Как говорить с детьми на тему особенных детей, инвалидности? Чтобы он относился с пониманием
Девушки, трепетный вопрос.
Ребенок до рос до возраста, когда начала замечать разных людей. Ему 5. А как вы разговариваете с детьми на тему особенных детей, инвалидности? Что делаете, чтобы ребенок прочувствовал, проникся и относился с пониманием и теплотой? Может есть еще какие-то хорошие мультики-книги на эту тему?
Цветик-семицветик
Спасибо! Отличное напоминание! Как-то не припомнилось сразу)
Тоже только хотела написать.
Малышке было 5 лет, сыну 8лет села за комп показала какие есть люди. Полные, синдром Дауна»солнечные дети» и дцп и т.д. много разного! И сказала им, что это не смешно! Что они не выбирали какими родиться. Сейчас дети нормально относятся к разным детям и сочуствуют. В принципе, я всегда им показываю что и как есть? без ванили и муси пуси. Так же дети любят всех собак и животных.
А как вы объясняли, что все люди -люди и что физические особенности не говорят о внутренности и характере. Вопрос про пятилетку. Мне вот с этим сложно.
Любовь, вот за людей с синдромом Дауна сказала, что это самые хорошие люди никого не обижают по этому их и называют «солнечные дети»..а вот есть плохие люди, которые над ими смеются и могут воспользоваться ихней доверчивостью. В семье есть с разными болезнями и на их примере рассказывала, что вот мы их любим , независимо какие они. Было бы вам приятно если над ними будет кто-то смеяться? …ну поплакали двое? сын играл с мальчиком у которого аутизм…говорил, что он такой хороший. Даже для парня с аутизмом был большой прогресс, так как не играет с мамой и бабушкой? как говорят, надо воспитывать до 7 лет!
@Liybov, с сыном недавно посмотрели хороший мультик про аутизм. Если найду линк, то поставлю. Но там говорилось что мы все разные: кто-то блондин, а кто-то рыжий, разный цвет глаз, рост, телосложение и т.д. It’s ok to be different because we all are
А может даже фильмы какие-то есть?
Никак не акцентирую внимание как на что-то особенное. Просто объяснила, что все разные и это абсолютно нормально. Есть такие кому нужно больше нашей помощи. Что ко всем надо относиться с уважением . Никак не говорю что кто-то особенный, все на этом свете особенные и уникальные, а не какие-то отдельно выделенные люди. Тогда получается, что кто-то нормальный, а кто-то особенный. Поэтому и объясняю что мир очень разноообразен и и мы можем помочь нуждающимся в помощи( тогда и объясняю, например ходить не могут или понять чего-либо не ходят и т.д). Иоей тоже 5 лет сейчас.
Можно (кроме прочего) обсуждать такие вещи в семье. То есть не специально с ребенком, а в принципе — формировать атмосферу. Например, вы с мужем обсуждаете какие-то новости? Вот, в их числе, какие-то случаи, с несправедливостью, с нарушением прав… Ребенок, понятно, спросит, кто это такие — вы спокойно поясняете, что такой же человек, но с лишней хромосомой/врожденной особенностью/ч.-л. еще. И, говорите вы, очень часто к таким людям относятся несправедливо, недоброжелательно, только потому, что они чем-то отличаются. Это же неправильно?
Ребенок познает мир через вас, ваше отношение к окружающему. Если он видит, что вы не замалчиваете эту тему, что у вас принято относиться так — он воспримет это как само собой разумеющееся.
Уфф, надеюсь, смогла донести мысль :))
Спасибо!
У нас в семье этого действительно мало. Просто в стране такой живем, где очень высокая степень толерантности и вообще. Буду стараться следовать совету- он действительно очень дельный и мудрый. Спасибо
Мы тоже в очень толерантной стране живем. У моих детей слова «сексизм», «эйджизм», «феминизм» — в повседневном обиходе 🙂 но они постарше уже, 12 и 15 🙂
Ого! Как же так вышло?!?
«Анатоль и его кастрюлька», хороший мультфильм. не про что-то конкретно, а о том, что каждый человек особенный, у каждого есть своя «кастрюлька», и надо принимать людей такими и помогать им. Хотя много и других смыслов, для каждого свой. мультик замечательный.
Спасибо, обожаю такие мульты с артхаусным уклоном)
Очень крутой- сейчас посмотрела. Обязательно покажу. У нас как раз закончились качественные мультики. Спасибо!
да, если детям такое не рассказывать, они выучат что-то другое, от других людей
Очень очень трогательный мульильм. Каждый раз смотрю и грусно очень. Дома такой же сынок растёт.
@Anna пусть его катрюлька никогда не накроет его с головой. Чтоб все было хорошо.
Спасибо.
у нас есть такая книга https://www.youtube.com/watch?v=uWb43e1cPGk
спасибо! гляну сейчас
нам помогает садик. с самого раннего возраста самые разные детки вместе с обычными вместе. и все дети видят, что все разные. кто-то не говорит, кто-то что-то не умеет. привыкают не глазеть и не удивляться. а принимать как должное и помогать. а в школах уже ведется контроль и пресекаются попытки насмешек над кем угодно «не таким».
«принимать как должное и помогать» — правильное направление.
Я не как не объясняю, кроме слов все разные. Кто то блондин, у кого то глаза зеленые , кто то плавает хорошо, а кто то поет и тд.
Вот и инвалиды или особенные детки это просто люди со своими особенностями.
Если не встретили ещё, то зачем объяснять, накручивать, акцентировать? Ведь это весьма абстрактно. И сложно ребёнку и непоНятно. Если столкнётесь , тогда и стоит обьяснить. И простите, но как может проникнуться 5-летний ребёнок ? Конечно, каждый случай индивидуальный. Если у инвалида отклонение, которое не мешает общению и игре, то самое лучшее -не жалеть такого ребёнка, а воспринимать и играть с ним, как с равным, учитывая особенности.
Простите , но мне кажется , не стоит «натаскивать» детей на жалость . У них и так все хорошо с эмпатией))
Встретили и замечает и невсегда адекватно реагирует. В здоровом отношении и вопрос.
Вы знаете , в местных школах (у нас, во всяком случае) с этим вопросом здорово справляются. Все-таки у них бОльший опыта адекватного отношения. Я бы Спросила совета учителя. Мне кажется тут «непередавить» так же важно, как и обьяснить.
Эммм, никто и не давит)
@Natalia а почему вы говорите про жалость? как раз своих детей надо учить нормально относиться к разным людям и детям. никто о жалости и не говорит. чтобы ребенок понимал, как играть и общаться с детками, которые рядом с ним, но, например, передвигаются на коляске, или костылях. Почему онкобольным детям что-то можно, что-то нет, но играть и дружить с ними можно и нужно, просто придерживаясь, может осторожностей, каких-то. И если в окружении ребенка появился кто-то с особенностями развития, нужно научить деток толерантности, где-то терпению, и расказать, что в чем-то они может отстают, а в чем-то другом наоборот лучше всех вокруг. Сейчас примеров в интернете много, есть видео, передачи, фильмы. Главное родителям не прятаться от непростых тем.
Я не про вас) вообще. К вопросу, как преподнести.
@Lesia я как раз и говорю о нормально отношении. Жалость или на другом полюсе- это не норма.
@Lesia вы не говорите, но кто-то говорит. Ну, вот и в комментариях.
Мне кажется что если ждать поговорить на эту тему, то ребёнок может оказаться в ситуации когда он встретит человека с особенностями а вас рядом не будет. У меня в раннем детстве было пару ситуаций когда друг или кузина на пару лет старше смеялась над ребёнком который был «не как все». Ну и я вторила. Взрослых рядом не было. Я не понимала как это могло быть обидно, да и общество нас этому не учило. А так получилось что до сих пор помню маленький эпизод — значит и во мне этот момент засел. Поэтому с сыном уже давно пытаюсь заводить разговоры на разные жизненные темы, но чтобы «в тему» а не просто так. Мне кажется ему нравится что я желюсь .
Не разговаривала именно в 5,у нас тут инвалидов часто на улице можно встретить/,т.е.дети и в год на них внимание обращали,я рассказываю и о том,что есть люди,у которых проблема с мозгом,потому выглядят они иногда страно и ведут себя необычно,есть те,кто потерял руку или ногу,такое бывает и т.д.О ком спросят,о том и говорю.
Мультфильм «Цветик-семицветик»
Недавно видели девочку в инвалидной коляске, дочка (3 года) спросила почему так…просто объяснила, что девочка болеет, не может ходить, ей этой информации хватило пока
Недавно моя трехлетняя дочь спросила почему большого мальчика везут в коляске. Я объяснила про больные ножки и что бывает, что люди не могут сами ходить и их возят или они передвигаются на специальных инвалидных колясках. Дочка выслушала и сказала: «Мама, я тоже буду тебя катать, когда у тебя ножки заболят!»
Это так здорово!
@Liybov Да, я расстрогалась. Хотя лучше, пусть ножки не болят)
Цветик- семицветик
просто говорю, что это такие же люди как мы , но они немного особенные. моя дочь — ей 6 . спрашивает кто такие инвалиды. я ей говорю. что это могут быть люди без руки, без ноги, в коляске, на костылях, они могут плохо слышать плохо видеть но они такие же как мы и относиться к ним надо хорошо.
Дочке хоть и 4 годика, но начала тоже замечать… Раз сидим в машине, проходит черно кожий парень, а моя говорит мне «мама почему он такой чёрный и ужасный», я сказала, что его создал Бог таким, и он не ужасный, а не обычный и душой они очень хорошие люди…
Не знаю правильно я тогда ей ответила, но не хочу чтобы у неё в душе была хоть капля расизма)))
Лучше пусть она думает, что темно кожие, они добрые…) чем «ужасные»
Участвуйте в различных благотворительных мероприятиях где находятся разные люди с особенностями и без. Я считаю что ребёнок должен считать их равноправными и не чувствовать к этим людям жалости или ещё каких то чувств. Многие люди с особенностями хотят быть такими же как обычные дети/взрослые.
Книги «Роза морей» и «Безухий заяц» читали с детьми от 4 лет.
Цветик-семицветик
Это на английском, но по-моему очень хорошее объяснение аутизма. Сын с удовольствием посмотрел несколько раз подряд. https://m.youtube.com/watch?v=6fy7gUIp8Ms
У них в школе два спец класса с детьми аутистами, и 5-классники которые хотят записаться в best buddies club к ним приходят пару раз в неделю чтобы помогать и играть с ними. Мой будучи во 2 классе спросил может ли он стать best buddy не дожидаясь 5 класса…. расскажу маленькую предисторию: Мой сын не знал об аутистах когда пошёл в школу. Я часто волонтирила в школьной библиотеке. За час до того как приходил класс сына, приводили классы аутистов. Двери в библиотеку закрывались, так как были дети которые всегда пытались убежать. Были дети которые кричали или плакали, а были которые могли подойти и гладить или голову положить на тебя. Скажу честно, первый раз был немного шок, так как я и сама не знала как себя вести, как не сделать случайно так что может расстроить детей. А вдруг какое-то слово или действие может расстроить ребёнка…Была зима, и помимо всех детских вирусов и простуд, нужно было дизэнфицировать столы и стулья когда те классы уходили, особенно потому что рты и носы не прикрывались когда чихали, а кто-то мог и стул облизывать и и.д. Узнав что я нахожусь в библиотеке с «особыми» детьми, сын сказал чтобы не хотел что б я туда ходила «чтобы от них не заразиться». Я ему объяснила, что инфекционные болезни можно получить от кого угодно если не иметь хорошую гигиену, а то что у этих детей, то это не заразно. Так начались наши разговоры о людях с особенностями развития и вообще разных людях. Если я вижу что-то интересное на тему для его возраста, то делюсь с ним. Естественно это изменило как он думает — ведь людям присуще не любить или боятся того чего они не понимают. Ну и вот в этом году вот он сам попросил записаться в клуб чтобы дружить и помогать особым детям, но годика 2 придётся подождать…
Кстати, если вы не владеете английским, я могу попытаться перевести слайды.
Ой, у нас этот разговор впервые сильно давно был, плохо помню уже. Но идея в том, что все люди время от времени болеют, при этом болезни бывают разные.
Иногда болезнь лечится, иногда — нет. Иногда заболевают взрослые, иногда — дети. Иногда — с рождения (недавно, кстати, в разговоре о генах всплыло, что иногда болезни возникают до рождения). Все хотят жить, все хотят любить и быть любимыми, все имеют на это право. Вопросы про цвет кожи тоже были (года в 3-4, до этого как-то ребенок не обращал внимания на другой цвет кожи садиковской подружки), ответ все тот же — гены ( люди разные, из разных стран и мест, с разной комбинацией генов, чаще всего, хотя и не всегда, дети похожи на родителей).
А можно ещё про религии? Сын докопался до еврейского мальчика зачем ему такая шапка (ещё и смеялся, так как ему она показалась смешной, мы ничему такому не учили конечно и никогда не акцентируем внимание на одежде, даже разговора не было). Ему 3 года, пыталась закинуть удочку про религии и церковь, ничего не понял ?
Ну, собственно, все так же: все люди разные, из разных мест с разными традициями. Вот ты, например, говоришь по-русски, потому что мама-папа говорят по-русски. А вот сейчас подойдёт какой-нибудь Джон и будет из-за этого над тобой смеяться. Приятно? Нет. Вот и не делай так. Это замечательно, что ты обращаешь внимание на различия людей, это действительно очень интересно и познавательно, но смех может обидеть, не делай так 🙂
Я бы такую аналогию не проводила бы. Не так мало есть детей, которые стесняются говорить по-русски, стесняются, когда родители говорят по-русски. Я бы сравнила с чем-то другим.
Именно поэтому в 3 года я бы проводила эту аналогию. Потому что говорить по-русски для ребенка из русскоговорящей среды должно быть так же естественно, как для ребенка из еврейской религиозной семьи носить кипу.
Наша воспринимает это как должное. Не спрашивает. Если цвет кожи другой- для неё это норма, у неё подружки всегда то африканки, то китаянки. Ей по барабану. И это просто супер. есть кузина- ещё девочка с диабетом, постоянно палец колет, сахар проверяет в крови. Так наша авторучками тоже себе типа сахар проверяет. Просто объясняем, почему. Но нашей лучше без подробностей- слишком впечатлительная. Может не просто посочувствовать, но и расплакаться от жалости :-)))
Что внутри мы все одинаковые, сердце, кости, мышцы, и что больно и радостно одинаково. Цвет кожи ни при чём. Наш друг не имеет ладони, от рождения. Детям помогло. Они спросили 1 раз и больше не возвращались к теме.
Моя смотрела танец балерин. И выдает : эта тетя помылась, эта не помылась( на темнокожую балерину).
Сказка «Цветик-семицветик» и мультфильм.
https://rusbatya.ru/7-multfilmov-kotoryie-uchat-obshhatsya-s-osobyimi-detmi/
.
отличный мультфильм, проект подруги. https://youtu.be/Nx4iFNfjqN0
У нас в садике практикуется инклюзивное образование. Так что дети все узнают в саду.
У меня сын аутист, и меня эта тема всегда беспокоила, только если можно так сказать, с другой стороны. Дети могут быть очень жестокими, и очень хорошо просто с раннего детства своим отношением показать, и рассказать, что все мы разные и ничего особенного в этом нет.
обязательно, так и делаем.
Как малышу рассказать про детишек с аутизмом или другими особенностями?Мне не хочется называть такого ребёнка больным или что он болеет.
@Masha мультик «про диму «неплохой. по моему. посмотрите.
@Masha ну вы же не можете это отрицать?
Masha mamuro Можно просто рассказать что есть люди которые мыслят и принимают мир с другой точки зрения. Есть вещи которые им даются не легко, такие как общятся с незнакомыми, или им тяжело находиться в большой компании, они любят уединяться. Но это не значить что они не хотять дружить и играть.
Они могут хорошо знать матиматику или запоминать хорошо даты (или другое достижение). Просто надо принимать их такие какие они есть.
@Masha, вы сами и сказали — «особенности».
Да, прекрасное объяснение
Ну называть детей с аутизмом больными это совсем неправильно. Аутизм это не болезнь, это особенность развития нервной системы. Я против, что б моего ребёнка называли больным. Может особенным, да, наверное это нормально. Можно просто сказать, что у всех есть разное мнение, и у таких детей свой взгляд на вещи. Я так объясняла своему сыну, когда он поссорился с другом, и не мог понять, почему тот не согласен с ним. Просто сказала, «что мы все думаем по разному. И если твоё мнение не совпадает с его, то это не значит, что кто-то не прав, и не надо доказывать свой взгляд, а может просто принять, и легче, если вы не будете говорить на эту тему…. и он всё равно может оставаться твоим другом»
я бы деток с аутизмом, синдромом дауна и подобное — назвала бы особенные детки, они просто немного отличаются от нас. А больными детками бы назвала деток с раком, при отсутствии конечностей или в коляске — ну что-то, что явно физическая болезнь.
Мультик про Диму
Есть невероятный испанкий мультик «Cuerdas» (Струны), так и перевода не надо, все и так понятно. Не могу найти полную версию.
На cbees есть передача днем идёт We all Friends называется. Ещё на том же канале ведущая девушка такая симпатична, без руки.