Как организовать совместные занятия двум детям 5 и 3 лет с разными интересами?
Очень нужен ваш практический совет.
У меня двое детей, 5 лет (девочка) и 3 года (мальчик). Я никак не могу придумать, как бы мне организовать им совместные занятия. Интересы у них разные (старшая любит рисовать, интересуется буквами, усидчива, а младший любит побегать, покатать машинки, попрыгать). Пока у нас неплохо получаются только совместные ролевые игры (и то недолго) и чтение книг.
Поскольку я работаю, разделить время занятий получается с трудом, да и сил на подготовку на двоих уходит слишком много. Хотелось бы сделать на основе общей темы. Одинаковые материалы не тянет один из них. Но если материалы разные, то тогда они хотят одинаковые.
У кого есть опыт организации занятий для дошкольников с двухлетней разницей в возрасте?
Больная тема. Послушаю
А чем именно вы хотите с ними вместе заниматься? То, что вы назвали, они, наверное, могут каждый по отдельности делать без вашего непосредственного участия?
Расширять их словарный запас любыми способами плюс различные сенсорные занятия, в идеале еще пальчиковая гимнастика. Идей вообще много, но все материалы не подходят либо одной либо второму.
@Анна у меня такая же разница у детей и тоже старшая — «умненькая девочка», а младший — витающий в облаках мальчик. Пытаюсь вспомнить, что мы могли вместе делать в этом возрасте — пожалуй, тоже только читать и еще что-то музыкальное — вот, мы как раз Железновых слушали (и смотрели) — у них и пальчиковые игры есть, это они могли вместе делать хоть как-то. Все остальное я даже не пыталась.
По отдельности тоже не пытались?
@Анна По отдельности до сих пор пытаюсь — они на домашнем обучении :-)) Кстати, начиная со школьного возраста мы вместе занимаемся некоторыми предметами — как раз теми, где они могут вместе что-нибудь слушать или смотреть. А в дошкольном возрасте дочка очень рань научилась читать и стала сама «заниматься» — очень любила сидеть со всякими Игралочками и прочими тетрадками и выполнять там задания. Младшему я конечно пыталась эти тетрадки тоже показывать, но для него лет до 6 все это был темный лес. Он мог иногда посидеть рядом и помалевать в какой-нибудь уже использованной тетрадке :-))
Вот у нас это примерно так и происходит (как у Вас с дошкольниками было). Сейчас у сына японский стал обгонять русский, поэтому его тоже хочется максимально вовлекать.
@Анна ну мои еще были дома, до 4 лет в сад не ходили, и были русские няни. Мне кажется, ролевые игры самое то, вовлекать его в разговор. И всякие песенки-потешки-игры. Съедобное-несъедобное уже можно играть.
У нас реально есть максимум час в день в самом лучшем случае плюс 2-3 часа в неделю на подготовку.
Пытаюсь сделать это время плодотворнее.
@Анна А в выходные? Если честно, то тяжело будет за час в день как-то продвинуть русский, при том что весь день ребенок слышит японский. Нужно как-то добавить русского в его жизнь и уже не так важно, что именно вы будете делать. Можно просто играть с ним в его машинки и разговаривать при этом. В прятки, догонялки, что угодно, на что он согласен. Главное, чтоб он слышал хотя бы русскую речь. Может быть, слушать-смотреть что-то по-русски они могут и без вас?
В субботу старшая ходит на занятия в русскую школу (я же их и веду?).
Пассива тоже хватает: мультфильмы, песни и прочее. Ну и актив в виде разговоров со мной, общения со сверстниками и моими родителями (по Скайпу) тоже есть. Но для целенаправленных занятий больше часа в день никак.
В выходные дети еще с папой играют, по-японски, конечно.
1) Активные игры на свежем воздухе. 2) В «школу», где старшая — учительница, а младший — ученик.
С играми на свежем воздухе проблем нет, в том числе и с лексикой игровой площадки.
Младший у нас пока никакой ученик ?, по крайней мере для старшей, к сожалению.
Ну вспомни, ты же сама мне давала совет. Когда занимаешься со старшим, подсунь младшим раскрашки/рисование/те же флаги. Твои слова. 😉
У моего старшего, к слову сказать, видимо, мои учительские гены через раз срабатывают — очень хороший учитель из него. Младшие бывает даже слушают его, подчиняются.
Давай задания из одной темы, чтобы не разрываться по разным и готовить совершенно параллельные. У младшего облегченный вариант.
Я помню, Зина. Но у тебя один из младших рисовать любит, а мой — нет?
Да, тему хочу об’единить. Только у нас такой затык, что они оба обязательно одинаковое хотят?
@Анна планшет ))))
Мне с младшими, смотрю, повезло. Они к старшему лезут, только когда тот английским занимается. Если б младший был один, тоже лез, поди, б.
Mama- s dochkoy. Papa- z synom.
Папа по-русски не говорит. С языком среды проблем почти нет.
У нас девице 9, парню 5.9. Умная и мечтательная у нас девица, а парень умный и непоседливый. И надо делать уроки…. Вот например надо заниматься письмом… Без моего присмотра все это будет сделано тяп ляп, со мной- ну хоть как-то будут стараться. Пока смотришь за одним второй сразу же начинает косячить. Письмо разное-одному английское другому русское. И как жить? Папа на неделе отсутсвует как класс. Вся процедура настолько нервозатратная что я порой просто предпочитаю забить на это дело и поберечь нервы. Но это же тоже не выход
Вот да. Но с занятиями есть реальный прогресс.
Иногда младший играет вечером с папой, а со старшей мы делаем что-то. Но тогда с младшим я ничего делать не успеваю.
@Анна был бы папа… Папа на неделе физически отсутсвует, приезжает только на выходные
Я учебу отдала дочке под ответственность. Почерк и прочие радости не контролировала. И это с одним ребенком :))) а вы двух контролируете!
@Natalia у нас не получится. Один мал, другой с проблемками — сама не будет ничего делать, надо сидеть напоминать чтоб не отвлекалась
Забить и поберечь нервы может быть и выход. Я с дочкой мучалась, она очень неаккуратно писала, потом бросила к ней приставать. А она потом, когда чуть подросла сама стала стараться — мол она девочка и надо аккуратно, чтоб разные анкетки между собой делать, записочки, чтоб ее работа смотрелась красиво. Изменилось ее собственное мнение не под силу давления, а просто из-за возраста и среды, и само все исправилось. А ее все так мучали сначала ))…
ИМХО никак. Разница в возрасте (как и пол) -факт, который нужно принять и под него подстраиваться. Они в разное время пойдут в школу и т.д. Пока один будет стараться «печатать» буквы, другой уже сможет сладить с прописью. То, что «подходит всем», «универсально» — для конкретного ребёнка может сработать в минус, а не в плюс. Эффект «морской свинки» 🙂
Извините, если резко мнение прозвучало. Я всегда пытаюсь представить, а если бы я привела своего тоддлера в группу, где детям 5, как бы это для него работало? Или если к моему 10 летнему сыну в группу по русскому «подсадили» 7-летнего..мне бы как маме (и училке 🙂 ) это не понравилось. Если только тот, другой, ребёнок не вундеркинд, который старшим фору даст. Тогда да. Но таких исключений из правил я не встречала.
Нет, не резко. Но я предпочитаю искать выходы из ситуации, какой бы она не была. Спасибо за ваше мнение.
Сама разрываюсь..особенно , когда надо перед сном читать. А они в одно время спать ложатся.
У нас еще такая проблема, что если я занимаюсь с одним, второй все равно рядом, не удалишь?
У нас с чтением — каждому читаю ту книжку, которую хочет. Второй слушает тоже, таков уговор. Пока об’ем небольшой, получается.
У нас уговоров нет. Живем по моим правилам, мать как та продавщица из СССР «я одна, а вас много». Но младшему читаю 10 мин (старший рядом, потом выключаем свет, они в одной спальне пока). Потом старшему читаю на лестнице, но ему «достается» полчаса и плюс поговорить. 🙂 дискриминация по возрасту, зато польза очевидна. Удачи вам. Лет через 5 разница в возрасте у ваших уже не будет проблемой. Надо только выучиться ждать.;-)
Спасибо! Пока очевидна разница не только возраста, но и интересов, но да, надеюсь, что потом станет проще.
Насчет «я одна, а вас много» — тоже мое ежедневное ощущение?
@Lewis гы, у меня тоже принцип я одна а вас много :). Книгу (если успеваем) читаем одну. Ниче, младший не дурак, поймет. Тут нам повезло, девица в силу ее особенностей лучше читать что попроще, парню можно чуть посложнее. Не, ну хоть где-то же должно было повезти???
Один из вариантов — настольные игры… Но какие? Мы играем, больше дурачимся, со Спящими королевами (по-английски Sleeping Queens). Там много картинок, разного цвета, просто перекладываем, просим дай мне короля жевательной резинки, у меня нет зеленого рыцаря. Хочу королеву сердец…Можно в театр пробовать играть. Но если темпераменты разные и второго н куда не деть… То сочувствую. Я младшей мультфильмы включаю, когда со старшей занимаюсь.
Настольные игры для младшего — пока вариант на 3 минуты. Потом он предпочитает разбрасывать? и не любитель мультиков — если включить мультики, побежит смотреть старшая ?
В театр — попробуем, у меня есть надежда, что должно получиться.
@Анна вот и у нас так… В театры младший еще с трудом выдерживает
Попробуйте поискать настольные игры, которые интересны младшему — лото с машинками/животными, детское домино. У нас не надолго работает с детьми такого же возраста. Различные поделки (типа раскрашивания, наклеек, глины), просто старший делает сам, а я младшему помогаю. Когда совсем повезёт, то старший помогает младшему и тогда вообще красота. Есть ещё разные книжки с заданиями — надо просто подобрать каждому по возрасту.
Домино пока никак.
Лото с машинками скачала, но старшая точно будет зевать.
С поделками подумаю, как адаптировать, спасибо.
@Анна , если все так плохо, то возьмите лото с животными.
Да, я благодаря сегодняшним комментаторам поняла, что детей в основном об’единяют животные, овощи/фрукты, одежда, мебель и прочие подобные темы. Спасибо за помощь!
@Анна , есть ещё времена года, у простые правила как раз игры недавно вышла
О, спасибо, посмотрю! Мы со старшей как раз времена года в этом месяце изучаем.
Моим 3.2 (двойне) и мелкой 1.9 . Дома только играем все остальное кружки и двойня в школе развивается
А во что играете?
У нас сад не на русском. Развиваться-то ребенок развивается, но русский страдает.
Настольные игры, и маленькую подключаем всегда, у нас тоже не русский, и дети дома говорят на 2 языках, 3 в школе языка((
А какие настольные игры? Я вот для младшего ничего не могу придумать, чтобы он следовал правилам пока (ему сейчас 3,3).
Мои любят squirrel
Очень любят утят 10 утят под ними яйца и если разбитое выполняют задания
@Анна , лото (в него даже мой играет уже по правилам), домино.
У моих детей такая разница.Именно заниматься,я занимаюсь только с 5-летней.Мы читаем,на развитие речи занятия делаем,немного математики,чтоб знала русские названия математические и всё.Младшая просто играет рядом,иногда стала подходить и пытаться поучаствовать,я разрешаю,может повторять какие-то слова с нами,что-то сказать по теме(развитие речи),но вообщем-то она сама по себе во время занятий со старшей.А вместе они могут рисовать.Одной лист,второй лист,краски на стол и они творят.Так же клеить и вырезать могут одновременно,но у каждо свои материалы.
Спасибо!
У нас мальчик старший, 5 лет, девочке 2 с половиной, играются все время вместе, младшая хочет делать ВСЕ что делает старший, поэтому проблем нету, я часто вообще не участвую. Даже когда она одна дома, то играется с машинками? что такое принцессы мы вообще не знаем.
А у меня наоборот, старшая девочка, а младший мальчик, так наш мальчик знает, что такое заколки и куколки и Эльза и весь набор принцесс, потому что старшая принцесса 🙂 но и машинками все любят поиграть :))
Наш тоже в курсе всех диснеевских принцесс?
У моих деток тоже ровно 2 года разница. Вместе читаем перед сном, вместе рисуют, вырезают, аппликации делают, каждый на своём уровне. Пожалуй это и все, кроме прогулок.
У меня только один ребенок, поэтому я тут не советчик, конечно. Но, вдруг вам как-то поможет. Нам как-то подарили маленький проигрыватель с хорошим сильным звуком. Записала туда много песен, которые нравятся, аудио-сказок, в т.ч. по мультикам, которые нравятся (ссылка на сайт была в группе, выбор там и качество на высоте), и сидит копается в Лего или рисует и слушает, повторяет что-то и это слушание снижает его физическую активность ))). Т.е. это один из способов увеличить русский инпут и не затратно для мамы совсем. Насколько читала и слышала, часто детям с такой небольшой разницей как у вас могут нравится одни и те же сказки.
Да, спасибо, аудиосказки у нас в планах (пока мама ужин готовит и уже не в состоянии разговаривать?)
Животные, география, физические явления. Эти материалы подойдут и для 5 и для 3 лет. Кто травоядный, кто хищник, сколько на земле океанов. Забавные задачи на логику (задачи — шутки), игры в слова или города. Игры на развитие фантазии, игры на загадывания слов и их угадывание. Игры в рифмы. Учить вместе стихи и песни, делать опыты и эксперименты. Рисовать вместе и придумывать истории. Лепить. Делать поделки из разных материалов. Читать. Вот то, что бысто приходит в голову.
Это все мы способны делать, но не оба одновременно. Меня интересует организация одновременных занятий.
Они же еще часто хотят делать один одно другой другое
Ага. Но как только сделаешь два варианта, окажется, что обоим надо то, что у другого. Причем у мелкого не будет получаться, и он будет истерить?
@Анна о да!
У меня вместе получаются только настольные игры,просмотр фильмов и чтение..
Все остальное как уже было описано выше,сил и терпения,особенно если еще и школа.
Младшей 5.5 ( последний год дет.сада),старшей практически 8 ( 2 ой класс)
При разнице в 2,5 года у нас много ревности за внимание мамы/ папы. Вплоть до бытовых мелочей… Но и соревновательный момент туда же..
Может потому что обе ??
Не думаю, что от пола зависит? Мои борются, к примеру, за кусок соли для ванны каждый раз. Одно время приходилось ломать попалам. Сейчас младший дорос терпеть до следующего раза, и теперь по очереди. И таких мелочей много.
А какие настольные игры им были интересны пару лет назад, не помните?
@Анна у нас шло на » ура» — домино и различные бродилки,пазлы
Спасибо! Старшая любит и паззлы и домино. А младший — нет?
Будем искать общее.
Поэтому я тоже?
У нас на ура шла съёмка мультфильмов и строительство огромных картонных моделей (замков, ракет). А к этому можно привязать любое обучение: чтение как утроены мосты, написание сочинения, то есть сценария доя мультфильма. Старшая может вырезать или рисовать мелкие детали, младшая рисовать всей рукой большой кистью.
Интересно! А в каком возрасте?
Старшему было пять, младшей два. Снимали короткие мультики, пробовали разные техники: Метод двухфазной Мультипликации, мульт с игрушками
Stop motion. Аппликация день рождения.
Пластилиновый мульт зоопарк.
Как интересно! Надо почитать, что это такое! Надеюсь с технической частью справиться?
А попробовать делать материалы опираясь на старшую, но чтобы она была как наставник для младшего. Объясняя материал другому, она будет усваивать намного лучше, да и дети порой могут намного проще взрослых донести нужный смысл. Главное что её планка не будет понижаться, а сын освоит тот объём на который способен в данный момент
Пробовала. Пока не идет.
Попробуйте готовить с ними вместе. У меня двойняшки, 2г10 месяцев, но они, как ваши, очень разные по характеру. А вот готовить любят вместе. Вашим даже проще: старшая может читать рецепт (чтение), они могут измерять и добавлять ингредиенты (математика), могут помогать резать (моторика). Мои режут цветную капусту силиконовым и ножом для масла и им очень нравится резать и смешивать и отсчитывать сколько чего и куда добавить. Так что ещё и развитие речи:-) причём одна очень любит поесть, а вторая равнодушна к еде. Но как то их обеих затянуло.
Да, готовка нас тоже выручает. Старшая пока только слоги читает, но на будущее возьму вашу идею.
@Анна , мои пока даже букв не знают:-) но мы говорим об овощах и на другие темы. И отмерять им продукты очень нравится.
если речь идет именно о занятиях, то разделите их на 2 части — одна общая и одна только для 5ти летки. В общей части вы можете включить логопедические элементы — гимнастика ротовой полости, чистоговорики, скороговорки, логопед. песенки — дети очень любят петь. Грамматические игры — жадина например ( показываете картинку и спрашиваете чье?- смысл научиться определять род существительного и местоимения) , придумывать рифмы ( рона- рона -рона громко каркает ворона ) , играть в противоположности, настольные логические игры , загадывать картинки изображая их звуком или пантомимой и другое. Вместе играть в театр — выражать эмоции, нарисуйте доброе , злое, печальное солнышко например и просите детей говорить как доброе или как злое солнышко. Проводите игры на сенсорику — пишите им на спине цифры пусть угадывают, с закрытыми глазами едят разные продукты, угадывают на ощупь , на звук и др.
С 5ти леткой отдельно можно заняться чтением. Мне нравится пособие для чтения Нефедовой а потом книга для самостоятельного чтения Аксельрод
Спасибо.
А если чередовать? Например выбрать тему недели или месяца.. Африка, рождество, тело человека… и по Очереди работать: день с одним, день с другим.. у кого выходной — играет или смотрит мультик на русском, или программу по теме, или обучающее видео.. отдыхающий не будет мешать, тему вместе обсудить смогут и книги на ночь можно подбирать по теме и разом для обоих. А сложность подбирать под каждого. Ну и игры разные совместные…
Но маме да, готовится хотябы разом на тему
У нас не получается «один занимается, второй мультик смотрит». Они всегда вместе.
а если второй лепит, делает картину из пластилина, рисует… короче творчество на заданную тематику… ну и к примеру отгородить пол стола — пусть сюрприз первому делает. как награду за занятие..
Читаю-завидую. Какие у всех дети послушные, что скажешь то и будут делать. Знаю, знаю, сама виновата, воспитывать надо было лучше
@Olga не послушные))) это идеи ж выкладывают, а их ещё вопросить нужно. Моему или через большой интерес, или через мотивацию (читаем легкий шантаж ???) ну или твёрдое НАДА!!!
Заниматься со старшим ребенком , ему по возрасту уже нужны занятия , а младший будет рядом играть/бегать/рисовать и тоже нахватается информации , и стихи запомнит не хуже старшего , и новые слова/выражения тоже в голову попадут . В свободное время просто включайте обоим аудио сказки , рассказы . Даже , если дети не сидят чинно и не слушают внимательно , всё равно польза — они хоть краем уха ухватывается информацию, слова, выражения , интонацию , ударения в словах . Не только от мамы русский язык будут слышать , и от других людей тоже 🙂
Старшей уже можно давать самостоятельные задания , типа прописи прописать или поставить знакомую сказку ( подлиннее ) на аудио , и пусть ее слушает и рисует сюжет этой сказки . А в это время — с младшим позаниматься , тем , что ему по возрасту подходит .
Оксана, напомните, пожалуйста, какая у ваших разница в возрасте.
3,5
Младшие имеют тенденцию отвлекать старших. В пять лет прописи самостоятельно? Сильно! Не, я всегда знала что с моими детьми что-то не то, сейчас лишний раз в этом убедилась 🙂
А что там сложного ? Пунктирные линии пообводить. Для маленьких детей ( дошкольников ) есть прописи , но они легкие : пообводить по пунктирной линии игрушки , палочки/крючки и все такое .
бывают разные дети, зачем все время сравнивать и делать какие-то выводы из этих сравнений. В этой группе как-то с трудом мамам дается эта простая истина…
Вот такие простые детские прописи — для детей 5-6 лет . Минут на 15 хватит .
В это время с младшим позаниматься , пока старший ребенок пишет/рисует .
@Oksana да я знаю какие прописи для пятилеток, уверена и автор вопроса знает, вопрос не в них а как сделать чтобы один занимался а второй не мешал. Если один рисует второй с мамой занимается сценарий скорее всего будет такой-пойду посмотрю чем там брат/сестра с мамой занимаются либо — не хочу с мамой заниматься, хочу рисовать. А там уже начинается-борьба за карандаши, бумагу и тд и тп
@Elina да ладно, прям уж и позавидовать уже нельзя что ли
@Olga а зачем? у кого-то глаза голубые, а у кого-то карие — смысл сравниваться все время и рефлексировать на эту тему?
Ну, если мама не сможет младшего удерживать , то да , будет уходить и смотреть , что там сестра делает . А может ребенку с мамой интереснее будет … От детей зависит . Я с младшим вообще не занималась в этом возрасте , только со старшей дочерью , братик всё равно все слышал , даже , если игрался/рисовал/бегал в это время . Вот только прописи сестры он в трех-четырехлетнем возрасте сам все исписал/изрисовал ( воровато оглядываясь )), чтобы не забрали и не наругали 🙂
@Elina встречный вопрос-вы передергиваете. Зачем?
@Elina и вам приятного дня ❤️
У нас разница 1,9 в принципе примерно такая же. Играем вместе в игры на внимание, логику, холодно горячо, лепят вместе, рисуют, Лего. Потом грамматика с каждой своего уровня. Прописи всем свои. Старшая сейчас учит младшую слогам. Главное, чтобы увлекательно было и вы в хорошем настроении. Больше ориентируюсь на старшую, младшая подтягивается)
А как вы грамматику с младшей проходите?
Девочкам 4 и 6