Как ребёнка научить писать по-русски без ошибок? Как заниматься с ним орфографией?
И сразу ещё вопрос: у кого из родителей есть опыт, как ребёнка научить писать по русски без ошибок? То есть, как заниматься с ними орфографией? Тоже было бы интересно мнение родителей детей постарше) Как вы устраивали занятия? По каким учебникам? После их школы? Учили ли также писать прописью ?
Было бы проще, если бы вы написали, сколько лет вашему ребенку и какой у него уровень русского языка и так далее. Все дети разные и ситуации у всех разные. У заграничных детей обычно вопрос о «писать без ошибок» не стоит — писать бы хоть как-нибудь. В России тоже мало кто пишет без ошибок :-))
Дети у меня маленькие (3 и 5). Мне нужно на будущее. 🙂
@Ksenia ну вы пока можете начать их учить читать :-)) Иногда это помогает писать грамотно (иногда не помогает).
Возможно, билингвов не стоит торопить и настаивать на редуцировании гласных при чтении. Мне кажется, что дети, которые долго читали как написано, делают меньше ошибок. Но статистических данных у меня нет.
@Elena (не знаю, сколько еще человек, поняли, о чем вы :-))) но тут не соглашусь, наоборот. важно, чтобы они узнавали слова, которые читают, т.е. произносили их правильно, а не «как написано». Иначе просто не будут понимать совсем, что читают.
Elina Tsitrin, мое «возможно» как раз об этом, я тоже так считала, но практика показывает, что не все так однозначно. Я исхожу из своего опыта, раньше довольно сильно настаивала и поправляла, сейчас не так категорична как раньше:))
Мне тоже кажется. что такое нередуцированное чтение помагает в грамотном письме. Я сначала очень переживала. что сын не редуцирует (читает с 4-х лет), но он записал потом грамотно. Ошибки редки — на уровне его сверстников- монолингвов, хороших учеиков. очень важно самостоятельное чтение, анализ слов — деление на слоги, выделение звуков. ну и систеатические упражнеия — сначала банальные обводки по точкам, потом переписывания, потом письмо собственных слов и фраз. работа по конкретным пособиям очень помогает. По поводу письменного шрифта — это смотря какие способности у ребенка и цели у родителей. Мое мнение — обязательно давать письмо, но не раньше 6 лет, как в нормальной русской школе.
Мне тоже очень интересно! Сейчас моей дочке 4,8 года. Буквы знает, в слоги складывает. Нашла чудесную игру «зверобуквы» . Для начала мне кажется неплохо…. потом можно будет самой карточки добавлять и играть
Поделитесь где нашли?это app на телефон?
Напишите Asy Patrisheva она продаёт игры » умников»
Я буквально недавно подарила 4-х летке следующие игры: Зверобуквы, Читай-хватай, Твёрдый знак и Пакля-Рвакля на вырост. Плюс такая книга, которая может помочь с развитием грамотного письма, книга рассчитана на детей 4-5 лет
Сейчас скажу совершенно крамольную вещь:)) Симультанные дети-билингвы – очень разнородная группа, каждый ребёнок уникален в своем владении двумя языками. Это обусловлено индивидуальными особенностями развития и уникальным письменно-речевым опытом ребенка, что в свою очередь приводит к достаточно большому количеству и разнообразию ошибок в письменных работах детей-билингвов. Ошибки в письменных работах детей-билингвов почти неизбежны. В случае двуязычия не всегда можно однозначно определить причину этих сбоев: это результат отставания двуязычных детей во владении русским языком из-за ограниченности естественной среды или это влияние фонетической системы другого языка.
Языковая система ребенка конструируется им самостоятельно при опоре на воспринимаемый материал и отрабатывается в собственном письменно-речевом опыте.
В большинстве случаев у детей, живущих за границей, просто отсутствует этот самый письменно-речевой опыт. Вымученные прописи дома с мамой и тоскливые упражнения из учебника русского языка — это не речевой опыт. Пусть бы писали хоть что-нибудь по-русски — в смчсле, составляли собственные тексты, а орфографию, если надо, компьютер подправит.
Elina Tsitrin, согласна
это зависит от того, сколько у ребенка русскоязычных родных и друзей вокруг и подальше. дочка (5) пишет открытки друзьям и письма бабушкам. уже знает, что писать нетривиально и что в длинных словах легче допустить ошибки. спрашивает, исправляет, может что-то запоминает, но вижу что для нее это просто куча несистематизированных исключений. то есть хватит памяти -запомнит, а нет… думаю может дать ей словарь когда она пишет, заодно научится где искать.
Не согласна с обобщением проблемы. А она есть в глобальном масштабе и у детей, живущих в России сейчас.
Мне кажется, что в случае с билингвами большую роль в формировании орфографического навыка играет так называемое орфографическое проговаривание, т.е. проговаривание так, как надо писать. Пусть ребенок, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его четко по слогам так, как написано. Сама артикуляция в данном случае является составной частью в процессе письма. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания.
Читала не так давно статью, где отсутствие грамотности как раз объяснялось переходом на фонетические модели (я не специалист, простите, не совсем правильно формулирую, наверно). В смысле, если ребенка с самого начала учит звукам, заставляя делать фонетические разборы типа мАлАко, то он запоминает как раз вот это, и не надо впоследствии ожидать от него чудес грамотности. Учитывая, что вижу вокруг, данное объяснение не лишено основания. Вы ведь как раз об этом говорите, упоминая орфографическое проговаривание?
@Natalia , не совсем об этом. В принципе, любой ребёнок, даже которого не учили звукам, будет писать так как слышит, у него просто нет выбора, он не знает другого варианта. Малограмотные взрослые люди тоже так пишут, основываясь на своих акустики-артикуляционных ощущениях, то есть как слышат и говорят.
Я знаю, о какой статье вы говорите, автор — Людмила Ясюкова. Я с ней не согласна. Она хороший психолог, но не филолог.
То о чем она говорит, началось не в 80 годах прошлого века, это начал ещё Лев Толстой, он первый ввёл понятие «звук» при обучению чтению.
Я говорила о том, что хорошо читающие дети, при переписывании текста в любом случае прочитают «мАлАко», поэтому нужно тренировать ребёнка, чтобы при переписывании он читал как написано, а затем проговаривал вовремя письма.
@Elena ну, я же говорю, что не специалист, так что мне показалось, что это примерно одно и то же 🙂 Да, вы правы, это та статья. Она, вроде, о похожем пишет: переписывание помогает выработке навыков грамотного письма. Поэтому и вспомнила об этом, читая ваш комментарий. Спасибо за пояснения, я вас поняла.
если честно, я даже не представляю, как научить ребенка грамотно писать… Сама училась в русскоязычной гимназии в Киеве, нас там так муштровали с орфографией, Такие объемы текстов и правил, предложения на 6 строк тетради, за урок по полторы-две страницы диктонтов помимо заучивания и повторения всех правил и исключений, жуть… как по мне, это нереально впихнуть в рамках послешкольного факультатива… грущу…
Можно, если у ребёнка есть способности и он много читает. Есть знакомые с такими детьми
@Anna Что можно? Бывают дети, которые пишут грамотно — это да, у самой такая есть. Но я ее этому не научила и рецептов у меня нет.
@Elina , ну я написала, что грамотность — это смесь способностей и чтения. Даже в родном языке. Например, у меня нет 100% грамотности, хотя читала много, то есть не хватает способностей.
@Anna да, не все, кто много читает, обладает так называемой врожденной грамотностью, а только те, кому повезло :-)) Если так повезет, то и учить этому не придется. Но гораздо важнее уметь что-то осмысленное написать на любом языке — этому надо учить.
Стелла Наумовна Цейтлин считает, что языковая система ребенка, как устная так и письменная, конструируется им самостоятельно исходя из речевого опыта. Это объясняет феномен врожденной грамотности.
@Elina , ну да, но чтение помогает развить грамотность до определённого предела, если не повезло))) А также развивает словарный запас и расширяет кругозор.
@Elena , я у неё училась ?Но давно. Она вела Лингвистику детской речи
@Anna , вам повезло! тихо завидую;))
@Elena , завидовать надо студентам факультета Дошкольного образования РГПУ. Стелла Наумовна вела только 1 курс у нас.
У нас на филфаке были свои звезды
@Anna , просто не хватает языкового чутья?говорят, что это чувство либо есть у человека, либо нет. То есть он просто знает, что надо писать именно так, а не иначе
Нельзя объять необъятное:)) но какой-то минимум возможен, а дальше уповать на автокорректор и самообразование:))
Ну, вообще, это очень сильно зависит от уровня владения русским языком. Если уровень близкий к родному, то можно и орфографией заняться. А если нет, то просто не будет уже ни времени, ни сил, ни смысла заниматься орфографией.
+1
мне 33 и до сих пор все еще не научился. а вы про ребенка говорите…. лучше задаться вопросом как научить ребенка гулять по 4 часа…не пялиться в смартфон…делиться.
И какой русский не пишет с ошибками.
Мы консультировал ист со знакомыми специалистами. Нам сказано было, что лучший испытанный способ научится без ошибок писать это списывать хорошие тексты и несколько раз писать слова где будут ошибки. И словарный диктант на них же. Изучение правил мало пользы приносит. Мы решили переписывать короткие рассказы и детские смешные истории которые ребёнку интересны, чтобы было веселее.
Извините, пишу не грамотно? виноват автонабор)))
Саму интересует этот вопрос. Вообще, я за чтение, если у ребенка хорошая визуальная память. У меня, например, отвратительная визуальная память. Я к 10 годам уже тонну всего перечитала, но грамотной не стала:) без проверки в голове и отточенных правил мой текст будет абы какой. То есть грамотность мне вбили в голову в школе в течение 10 лет
Соглашусь, вот моя такая.
У меня дочке 9 лет. Начала читать-писать около пяти лет. Мне было важно, чтобы просто писала, ошибки не исправляла. Пишет много, легко, но делает оооочень много ошибок. В новом году решила уделять внимание именно этому. Учить правила, делать упражнения, заучивать словарные слова. Сейчас ей письмо дается настолько, что мое исправление ошибок ее нисколько не беспокоит, а вот если бы я в пять-шесть-семь лет начала исправлять ошибки, думаю, что отбило бы желание писать. Да, кстати, в игры всякие на развитие чувства языка играли очень много, но почему-то не помогает в правописании 🙂 посмотрим, поможет ли год погружения в грамотное письмо. Настраиваю себя не брать никакие проекты, чтобы было достаточно времени для прорабатывания правил. Да, кстати, читает много, но тоже не помогает. Но дети все разные, разные потребности.
Обычно учить,как и вас когда-то учили.Берёшь учебник за первый класс и проходишь его,просто вы не в школе,гнать не надо.Постепено прошли первый класс,взялись за второй клас и т.д.Так и научится ребёнок правильно писать.Сделав упражнения,поняв правила правописания и т.д.Единственное,можно пропускать некоторые упражнения на разбор слов или разбор предложений,но не в первых классах,там это важно,а уже в более старших классах.
Инесса, вы так научили уже кого-то?
@Elina Да.учу так.Просто по учебнику.Разумеется,взрослых детей,не 4-6-леток.А вот с 7 лет и т.д.Некоторые упражнения с учебника не нужны,некоторые задания не нужны,сами видеть будете.Иногда на какой-то теме придётся задержаться дольше,а какая-то быстро пройдена будет.По ситуации смотрите.
@Инесса и сколько учебников вы уже прошли и какие результаты? Я считаю обучение детей, живущих за границей, по российским учебникам русского языка, крайне неэффективным занятием. Для начала, чтобы начать с 7 лет, у ребенка должен быть такой же уровень русского языка, как у ребенка, живущего в России. Это редко бывает. Потом это ужасно скучно, никто не захочет этим заниматься в нагрузку к обычной школе.
@Elina до 4 класса.Хороший результат.По поводу скучно-это говорит об отношении.Я не позиционирую,что учиться скучно.Бывает сложно,бывает лень,но не скучно.Узнавать новое-это интересно.Писать грамотно-это интересно.А чтобы что-то делать грамотно,надо учиться.Но я не из тех людей,кто считает,что всегда и везде надо обучаться развлекаясь.До лет 6,да,занятия часто проходят в игровой форме,и то не всё и не всегда,где-то надо и поучиться,посидеть и позаниматься серьёзно.С детьми,у которых очень плохой русский,я не занимаюсь по русским учебникам,это невозможно.
Рос учебники такие скучные и лингвистически-заумные, что я заказала в Лабиринте 4-5 разных и вернула назад.
Хотя может есть дети, кому такая методика подходит.
Да ну, есть хорошие. Вот на адвент я прямо из учебников вырвала страницы и в конверты вложила и ребенок делал и не плевалась)) очень многие даже смешные.
@Dina например? Хороший российский школьный учебник по русскому языку?
Начальная школа 21 века.
Моего брата учили именно по русским учебникам. И успешно.
А от себя могу сказать, что я до сих пор помню правила в рамочках и считаю, что учебники были просто отличные! Выучил правила, выучил исключения, и сиди себе проверяй в голове
@Elena все зависит от подачи. Можно и скучный материал рассказать интересно
@Евгения А можно и совсем не рассказывать «скучный материал» ребенку, особенно если он ему не пригодится. По рос. учебникам есть смысл учиться, если собираетесь какие-нибудь экзамены в России сдавать.
Тогда особо и не нужны учебники, если все равно надо перерабатывать и менять под себя, чтобы было интересно.
Вы спросите у кого есть опыт в России чтобы научить детей писать грамотно по русски. Таких единицы
По-русски, да. Единицы, вы правы.
Нам очень помогают таблицы и кубики зайцева, мне нравится очень,я вот прям чуствую их логику и кажется могу это передавать детям,там все очень наглядно и всегда на виду
Послушаю
Меня садили переписывать тексты. Любимую книгу или короткие рассказы. Все равно. Развивается память в самой руке, которая просто не может потом с ошибками писать.
Да просто побольше самостоятельного чтения очень помогает. Мой 9-летка много читает на русском и грамотно пишет, ну и говорит, соответственно, тоже грамотно.
Списывать тексты, диктанты сложных слов (на запоминание правильного написания) и чтение
Несколько подруг выросли в русскоязычных семьях в Прибалтике, говорят по-русски чисто и вполне богатым и полноценным языком, но никогда не учили русский в школе как предмет. Соответственно, пишут только как слышат ( «фонетическое правописание») и часто латиницей, хотя читают по-русски нормально.
Честно говоря, после этих примеров начал появляться вопрос, насколько нужно мучить правописанием и сколько человекочасов надо вложить, если нет регулярного обучения письменному русскому. Или уже в старших классах взять как третий иностранный и заниматься целенаправленно письменным.
Если ждать до старших классов, то человек привыкнет писать с ошибками и как тяжело ж будет переучиваться! Уж азы мы, лен, точно в состоянии дать детям.
Ой, думаю, что многое зависит от визуальной памяти и врожденной грамотности.
Ну вот я за эти несколько лет увидела, что на этомне уповать не стоит)) татк что буду заниматься.
Я предпочитаю сразу учить писать правильно.Дочь свою пока не учу правописанию,т.к.её 5 лет,но она умеет читать и потому иногда что-то сама пишет.Вот ,когда она сама пишет при мне,я объясняю,что есть буквы особые,их слышишь так.но писать надо по-другому.Например,сегодня она кроссворд детский разгадывала.Ей надо было писать сапоги,она хотела написать сОпаги,я указала,как правильно.Ласточка,хотела написать ластАчка.опять же указала,как надо и т.д.Т.е.я сразу исправляю,если вижу.Когда письмо Деду Морозу писали,я сидела рядом и диктовала,как надо правильно писать.Мне кажется.лучше сразу нормы и правила в языке прививать.Представьте,если здесь сейчас все начнут писать,как попало.Да,вы поймёте смысл,но сразу доверие к тому,насколько пишущий компетентен ,умён будет браться под сомнение.В любом языке так,грамотно писать важно,чтобы люди относились к написанному тобой ,с вниманием.Я не говорю о каких-то мелких ошибках или об ошибках иногда,опечатках,но представьте текст ,который из-за ошибок еле прочитаешь.Мне бы хотелось детям не только устный русский язык сохранить,но и письменный.Знать язык-это же не только говорить,но и писать уметь.Разве нет?
Ну вот у мужа русский был в школе 10 лет, долбал по учебникам, но все равно правописание не осилил, только правила зазубрил, но увы, применять не умеет. Кроме русского, круглый отличник был.
Так что невсегда и школа творит чудеса, т к русский письменный обьективно сложный.
@Elena правила надо не зубрить,правила надо понимать.Правила логичны,если их понимать.то и писать будешь правильно.Некоторые правила не знают,но пишут правильно,называют это чувством языыка,как по мне,это распознавание логики языка.В исключениях могут допускать ошибки,но в целом грамотны)А школа не может творить чудеса,к сожалению.В школе надо программу пройти,тут не всегда подстроишься под каждого ученика,к сожалению.
Но я как раз о том, что не всем дается прпвописание, т к им понятна логика точных наук и не очевидна логика правил языка, т к как раз нет этого чувства языка.
Муж полный физик, а не лирик, и рус школа подхода к нему не нашла.
@Elena если ему это не мешает,то пусть так и будет)Но я всё же попробую своих научить правописанию))
Я тоже вижу у одного ребенка способности к языкам и там правописанию можно заодно научить, а вот у второго подумаю 10 раз, будет ли это стоить свеч, если в похожем случае у мужа результат был сильно меньше ожидаемого ( его мама сама учитель русского и занималась дополнительно много).
@Elena я пока про своих ничего сказать не могу,они маленькие ещё.Посмотрим,как пойдёт.Я постараюсь,а там уж видно будет.
У нас слишком явные отличия, причем младший к языкам способнее старшего. Такое бывает и может быть заметно с раннего возраста.
@Elena я пока не вижу по своим.Вашим детям сколько лет?
7 и 8 сейчас.
@Elena а моим 3 и 5.Я пока не могу определить,рано ещё.Начну обучать правописанию с лет 7.
Нет, наши отличия были очевидны уже в 3 года, дело не в провописании, а именно в чувстве языка и легкости усвоения.
@Elena я как-то так рано не могу определить.
Так не у всех такой клинический случай как у мужа в том числе 😉
@Elena ))))
@Elena Лен, я в понятие «врожденная грамотность» не верю. Вот смотри: в моем поколении, тем, кому 45 и старше, большинство людей грамотны, и они же утверждают, что у них — врожденная грамотность (мой муж, например). Ну, запятую не там поставят, но в целом — действительно грамотны. А вот те, кто заканчивал школу во время повальных экспериментов, у них намного хуже с этим «врожденным», там как раз, скорее, повальная безграмотность. Просто учили нас лучше, и читать заставляли много, и в основном классику, в огромном количестве. Я помню списки литературы на лето — две страницы. Просто по форумам достаточно пройти, возрастные различия действительно есть.
Ну так муж учился как раз при СССР больше ( он билингва), это уже я дите экспериментов, но это у меня сразу было чувство языка и я не могла объяснить, но писала правильно, ЕГЭ по русскому сдала на 100 в школе. И так было со всеми языками у нас: одному легко, второму тяжело.
Конечно, количество переходит в качество со временем, но у кого-то остается с ним в багаже на автомате, а у кого-то выветривается во взрослом возрасте, т к требует постоянного поддержания.
Я не против учить правописанию, но в условиях ограниченного ресурса лучше первым нарабатывать запас слов и навыки чтения.
Я считаю, что есть разные способности к языкам, и если совсем клинический случай, то поможет только постоянное нахождение в среде, а не выучил раз и на всю жизнь. И билингвам последнее условие тяжело выполнить.
В МГУ на естественные факультеты всегда сначала отбирали по олимпиадам БЕЗ рус языка, чтобы набрать всех талантов, кому русский как горох об стенку, а летом уже добор и с русским в том числе. И я училась как раз и с такими, кто был с высоким IQ, но страдал безграмотностью, и с теми, кому даны были способности равномерно во всем. И не сказать, что первая категория менее успешна, т к сейчас есть автокоррекция и пр помощь.
Давно себе этот вопрос ставлю. Моя мама обладает абсолютной грамотностью, не помня ни одного правила. Мне же, при том, что читала я много, язык всегда тяжело давался. Никогда я его не знала на 5. И вот, наблюдая за другими людьми, поняла, что вопрос грамотности заключается не только в практике языка (чтение, общение, письмо), изучении правил, но и в особенностях и способностях каждого человека/ребенка в отдельности. С дочкой идём по пути «много читаем, общаемся». На пути к «переписываниям текстов» и «диктантам». Ну а что получится, то получится.
Нашим детям-билингвам не подходят российские учебники по многим причинам. Подробнее об этом здесь http://www.schooloduvanchik.com/?p=1190 и здесь http://www.schooloduvanchik.com/?p=1506
если ребенок из полностью русской семьи, то не проблема заниматься по русским учебникам. Если родители разных национальностей, тогда да.
@Lidia не проблема, если ребёнок на экстернате, а если ребёнок ходит в местную школу — проблема, даже только потому, что школьные учебники рассчитаны на большое количество часов, а в сутках всего 24 часа. Я уже не говорю о том, что должен быть соответсвующий уровень русского языка, не у всех детей он достигается к 6-7 годам даже в русскоязычной семье.
Исключения есть, но речь-то не о них.
@Elena мои только младшие были на экстернате. Старшая ходила в обычную школу. Я не думаю, что она исключение. Нас таких тогда много было. Сейчас просто, как это ни странно, при наличии огромного количества вариантов русских занятий в том же Осло, народ разленился и запустил детей. А 20 лет назал у нас не было совсем ничего, но тем не менее, все мои знакомые детки возраста моей старшей, родившиеся и выросшие здесь, читают и говорят на русском без акцента. Пишут по-разному, но все полностью функционально двуязычны. Мы говорим о русских семьях, конечно. В двукультурной семье сложнее.
Главная трудность русского письма заключается в том, что в русском алфавите не соблюдается принцип, при котором один звук соответствует одной букве. Русский алфавит характеризуется избыточностью букв в области гласных и недостаточностью букв в области согласных. При овладении правилами русского письма ненормативные написания в письменных работах детей неизбежны, так как детям «…приходится иметь дело с двумя, а точнее, с тремя кардинально различными системами правил, которые «встроены» одна в другую подобно матрешкам». В процессе конструирования языковой системы ребёнок осваивает три вида правил фонемно-графемного кодирования: алфавитные, графические и орфографические. Двуязычным школьникам, изучающим русский язык как второй родной, требуется гораздо больше времени и усилий на освоение правил русского письма
Я порекомендую больше читать. Тогда глаз может схватить визуальный образ. А большинство русских в Россию писать по-русски не умеет грамотно, увы. И ладно бы пунктуация сложная была с ошибками, но волосы же дыбом встают иной раз, как прочтешь, что пишут.
Моё любимое слово «педиатор». Как вижу в форумах, так вздрагиваю . :)))
совершенно согласна, Евгения!
Anna Koneva А моё — ‘типо’. ? А ещё очень веселят комментарии знакомых о вредности ‘грамматических нацистов’ — мол, ошибки это не главное, надо глубже смотреть, в душу. ??? Зовите меня снобом, но после ‘типо’, мне в душу смотреть уже даже и не хочется. ?
Ой, в точку.
Мне очень понравились пособия Марины Аромштам, серия «Нескучные уроки орфографии» https://www.clever-media.ru/authors/%D0%90%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%BC-%D0%9C/
Больше читайте. Сначала с детьми, потом, когда они подрастут, зачитают сами. Читать-читать-читать. Потихонечку грамотность появится. Но, если вы хотите идеальной грамотности — тогда все же лучше учиться по учебникам.
Elena Takeda абсолютно согласна! Приходится писать учебники самим, даже по РКИ для детей, к сожалению, часто бывает полная ерунда…
Для детей с хорошей визуальной и ассоциативной памятью можно вешать словарные слова — но не просто списком в учебнике, а «словарные слова с картинками» (есть такие сборники и плакаты). С этими словами и ассоциациями можно играть — брать по слову-два в день и обсуждать, придумывать к нему смешные рифмы и песенки, истории и рисовать стови картинки.
Какая классная идея!
классно а где такие плакаты можно скачать?
Скачать не знаю… я не помню, откуда для себя ярлык сохранила — с озона или лабиринта, по-моему. Такие плакаты не дорого стоят, я бы, с удовольствием, приобрела! поэтому и сохранила. И книжечки там тоже нашла «Словарные слова в картинках».
спасибо
Учить словарные слова , это основа.