в соседней комнате и указания были только словесные. Например: в спальне на кровати лежит мяч, принеси мне его. Отлично различалась цвета и оттенки, например: дай розовый карандаш. Совсем не любит читать книжки, но с удовольствием слушает сказки, которые я ей рассказывают без книг. Повторять за мной даже не пыталась, на просьбу повторить совершенно не реагировала, можно даже сказать игнорировала и занималась дальше своими играми. Пока она не начала говорить, я тоже очень сильно переживала, но наш педиатр (примитивно проверив её слух, реакцию на просьбы, похвалы, наставления) посоветовала подождать до трёх лет. Слава Богу, ждать не пришлось. В течение двух недель заговорила целыми предложениями, при чем довольно сложными. Сейчас нам 3,1, рассказывает рассказы из нескольких предложений, повторяет лёгкие сказки — курочка, колодка, запоминает четверостишия и песенки. Дома говорим только на русском. Греческий она понимает, но отвечает всегда на русском. Да, и ей очень нравились песенки из серии «Музыка с мамой» (есть на ютубе). Она могла до получаса слушать их и повторять все движения. Думаю, если во всем остальном ребёнок развивается нормально, то и речь в своё время «догонит»
Хочется головой подоблиться в стену от таких ежедневных постов. Мамочки!! Если у ребенка нет явных отклонений, то не надо так психовать. Зачем заставлять полуторогодовалого ребенка что-то там учить по пособиям (обожемой) или повторять звуки. Что значит мало говорит? У нее есть «слова»? Она предметы называет? Коммуникация есть между вами и ребенком? Речь понимает? тогда оставьте ее в покое. Этого в ее возрасте вполне достаточно!!
Единственное, что да, социализация помогает. Мой сын-билингва тоже был молчуном до 2-х лет. Говорил отдельные слова, что-то лепетал, но не более. Разговорился после того, как я записала его в итальянские ясли. После двух лет начался прорыв. Сейчас говорит на двух языках, не заткнуть!
Anna Alekseeva, на своём опыте могу сказать, что в основном те мамы, которые волнуются, волнуются не напрасно. Определить, есть ли у ребёнка явные отклонения довольно сложно в этом возрасте (большинство специалистов советуют подождать до 3-х лет, сами знаете), а потом оказывается, что «а что Вы раньше тревогу не забили?!» от тех же врачей. Про учить по пособиям: мы так-то с Вами сейчас в группе, созданной Викой Раскиной, которая предлагает свои пособия (в том числе и детям от года). 🙂 У нас пособие не от Вики (потому что Викины пособия мне кажутся слишком сложными для моего ребёнка — я посмотрела пару примеров на этот возраст), а от Янушко (хорошие отзывы видела о её пособиях, но у нас не получается дочь ими заинтересовать, как я уже писала в посте). И ещё раз возвращаясь к теме про излишнее беспокойство отвечу на Ваши вопросы. У неё есть три слова: мама, папа, дай. И ещё три звука (не содержат согласных или гласных звуков в нашем понимании ): звук машины (не брр, не би-би, а специфический рык), звук чайки (специфический визг) и звук медведя (другой специфический рык). Предметы она не называет. Коммуникация есть, но не всегда. Например, она не всегда отзывается на своё имя. Но других признаков РАС нет, так что тут мы спокойны. Речь понимает, но надо повторять несколько раз. И, кстати, врачи здесь (семейный доктор и педиатр) тоже признают, что проблема есть. 🙁
@Anastasia а сколько вашему ребёнку ?
Насчёт исследований:
Will baby signs promote my child’s language development?”
No. “There is little evidence that it can ‘improve’ typically developing infants” [2, p. 586]. This study provided some evidence that it may help children with weak language abilities, but this was only found in three children (too small a number to draw any widespread conclusions).
“Will baby signs help me to bond with my baby?”
Perhaps. The mothers in the signing groups did notice more of their babies’ nonverbal cues and they seemed somewhat more “tuned in” to their child. This can promote bonding because it improves parent-child interaction and communication. The more parents tune in to their baby’s messages, the more they can respond to their baby. This builds the baby’s confidence and motivation to communicate and interact.»
http://www.hanen.org/helpful-info/articles/does-baby-sign-make-a-difference-.aspx
Natasha Mohr, спасибо большое за Ваш ответ!
По результатам исследования, чем больше у ребёнка жестов в районе 14 месяцев, тем больше слов в активном словаре к 4 годам. Даже если это не ускорит развитие речи, это развивает нейронные связи.
Анна, извините, английский не является моим родным языком, поэтому могу ошибаться, но мне кажется, что gestures и язык жестов — две большие разницы. Жестовому языку обучают специально, а жестам, мимике ребёнок подражает, учится у родителей, или что- то натурально
Там же учат не тот язык жестов, о котором вы думаете. Учат упрощенный вариант. У нас в Финляндии так по крайней мере
@Olesia , совершенно верно, это язык жестов для детей. форма другая( простая), но суть то та же. Тем не менее, gestured чтобы выучить кусов не нужно заканчивать( указательный жест, например)
Я не знаю насчет Финляндии, но в США все логопеды используют основные жесты американского языка глухих довольно часто. С детьми из Раннего Вмешательства или с детьми-дошкольниками , которые не говорят, чаще всего используют несколько жестов АЯЖ.В большинстве случаев нет задачи обучить языку жестов, даже упрощенному. Задачи: помочь ими научить коммуникации. Жесты сопровождаются словами. Ребенок может употребить жест или жест+ слово, например «more»/ещё. Такие жесты усиливают понимание ребёнкa , а также помогают лучше его понять. В ряде случаев жест является подсказкой для ребенка.
Алиса, в Финляндии тот же принцып, как я поняла. Только мне говорили (сама я не обучалась пока), что этот не тот язык, что у глухонемых. Если пойду на курс (если направят), то расскажу обязательно как у нас 🙂
@Olesia Было бы очень интересно. Я ниже поместила Signing Time видео и их словарь жестов. А также переложение Signing Time на русский. Есть передача Signing Time на ТВ, у них есть сайт, где можно приобрести CD для детей с различными нарушениями и даже без нарушений (Baby Signing Time) . Ниже версия для детей с аутизмом: https://www.signingtime.com/resources/special-needs/autism/
Спасибо 🙂 Посмотрим все.
Там есть много статей, в том числе и относительно апраксии (что может соотноситься с алалией в части случаев).
@Alisa, будем читать. Очень интересно. У нас как раз и что-то типа этого тоже есть «в комплекте» 😉
Я слышала обратное. Язык жестов может не ускорить, а затормозить речь.
Это говорят российские логопеды. Они чаще всего не опираются на данные доказательной науки. Возможно, когда-то давно , в советские времена, речь шла о глухих детях. Но даже многие глухие (и часть слепоглухих) в Советском Союзе были обучены устной речи. Если ребенок видит, слышит и у него нет нарушений коммуникации (аутизм и др), то он никогда не задержится на жестах, если вокруг все говорят.
Нет. Это я читала в английских источниках как раз.
@Maria Я понимаю, что однозначного мнения по этому поводу быть не может ни в одной стране. Но в России большинство и однозначно -против. На Западе надо ещё выяснить , о каких детях шла речь, в какой ситуации, в каком объеме , с какой целью использовались жесты.
если у ребенка плохая имитация, то язык жестов может не помочь, но попробовать можно! Возможно могут помочь карточки ПЕКС. с ними можно запустить речь, у ребенка будет визуальная схема в голове как строить предложения и т.д. пойнтересуйтесь на \ту тему
Спасибо, посмотрю, что за карточки такие!
@Anastasia очень важно правильно научиться ими пользоваться. почитаете в общем, удачи вам!
просто говорю со своего опыта: у нас до сих пор язык жестов ни в какую, визуально возможно ребенку он понятен, просто когда пальцы не слушаются изобразить знак «рыбки» или «черепахи» — ох!=))
@Anna, спасибо ещё раз!
@Anna вы что рыбок учите макатоном? А простые типо хлеб и пить знает?
@Jyldyz, ой нее, это только по началу учили. Поняли что не идет, с пекс намного понятнее :)))
@Anna просто странно что с рыбок начали, должны по моему с простого, там типо хлеб, дай и тд.
По-моему отличная тема, не подскажите где можно посмотреть/почитать материал по жестам?
Что Вы имеете ввиду под словом «материалл»? Если статьи про исследования на эту тему, то я сама их звпрвшиваю в посте. Посмотрите выше, там мне кинули несколько ссылок.
Если же Вы хотите рекоммендаций на самоучители, то тут ничем помочь не могу — сама только начала этой темой заниматься. Поисковик выдаёт кучу материалла, что из этого ценно, а что нет, пока не понятно. Попробуйте продублировать свой вопрос девушкам, которые это практиковали (см. комменты выше)
@Alisa,а можно опять узнать ВАше мнение?
Я выше написала немного по поводу жестов. Хочу повторить, что часто логопеды в США используют отдельные жесты, чтобы подтолкнуть коммуникацию, а за ней и речь. Это своего рода подсказка. Они не учат языку жестов, а просто используют отдельные элементы. Но если взять другой случай: ребенка с младенчества учат языку жестов (это стало модным в США). Язык жестов-это прежде всего язык. И его можно рассматривать , как второй язык. Если мы можем учить ребенка сразу двум языкам , то почему это не может быть язык жестов? Изучение второго языка не задерживает развитие речи в целом. То же было выяснено и о жестовом языке.
@Alisa ,благодарю за ответ
@Anastasia Возможно, Вы ориентируетесь на завышенные «нормы» и слишком многого ждете от ребенка. Если Вы всё-же уверены , что что-то не так , то хорошо проконсультироваться у лицензированного канадского логопеда и проверить слух. Для кого предназначены эти курсы «языка жестов»? В США , к примеру , есть течение, когда обычных младенцев «для общего развития» обучают языку жестов. В этом случае дети могут раньше сообщить о своих нуждах. Производители Signing Time приводят данные о том , что обучение языку жестов помогает речевому и когнитивному развитию. Другие исследования говорят о том, что жесты не влияют на речевое развитие, но очень помогают связи и общению между мамой и младенцем , что тоже хорошо. Если курсы бесплатные-то можно и попробовать ходить. Если платные-то лучше купить CD или APP и заниматься самим. Дети очень любят Signing Time. https://www.babysignlanguage.com/basics/research/
Есть аналог Signing Time на русском. (они просто «слизали» много чего, в том числе и жесты американского Ж. языка из Signing Timе, кажется, даже без покупки прав). Аналог очень удачный, можно приобрести CD, но можно найти на You Tube. Можно найти несколько видео таких: https://www.youtube.com/watch?v=Zk_8H6mS9iE
А это-«первоисточник»: https://www.youtube.com/watch?v=T-98njJwSl4
Anastasia Evstropova Кроме видео Signing Time и Понималка, есть Словарь языка жестов для младенцев-там Вы можете найти любое слово. Начинать употреблять жесты лучше с тех слов, которые вам кажутся наиболее важными на данный момент для общения. https://www.signingtime.com/resources/dictionary/
@Alisa я считаю, что такие исследования не корректны. Мы не можем взять одного и того же ребёнка и сначала учить его языку жестов, а потом начать сначала и не учить.
Соответственно, вся статистика отражает желание авторов а не реальность
@Vika Не очень поняла Вашу мысль. Как это сначала учить, потом не учить? Вы имеете в виду каких детей? Младенцев, которых учат языку жестов? Или применение отдельных элементов жестового языка логопедами в США?
@Alisa идея в том, что мы не можем взять одного и того же ребёнка и проверить 2 варианта. У нас нет машины времени.
@Vika Аааа, Вы об исследованиях? На самом деле, проведение исследований имеет своим законы, выверенные учеными. Да, есть немало не валидных «иссдедований» (такие часто проводят сами авторы «проектов»-например, слуховые терапии, БАДЫ и тп). Исследования должны быть повторены другими учеными и должны быть получены такие же результаты. Конечно, ребенок индивидуалеен, но при больших выбрках/больших цифрах все же можно вывести определенные закономерности. Специалисты должны уметь ориентироваться в результатах исследований и понимать, что именно доказано с их помощью.Тем не менее, Вы правы : при выборе терапии или методов обучения обязательтно надо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
@Alisa, спасибо за ссылку на русском ? Думаю ребенку будет интересно, так как как раз копирует уже нормально 🙂
Я бы не заморачивалась с этими курсами. Ребёнок нормально развивается, проверьте её слух, если переживаете. А так просто развивалась её мелкую моторику рук, кубики, переживать предметы, рисовать песком, рисом и тд и разговаривать при этом. И показывала бы цветные картинки предметов.
Про язык жестов -ничего не знаю. Но всем беспокоящимся мамам (сама такая была) у самой ребенок начал говорить после 3-х :(. Недавно попалась книжка, мне бы ее пораньше, я бы не переживала столько полтора года :(. Книжка Заряна и Нина Некрасовы «Как научить малыша говорить. 4 ошибки родителей». Скачать можно бесплатно. В книжке очень хорошо-коротко и по делу и даже игры есть. Рекомендую!!!